Закупки российской нефти — политический выбор Китая?
Китай намерен сократить закупки нефти в Саудовской Аравии и странах ОПЕК. Поднебесная выбирает сотрудничество с Россией, в ущерб нефтяным контрактам со странами Ближнего Востока, — пишет Правда.Ру.
Генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, в интервью изданию пояснил, что причины для такого разворота лежат не в особой любви Китая к России, а в том, что он стремиться диверсифицировать внешний импорт нефти. «Поэтому, — по словам Бушуева, — он закупает немножко у Венесуэлы, немножко у Африки, теперь и у России».
Собеседник издания отмел версию о том, что такая политика Китая способствовала снижению цен на нефть, — саудитиы, стремясь вернуть китайский рынок, сбрасывали цены, пытаясь сделать закупки нефти в РФ нерентабельными. Он отметил, что Саудовская Аравия начала демпинговать раньше, чем Китай принял решение о закупках нефти в России. По его мнению, китайцам, безусловно, выгодно покупать нефть на Ближнем Востоке, но они ставят политику выше экономики, поэтому и не реагируют на привлекательные предложения саудитов, которые упали в цене, но «азиаты не клюнули».
Виталий Бушуев положительно оценил переход России и Китая к взаиморасчетам в национальных валютах. По его мнению, это будет способствовать стабилизации рубля — национальная валюта России не будет так привязана к курсу доллара. Тем не менее, Виталий Бушуев предположил, что рост рубля и снижение доллара не продлиться долго. Для США снижение доллара невыгодно, а состояние рубля обусловлено не столько российско-китайскими экономическими отношениями, сколько санкциями: например, запретом российским банкам на получение валюты от иностранных финансовых учреждений. Таким образом, Виталий Бушуев выдал почти сенсацию, предположив, что состояние рубля более не зависит от положения на рынке энергоносителей. «Прямой зависимости от нефтяных цен сейчас уже нет», — подытожил эксперт.
***
Предположения господина Бушуева звучат минимум странно. Возможно, это стремление выдать желаемое за действительное. В самом деле, трудно предположить, что Китай будет действовать в ущерб себе. И если это произойдет — китайцы станут закупать нашу более дорогу нефть и откажутся от саудовской, — то это скорее результат неких подковерных договоренностей между Пекином и Москвой, а не добрая воля Поднебесной. Странно звучит и предположение об отсутствии связи между падением рубля и низкими нефтяными ценами. Саудовская Аравия, как главный спонсор и США, и ИГИЛ, и еще многих противных России сил — все эти понятия, похоже, теперь связаны между собой и образуют некую антироссийскую ось — кровно заинтересована в падении рубля и развале российской экономики. Она, таким образом, убивает множество зайцев: услужит своему главному защитнику США, поддержит ИГИЛ — в самом деле, откуда у Исламского государства та нефть, которой оно торгует по бросовым ценам, как не от саудитов? Поэтому влияние нефтяного фактора на курс рубля со счетов списывать нельзя. Разумеется, есть и другие причины, в том числе и указанные господином Бушуевым, но полностью отметать низкую цену на нефть, как причину падения рубля — значит вводить общественность в заблуждение, что выглядит нарочитым игнорированием очевидных происков врагов России, а это уже называется и наказывается по-другому.