Сенатор: в Дальний Восток должны поверить люди
Всем живущим на Дальнем Востоке знакомо ощущение, когда после длительного перелета выходишь на трап, вдыхаешь знакомый воздух и понимаешь — дома! Сопки, безмолвно-белые зимой, сочно-зеленые летом и безумствующие разноцветьем осенью. Море — то темно-серое, то бриллиантово-зеленое, то переливающееся серебром свежего улова. И тем больнее подсчитывать итоги «западного миграционного дрейфа» — перетекания населения в другие регионы нашей страны, пишет сенатор Анатолий Широков в своей колонке для «Известий».
«Около 500 тыс. начиная с 2002 года уехало, а этому предшествовал и массовый исход 1990-х. На 2016 год — 6 млн 195 тыс. человек на территорию 6 169 329 км². Пустеющие поселки, уезжающая молодежь, ликвидирующиеся предприятия... Любому неравнодушному человеку это очень трудно понять и принять.
Поэтому крайне важно развернуть этот «дрейф» в обратном направлении. Но не методами «штрафной колонизации», не принудительными миграциями (проходили уже), а созданием здесь такой социальной среды, чтобы природные условия Дальнего Востока становились естественным дополнением к достойным и современным условиям жизни. Ведь самым точным критерием освоенности любой территории является закрепляемость населения.
Именно этому и посвящен целый комплекс специальных программ и проектов, которые разворачиваются сегодня в регионе и составляют его уникальность. Среди дальневосточных проблем нет простых, одношаговых в решении. Поэтому каждая программа, каждый проект имеет сложную структуру и одновременно является частью целостной модели развития Дальнего Востока.
Здесь родились и развиваются территории опережающего развития — знаменитые ТОРы; действуют правовые режимы «свободного порта» и особой экономической зоны и пр., предоставляющие своим резидентам обширные налоговые и таможенные преференции. Всё это фактически — приглашение бизнесу приходить в регион, приносить инвестиции, создавать новые рабочие места.
Нарастает популярность программы «Дальневосточный гектар». Из простой идеи выделения гектара земли на Дальнем Востоке гражданам России эта программа выросла в комплекс возможностей и льгот желающим стать хозяином земельного участка здесь. Последняя новелла — предоставление получателям «гектара» по 250 тыс. рублей в качестве подъемных. В феврале начнется третья, решающая стадия реализации этой программы, и соцопросы позволяют оптимистично смотреть на ее осуществление.
Законы дальневосточных субъектов Федерации о налоговых каникулах для вновь создаваемых предприятий мелкого и среднего бизнеса, вступающий в силу федеральный закон о выравнивании в 2017–2019 годах дальневосточных энерготарифов со среднероссийскими, формирование особых «дальневосточных» разделов во всех федеральных целевых программах, более 770 млрд рублей в целом в федеральном бюджете-2017 на проекты Дальнего Востока.
Ни один скептик сегодня не может поставить под сомнение действительно особое положение Дальнего Востока среди других макрорегионов России. Но самое главное — чтобы в успех дальневосточной политики поверили люди. Те, кто сегодня живет на территории «тихоокеанского фасада» России, и те, кто мог бы приехать сюда из Сибири и с Урала, из Москвы и Краснодара, Вязьмы и Оренбурга. Чтобы потребность жить на Дальнем Востоке была продиктована не только «туманом и запахом тайги», но и современным уровнем возможностей рожать и растить здесь детей, жить в современных домах, иметь достойную работу и зарплату... И тогда в этом «краю далеком», куда «только самолетом можно долететь», действительно иные песни запоет «зеленое море тайги». Я в это верю».
Фото: guyanese.ru