США нарастили объемы финансирования НКО в России
Общественные фонды из США в тесной кооперации с федеральным правительством в Вашингтоне держат вопрос с поддержкой деятельности некоммерческих организаций (НКО) в России на контроле.
Как стало известно «Известиям», за прошлый год финансируемый из бюджета США и распределяющий гранты по всему миру Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED) увеличил адресную финансовую помощь ряду российских организаций с 8 миллионов долларов до 9,3 миллиона долларов.
Отчетность NED по освоению денег в России за 2014 год, с которой ознакомились «Известия», представляет собой закрытый для публикации классифицированный перечень с описанием деятельности НКО, получивших конкретные суммы. Опрошенные «Известиями» эксперты сходятся во мнении, что этот факт свидетельствует о том, что фонд ушел в подполье, прикрывая грантополучателей в России.
Из отчетности следует, что NED поэтапно расширяет свое влияние в стране. Так, если в 2013 году профинансировано 85 организаций по девяти различным направлениям деятельности (борьба с коррупцией, гражданское образование, демократические идеи и ценности, свобода объединений, свобода информации, права человека, укрепление НПО, верховенство закона и укрепление политических институтов).
В 2014 году список грантополучателей составил 96 НКО, причем с большой вероятностью они не повторяли прошлогодние 85 структур. Примечательно, что в прошлом году выделено отдельное направление деятельности – «политические процессы». По ней две организации получили по 450 тысяч долларов на проведение тренингов и семинаров среди локальных организаций для повышения их политической активности и продвижения прозрачности.
Объем финансирования НКО, занимающихся борьбой с коррупцией, увеличился на 400 тысяч долларов в год – до 1,6 миллиона долларов. Всего NED профинансировал семь таких НКО (против пяти годом ранее). Еще 58 тысяч долларов было перечислено НКО, которая вовлекает граждан в решение проблем коррупции. На 500 тысяч долларов увеличена поддержка НКО, продвигающих демократические идеи и ценности, их количество возросло с трех до семи. 400 тысяч долларов получила организация, которая устраивает встречи по вопросам соблюдения прав человека и злоупотребления историческим прошлым. 88 тысяч долларов было выделено на проведение исследований уровня гражданской активности в обществе, еще 43 тысячи долларов ушло на исследование гражданского общества для повышения эффективности внутренней организации социальных групп.
В прошлом году, согласно реестру минюста РФ, из американского фонда финансирование получили «Ресурсный правозащитный центр», «Молодежный центр консультации и тренинга», еврейское отделение «Муниципальной академии», калининградская организация информационно-правовых программ «Женская лига», новосибирский общественный «Фонд защиты прав потребителей», благотворительная организация помощи беженцам «Гражданское содействие», санкт-петербургская правозащитная организация «Лига избирательниц», Институт развития свободы информации и Фонд поддержки расследовательской журналистики «19/29».
Еще одиннадцать организаций упоминались в списках грантополучателей NED 2011 года. Среди них значится информационно-просветительский и правозащитный центр «Мемориал», Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» (самоликвидировался), «Центр социального проектирования «Возрождение», архангельская общественная организация социально-психологической и правовой помощи лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам (ЛГБТ) «Ракурс», «Агора», «Планета надежд», «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова», «Эко-Логика»,, «Общественный вердикт», информационное агентство «Мемо.ру», при этом только в «Ресурсном правозащитном центре» (РПЦ) не стали отрицать финансирование от NED. Директор центра Мария Каневская сообщила, что полученные средства шли на правовую поддержку других НКО, а к концу текущего года из-за проблем с финансированием РПЦ принял решение о ликвидации.
Согласно материалам минюста, перед грантополучателями ставится одна общая цель – воздействовать на принятие органами власти решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики.
При этом американский экономист Уильям Энгдаль в интервью «Известиям» счел непрогнозируемой реакцию Госдепа США в случае, если бы там узнали, что ФСБ России создало некое «национальное предприятие по развитию американской демократии» и направляет миллионы бюджетных средств на тренинги, Twitter-восстания, борьбу с полицейским террором и практическое обучение протесту чернокожих молодых активистов. Использование этой схемы во время неудашейся «революции зонтов» в Гонконге осенью 2014 года и успешный госпереворот на Украине в феврале 2014 года Энгдаль полагает следствиями деятельности NED за рубежом.
Член Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков прямо называет постоянных грантополучателей NED в России – общество «Мемориал», российское отделение Human Rights Watch и отделения Комитета солдатских матерей в Москве, Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе и в Перми.
По мнению Маркова, обвинить эти НКО в использовании зарубежного финансирования для реализации политических целей нельзя – гранты выделяются под основную работу этих организаций (общественные исследования, хозяйственная деятельность и т.д.). «Попытка скрыть конечных получателей сделана для того, чтобы скрыть «американские уши» и не подрывать доверие публики, которой занимается организация»,– считает эксперт.
Однако двойные стандарты в работе названных и некоторых других организаций налицо, заключает Марков. Например, Центр солидарности, призванный формировать в России независимые профсоюзы, на деле занимается подготовкой «цветной революции» в стране, а комитет «Голос Беслана», формально поддерживающая семьи погибших в североосетинском городе 3 сентября 2004 года, де-факто занимается общественным прикрытием террористов, обвиняя власти страны в организации трагедии, констатирует политолог.
Неправительственный фонд NED был учрежден в 1983 году Конгрессом США и получает ежегодно порядка сотни миллионов от правительственного агентства США по международному развитию (USAID), деятельность которого в России была запрещена в 2012 году.
Как следует из материалов USAID, NED распределяет свои гранты через четыре основных «канала»: Американский центр международной трудовой солидарности (ACILS), Центр международного частного предпринимательства (CIPE), Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт (NDI). В 2014 и 2015 годах NED получил от USAID 135 млн. долл., а проект на 2016-й год предусматривает выделение 103,4 млн.
Кроме денег американских налогоплательщиков, NED получает средства от транснациональных компаний (Chevron, Coca-Cola Company, Goldman Sachs, Google, Microsoft), а также перечисления от Торговой палаты США. Среди частных спонсоров фонда значатся бывшая госсекретарь Кондолиза Райс, экс-министр обороны США Фрэнк Карлуччи, кинопродюсер Ларри Коэн, бывший советник президента США по нацбезопасности Генри Киссинджер, экс-президент Всемирного банка Роберт Зеллик.
Куратором евразийских (в том числе, российских) неправительственных и других общественных организаций в NED является Надя Дюк – дочь бывшего хорунжего Украинской повстанческой армии (УПА) Петро Дюка, эмигрировавшего после Второй мировой войны в Лондон. Кроме того, исполнительный вице-президент NED Надя Дюк замужем за американцем украинского происхождения Адрианом Каратницким, возглавлявшим в 1993-2004 годах организацию Freedom House, которая с помощью технологии «мягкой силы» продвигает в мире американскую доктрину.