Изучение геополитики сделает школьников мыслящими
Введение геополитики в школьную программу станет отличным дополнением к развитию патриотической системы образования
Выступая на Втором Всероссийском съезде учителей географии, министр образования и науки РФ Ольга Васильева поддержала введение обязательного ЕГЭ по географии, при этом отметив необходимость повышения значимости географии в российских школах и улучшение качества преподавания предмета. По сути говоря, глава образовательного ведомства вновь начала поворот в сторону этой важной науки, которая после распада СССР во многом оказалась несправедливо обделена вниманием. В то же время, поворот в географии вполне может стать ступенькой на пути изучения в школе другой важнейшей науки, тесно с ней связанной, – геополитики.
По словам Васильевой, необходимо в целом повысить престиж преподавания географии и улучшить материально-техническую оснащенность этого предмета в российских школах. «Кабинет географии в школе должен быть хорошо оснащен, у учителя должен быть весь перечень необходимых инструментов обучения», – заявила глава Минобразования.
Стоит отметить, что изначально новый глава Минобра выступила с идеей возвращения и опытного применения всего лучшего, что было в российском образовании за последние сто лет. Идея усиления роли географии в нынешней российской школе путем введения обязательного ЕГЭ по этому предмету прекрасно вписывается в новую концепцию развития отечественного образования. Как в царские времена, так и в советский период география была одной из важнейших наук, которая формировала у учащихся одно из важнейших знаний – представление о мире, природе, её устройстве и функционировании. География была одним из предметов, оказывающих наиболее сильное влияние на человека в плане формирования его мировоззренческих компетенций и осознания своей роли в этом мире. Иными словами, география принимала непосредственное участие в формировании личности человека, став неотъемлемым элементом в воспитании подрастающего поколения.
***
Однако весьма неожиданный поворот нашего образовательного ведомства к этой важнейшей науке заставляет задуматься о возможности изучения в школах другой, не менее важной для формирования мировоззрения личности науки, при этом теснейшим образом связанной с географией – геополитики. По сути говоря, геополитика – это сплав географии и политологии. Основы последней дисциплины изучаются в школах на курсах обществознания в «политическом» блоке предмета, где даются общие сведения о политических системах, формах государственного устройства, формах правления и прочих очень важных для понимания политических процессов явлениях. При этом обществознание является одним из наиболее популярных предметов у школьников, о чем говорят стабильно высокие цифры количества сдающих по этому предмету ЕГЭ.
Отсюда вопрос – почему бы не объединить эти два предмета, введя в старших классах хотя бы на факультативных началах геополитику? Эта наука рассматривет взаимоотношения государств и блоков государств на глобальной арене через призму географической детерминации. Геополитика дает стройное и логическое объяснение происходящего на мировой политической арене, понятно и доступно объясняет причины вражды государств, их цели, а также средства, которыми они пользуются для их достижения. В целом же, геополитика обладает необходимой методологией для толкования современных геополитических процессов, их сути и направленности.
При этом в современной России она набирает всё большую популярность, хотя в СССР находилась под негласным запретом и была объявлена наряду с политологией «буржуазной лженаукой». Большая советская энциклопедия в своем определении геополитики обвиняла её в «использовании извращённо истолкованных данных физической и экономической географии для пропаганды агрессивной политики империалистических государств». Однако поражение СССР в Холодной войне и его последующий распад привел к всплеску популярности геополитики в России и странах СНГ, заставив многих искать в ней ответы о причинах успеха Запада в борьбе с СССР, а также ответы на то, как России следует действовать в сложившихся после 1991 года геополитических условиях. При этом в Западных странах геополитика, начиная с конца 19 века, была одной из главных научных дисциплин. Не будет преувеличением сказать, что именно на её теоретических основах была создана практическая методика действий против СССР.
***
Вообще, главным тезисом геополитики как науки является «географический рельеф как судьба». География в геополитике выступает в роли той же функции, что и деньги и производственные отношения в экономической теории марксизма. Иными словами, география ставится во главу угла при анализе мировых политических процессов. Природно-климатические и иные географические условия в геополитике являются фундаментом для формирования определенного типа мировоззрения того или иного народа. То есть народы, изначально живущие в разных географических условиях, построят в итоге разный общественно-политический строй и воспримут совсем другие идеологические концепции. И здесь геополитика рассматривает мировые процессы исходя из вечного антагонизма двух типов общественно-политических и идеологических систем – теллурократия (континентальный тип) и талассократия (морской тип). Их борьба в глобальном масштабе и является побудителем мировых процессов.
Согласно геополитике, континентальные общества склонны к консерватизму и традиционализму. Это обусловлено тем, что они веками живут на одной территории, воспринимая и впитывая не меняющийся на протяжении многих столетий окружающий их природный ландшафт. Неизменность окружающего мира, в свою очередь, порождает привычку к стабильному и неменяющемуся на протяжении поколений образа жизни и следованию традициям предков.
