США сокращают финансовую помощь странам Центральной Азии
Кардинальное сокращение объемов военной и экономической помощи США государствам Центральной Азии отмечает в своем исследовании агентство Eurasia Daily.
Агентство приводит данные, указанные президентом США Дональдом Трампом в направленном Конгрессу запросе об оказании помощи зарубежным странам на 2018 год. Очевидно, Трамп приступил к выполнению своего предвыборного обещания о сокращении объемов внешней помощи.
Так, военная помощь США центральноазиатским странам в 2018 году составит 9,153 млн долл. по сравнению с 15,67 млн в 2017 году. Финансирование военных нужд Казахстана упадет с 2,6 до 1,7 млн долл., Киргизия получит 1,46 млн после 4,06 млн, полученных в этом году. В полтора-два раза сократится и американская помощь оборонным ведомствам Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Общая сумма военной помощи постсоветским странам Центральной Азии составила за период с 2000 по 2017 годы составила 1,92 млрд долл., примерно 40% из них получил Казахстан. Аналитики издания приходят к выводу, что «подобные пропорции в пользу Казахстана выдают стремление американцев посредством военной помощи сыграть в геополитическую игру с самой дееспособной страной региона».
Резкое сокращение военного финансирования пришлось на 2012 год – начало второго президентского срока Обамы. С приходом администрации Трампа произошло второе кардинальное сокращение объемов помощи.
Что касается экономической и гуманитарной помощи Штатов центральноазиатским странам, то в 2018 году она будет оказана только трем государствам: Киргизии по программам Фонда экономической поддержки и развития и Программы глобального здоровья (по этим каналам идет финансирование на экономические и гуманитарные цели) будет переведено 18 млн долл. вместо 47,6 в текущем году, Таджикистану – 17,3 млн вместо 35 млн; Узбекистану достанется самая скромная экономическая помощь в размере 9,8 млн долларов, зато ее объем практически не сократился по сравнению с 2017 годом. Казахстан и Туркменистан по этим программам не получат от США ни доллара.
Если рассматривать, как и в случае с военной помощью, тенденции последних 17 лет, то становится очевидным преимущественное финансирование Киргизии. «С одной стороны, это было связано с тем, что в этой стране была размещена первая американская военная база в регионе, и потом у американцев была надежда сделать из этой страны некий демократический образец для остальных стран региона». Эти планы США, впрочем, не увенчались успехом.
«Средняя Азия окончательно лишилась приоритетного статуса в американской политике, но при этом в Вашингтоне с интересом наблюдают за тем, как Китай предлагает масштабные экономические проекты региону, а России — укрепление военной безопасности», - пишет издание.
При этом подчеркивается, что военная и экономическая помощь США другим государствам есть не что иное, как инструмент «глобального управления миром, американского влияния» и механизм «привлечения и удержания союзников». «Даже небольшие объемы помощи отдельным странам являются символом хороших отношений с США и означают реальный рычаг влияния американцев», - указывают эксперты.
Фото eurasianews.info