Суд Гааги отказал Китаю в правах на шельф в Южно-Китайском море
Пекин не имеет «исторического права» на спорные территории в Южно-Китайском море, в том числе на искусственный остров Файери Кросс, где могут совершать посадку военные самолеты. Такое решение огласил международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, сообщает Reuters.
Суд также отметил, что у Китая не было законных оснований претендовать на исторические права на ресурсы в пределах морских территорий, попадающих под девятипунктирную линию.
Кроме того, в вердикте отмечается, что Китай нарушает суверенные права Филиппин, проводя поиски природных ресурсов на шельфе Рид-Банка. А строительство насыпных островов в этих районах наносит ущерб окружающей среде.
Споры вокруг Южно-Китайского моря обострились в 2012 году, когда Китай начал там работы. Филиппинские власти обвинили Пекин в попытке оккупации территориивблизи спорных островов. Тогда три китайских корабля какое-то время находились неподалеку от рифа Скарборо, считающегося одной из наиболее спорных территорий. Бруней, Вьетнам, Малайзия и Тайвань тогда выразили озабоченность деятельностью КНР в этом районе.
Между тем, Китай не признал решения трибунала. МИД КНР распространил заявление, в котором говорится, что Пекин считает недействительными решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге, потому как он был инициирован в одностороннем порядке Филиппинами.
Битва Пекина за этот район понятна – через Южно-Китайское море проходит почти треть мирового морского грузопотока, а шельф расположенных там островов богат полезными ископаемыми, в том числе нефтью.
По мнению экспертов, такое решение Гааги может обострить ситуацию в регионе и даже привести к конфронтации.
«Сейчас ситуация становится крайне непредсказуемой, потому что эмоции очень велики. Китай заранее высоко поднял ставки, сказав, что не будет признавать решения суда в любом случае. Самое негативное, что может быть – все те примирительные шаги, которые предлагались: взаимная деэскалация, доступ рыбаков к спорным территориям, отвод войск с тех территорий, которые они сейчас занимают – все это становится абсолютно невозможным, в первую очередь, для китайской стороны. А значит никакой деэскалации не будет», — считает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.
Фото: reuters