Стрелков: России не избежать распада
У страны только три варианта будущего: распад, национальная диктатура или диктатура олигархии, заявил «БИЗНЕС Online» бывший министр обороны ДНР, лидер движения «Новороссия» Игорь Стрелков.
Разворот в политике Москвы от «крымской речи» Путина с идеей Русского мира до фактической поддержки тех процессов, которые сейчас происходят на Украине происходил не одномоментно. Москва колебалась от одной позиции к другой. Это началось в конце апреля, когда было заседание совбеза и было принято решение не вводить войска.
Я был на Украине, мне приходилось довольствоваться только слухами, как, впрочем, и сейчас мне об этом не докладывают. Тогда мне пришлось выйти на публичную арену, и это было для меня очень серьезным испытанием и необратимым шагом в жизни. Это вывело меня из тени, в которой я вполне комфортно себя чувствовал. И еще одна очень важная реперная точка, которая резко ускорила процесс поворота, — это визит президента Швейцарии Дидье Буркхальтера 6 мая 2014 года. Тогда было принято решение отказаться от признания результатов референдума 11 мая в Донбассе.
Окончательной точкой, развернувшей и резко ускорившей ход событий, стало признание президентом Порошенко 26 мая. Признав Порошенко, Путин тем самым развязал руки украинской армии, которая до того момента воевала против нас крайне неохотно, если вообще воевала. С этого момента у Украины появился легитимный президент, приказы которого начали выполнять военные. До этого воевали только отдельные спецподразделения. Там тоже были разные настроения, желающих воевать было очень немного, но с 26 мая приказы начали выполняться.
Как ученый-историк могу сказать, что Москва не могла бы взять Украину, не изменившись внутри себя. Присоединив Крым, Москва перешла Рубикон. Обратного пути нет. Если бы из Крыма сделали новое очередное Приднестровье, то были бы варианты. Очередная отложенная война, непризнанная республика... Сейчас, когда Крым в составе России, отступать некуда.
Я уверен, что Путин все это понимает. Идти на Крым, идти на Украину означает немедленно проводить реформы внутри страны, избавляться от пятой колонны. Без избавления от пятой колонны поход обречен на неудачу. Находясь в том положении, в каком находится сейчас, Россия не могла присоединить Украину, не может и не сможет никогда. Я и сейчас думаю, что, идя на Крым, Путин все это понимал. У него был великолепный шанс войти в историю вторым Петром Великим, вторым Сталиным.
Внешняя победоносная война могла сплотить государство, помочь сокрушить пятую колонну, укрепить власть. В той ситуации, в какой Россия находилась тогда, Путин мог себе позволить то, что он не может позволить себе сейчас. Он этот шанс упустил безвозвратно. В нынешнем своем состоянии РФ не может воссоединить Украину. Внешнеполитическая победа оказалась какой-то недоделанной, кривой.
Что же касается Третьей мировой войны, то я уверен, что никакой Третьей мировой войны не было бы. Если бы Путин продемонстрировал готовность идти до конца, то Запад понял бы его логику и не стал бы ему противостоять. Взял бы Путин всю Украину или только часть — это было бы предметом торга. Но когда Путин стал отступать — вот с этого момента его начали давить. Мировая война более вероятна сейчас, при слабой России, когда она показала неготовность отстаивать свои национальные интересы, но показала готовность послать войска за тридевять земель и еще при этом продемонстрировала выдающуюся неэффективность этих войск.
Фото: РИА Новости