В МВД предложили отбирать детей у родителей с психическими отклонениями
Министерство внутренних дел России озаботилось предотвращением преступлений против детей, которые могут совершить их психически нездоровые родители. Для этого полицейские предлагают сделать само психическое заболевание основанием для лишения родительских прав, сообщает Life.
Согласно данным МВД, родители с психическими заболеваниями всё чаще нападают на собственных детей. Чтобы таких случаев стало меньше, полицейские считают необходимым изменить систему работы с психически больными людьми.
По законодательной инициативе МВД, врачи будут обязаны сообщать органам опеки обо всех случаях совместного проживания детей с психически нездоровыми родителями. На сегодня врачи не разглашают эту информацию, ссылаясь на врачебную тайну, что, по мнению полиции, мешает органам опеки принимать какие-либо меры для своевременной защиты детей.
Наконец, полицейские попросили вице-премьера Ольгу Голодец «проработать вопрос» об изменении статьи № 69 Семейного кодекса, в которой прописаны основания для лишения родительских прав, добавив туда «психическое заболевание одного из родителей».
Независимые эксперты раскритиковали предложение силовиков и сочли его «почвой для больших злоупотреблений».
«Это дискриминация. Это нарушение прав человека. Человек может быть признан недееспособным только судом. И тогда ему назначается опекун, который помогает с воспитанием детей. Но никогда детей у душевнобольных не отбирали. Это, простите меня, фашизм какой-то.
Медицинские органы не сообщают никаких диагнозов, только если по запросу суда. Для чего это сообщать? Чтобы отбирали права у матери, у которой, скажем, депрессия? В состоянии ремиссии она абсолютно адекватный человек. И почему органы опеки должны знать, что она страдает депрессией?
За всю мою 50-летнюю практику случаев, когда больные родители убивают своих детей, было крайне мало. Наоборот, чаще совершают преступления абсолютно здоровые люди», – приводит Life слова детского психиатра Галины Козловской.
С Козловской солидарна психиатр Центра охраны психического здоровья РАМН Татьяна Крылатова.
«Психическое заболевание не может быть основанием для лишения родительских прав. Это только часть вопроса. Заболевание может возникнуть у любого человека, оценка недееспособности – это очень профессиональный акт, который осуществляется даже не отдельным врачом, а целой медкомиссией. Отнимать детей по формальным поводам, даже если речь идёт о психическом здоровье родителя, совершенно неприемлемо. Человек может успешно пройти лечение, а затем далее выполнять свои родительские функции», – говорит Крылатова.
Руководитель центра зашиты семьи «Иван Чай» Элина Жгутова видит в инициативе силовиков возвращение к советскому опыту карательной психиатрии.
«У нас уже есть несколько случаев, когда у матерей по надуманным поводам пытаются изъять детей. Они естественно не соглашаются с таким решением опеки, с действиями полиции, и ведут себя сообразно – сопротивляются, выражают, мягко говоря, недовольство.
В этот момент вызывается скорая психиатрическая помощь и несмотря на то, что у нас в стране нет принудительной психиатрии, мать на три недели забирают в психиатрическую больницу – якобы, на дообследование. А ребенок естественным образом остается безнадзорным, и его по акту о безнадзорности изымают органы опеки. Вот вам простая схема, по которой любого человека, не согласного с решением органов опеки, можно поместить в психушку.
Я не знаю, почему МВД у нас вообще в этом участвует. У нас 80% изъятий детей в России осуществляется именно по актам о безнадзорности – с участием сотрудников полиции. Все это подтверждает, что МВД полностью включено в схему ювенальной юстиции. И теперь мы видим очередное звено в данной цепи. Этот закон лишь закрепит уже имеющуюся практику и создаст почву для злоупотреблений», – рассказала Жгутова в интервью «Царьград ТВ».
Остается заметить, что апелляция силовиков к ответственной за "социалку" в правительстве Голодец не случайна. В конце мая в пресс-центре ТАСС сенатор Елена Мизулина выступила с докладом «Ювенальная юстиция – современный вызов России и миру» (подробнее - см. материал "Колокола России"), в котором назвала Ольгу Голодец одним из главных архитекторов-оформителей системы ювенальной юстиции в России.