Явлинский рассказал о своих разногласиях с Гайдаром в начале 90-х
Лидер либерально-демократической партии «Яблоко» Григорий Явлинский в интервью радиостанции «Бизнес ФМ» вспомнил, как проходили экономические гайдаровские реформы. Несмотря на свои прозападные взгляды, Явлинский не поддержал мгновенную либерализацию цен в 1992 году, сбросившую отечественную экономику в пропасть, и не вошел в правительство Егора Гайдара.
Напомним, член новой команды президента Бориса Ельцина Гайдар последовательно выступал за мгновенный отказ государства от стратегического планирования в экономике, а также за отказ от единого экономического пространства с бывшими советскими республиками.
«Это была идеология не Гайдара, а Вашингтонского консенсуса, и именно это являлось предметом получения или неполучения Россией кредитов от МВФ и Всемирного Банка.
И Леонид Кравчук, как первый секретарь компартии Украины, первый президент Украины, и уж тем более Витольд Фокин, как председатель Совета министров, они прекрасно знали, что разорвать хозяйственные связи, и не войти в экономический союз, и деньги сделать с сегодня на завтра они не смогут… То есть если бы была политическая воля, если бы было единство в этом вопросе, то на тот момент можно было сделать единое экономическое пространство, начинать вместе дальше работать.
Хотя, конечно, настроения сепаратизма там были. Но дело еще в том, что эти настроения сепаратизма очень активно поддерживались теми же нашими западными товарищами. Они сказали, что обеспечат всем национальную валюту, что не надо делать единую валюту, что не надо делать единое экономическое пространство, что мы сделаем свои деньги для Молдовы, для Киргизии, я уж не говорю про Украину. У всех будут собственные деньги, не надо… Потому что они продолжали свое геополитическое противостояние. Западные страны настаивали на экономической дезинтеграции стран СНГ», – отметил политик.
Также Явлинский рассказал, почему его сотрудничество с Гайдаром в правительстве не удалось.
«Он уже был и.о. премьера, и он меня уговаривал, чтобы я тоже туда вошел. А я его спрашивал, я говорил: Егор, вот ты хочешь освободить цены в один день, ты понимаешь, что будет? Но вот представь себе. Орловский молокозавод, он обслуживает шесть областей, он с сегодня на завтра сможет объявить любые закупочные цены и любые отпускные. Он же уничтожит все, он же установит такие закупочные и такие отпускные, когда все разорятся и ничего не будет. Зачем это делать? Давай потратим год-полтора на то, чтобы вывести систему последовательно и начнем с того, что будем формировать… Короче, ты понимаешь, что ты затеваешь? То, за что ты взялся, это авантюра. Он мне ответил: «ну и что».
На этой фразе, на этой его реплике были построены все наши с ним дальнейшие отношения, потому что я не мог себе представить, как человек, который начинает такое дело, в ответ на, как мне казалось, весьма содержательные соображения, может ответить «ну и что». А дальше он сказал: ты никогда здесь не будешь делать реформы, а я буду. Я спросил: интересно, почему? Он сказал: потому что ты добрый, а я злой, а здесь нужно силой все делать», – отметил лидер «Яблока».
Знаменитый либерал заявил, что действиями его коллеги-либерала были шокированы даже на Всемирном экономическом форуме в Давосе.