Полной противоположностью являются морские общества. В силу близости к морям и океанам, их судьба связана с морской торговлей и исследованиями новых земель. Соответственно, они не живут в условиях несменяемого ландшафта, но в условиях постоянной смены окружающей обстановки, потому склонны к переменам, придавая гораздо меньшее значение традициям, нежели представители континентальных обществ. Для талассократов земля, на которую они смотрят с моря, является объектом нападения, ограбления и порабощения. Для теллурократов же земля, на которой они живут на протяжении многих сотен лет, является объектом защиты от посягательств других.
Типичными примерами морских обществ являются государства с преобладающей торгово-колонизационной функцией: Древние Афины, Карфаген, Британская империя, Соединенные Штаты. Типичными примерами сухопутных держав являются Спарта, Римская империя, Россия.
При этом Россия владеет территорий так называемого Хартлэнда, или «срединной земли», которая располагается на территории европейской части России и Сибири, при этом уходя немного на юг в сторону Кавказа, Каспия и Средней Азии. Согласно геополитике, обладание Хартлэндом – это ключ к обладанию «большим островом» – Евразией, а обладание Евразией – это ключ к господству над миром. Соответственно, Россия, располагающаяся на территории Хартлэнда, имеет гораздо больший по сравнению с некоторыми другими державами (например, Китаем) потенциал для создания Евразийской империи. Для усиления своей мощи Хартлэнду нужно расширяться от своих границ во все стороны по направлению к морю. В свою очередь, морские державы стремятся не допустить Хартлэнд к морям. И здесь теллурократия и талассократия вступают в извечную борьбу за обладание «Римландом» (окраинной землей – территорией в Евразии, опоясывающей Хартлэнд и являющейся главной ареной борьбы суши и моря). Государства «Римланда» – Франция, Германия, Китай, Индия и другие, в силу своего промежуточного характера, могут склонять то в сторону суши, то в сторону моря.
Задача сухопутной державы – завладеть «Римландом» и выйти к морским рубежам, задача морской державы – не допустить выхода суши к морю, блокировав её по всему периметру «Римланда». Для этого используется так называемая «стратегия анаконды», принцип, которой был сформулирован в конце 19 века американским адмиралом Альфредом Мэхеном. Суть её в том, чтобы не пускать сухопутную державу в море, окружив и блокировав её цепью недружественных государств, военных баз и иными способами. Блокированная со всех сторон сухопутная держава в итоге должна ослабеть в экономическом и военном плане и сдаться на милость талассократии. После чего морская держава должна установить контроль над Хартлэндом, что будет означать её полную и безоговорочную победу в геополитическом противостоянии с сушей.
Подобная ситуация сложилась после распада СССР, когда морская держава – США – одержала полную победу в глобальном противостоянии с сухопутной силой – СССР. И именно тогда известный американский политолог Френсис Фукуяма написал свой знаменитый труд «Конец истории», где объявил об окончании геополитического противостояния в мировом масштабе и окончательной победе талассократии над теллурократией. Однако Фукуяма явно поспешил сделать столь далеко идущие выводы. Хартлэнд в лице России хоть и был ослаблен, но смог подняться с колен. После этого геополитическая борьба вступила в свою новую фазу, которую мы и можем сейчас наблюдать.
***
Полезно ли было бы школьникам знать теоретические основы геополитики, дабы лучше разбираться в политических вопросах современности? Несомненно, да. Геополитика дает ясные и точные ответы на вопросы, почему происходит именно так, а не иначе, зачем и для чего государства предпринимают те или иные шаги. Для современной молодежи, на которую каждодневно выливаются тонны всевозможной информации, в том числе о нынешних политических реалиях, подчас очень тяжело разобраться во всех хитросплетениях современного мирового геополитического процесса.
Отсюда непонимание роли государств и их целей, что выражается в убеждения вроде того, что Запад – это наш друг, который только и хочет, что осчастливить нас демократией, да вот только Кремль, тиран, не позволяет.
Подобные убеждения, кстати, царили в предмайданной Украине, где молодежь, зомбированная «европейскими ценностями», просто не понимала, что её используют лишь в качестве элемента геополитической борьбы, направленной на дальнейшее окружение России-Хартлэнда цепью недружелюбных государств.
Российская молодежь должна знать принципы геополитики и рассматривать нынешние политические процессы через её призму. В конце концов, молодежь – это будущее страны, и от того, какими мыслями и идеями молодое поколение руководствуется в оценке происходящих событий, зависит будущее России как единой, могущественной державы. Геополитика – это прекрасный инструмент для воспитания мыслящих патриотов своей Родины.
Иван Прошкин