«Независимый» рейтинг вузов. Государство бежит с «образовательного рынка»?
Большинство высших учебных заведений, получивших знак качества по критериям Минобраза, оказались коммерческими.
В минувший понедельник в Москве прошел круглый стол «Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности в вузах РФ-2017». Участники мероприятия собрались, чтобы оценить результаты рейтинга российских университетов, полученного в результате голосования преподавателей, студентов и их родителей.
Оценка качества работы вузов по критериям, определенным Министерством образования, условно считается независимой, так как за ее проведение отвечает внешняя организация-оператор (в данном случае – «Социальный навигатор» МИА «Россия Сегодня»). Среди основных критериев оценки приводятся: открытость и доступность информации о деятельности учебного учреждения, вежливость работников, их компетентность, уровень материально-технического обеспечения, готовность рекомендовать вуз родственникам и знакомым и, наконец, общий уровень качества, как у нас ныне принято говорить, «образовательных услуг».
В рейтинге участвовали 400 российских образовательных организаций: государственные головные, филиалы государственных и негосударственные вузы. Его общие итоги можно было предугадать заранее: по всем параметрам государственные вузы уверенно занимают первое место, далее идут их филиалы, а вот коммерческие образовательные организации пока с трудом могут с ними конкурировать.
Если посмотреть на сводный рейтинг по регионам, мы увидим, что частный сектор в высшем образовании очень хорошо развит в Нижегородской области, Республике Марий Эл и Калининградской области. Общая же картина та же – государственные вузы захватили пальму первенства, причем во многих краях, областях и республиках у них в принципе нет конкурентов.
Рейтинг имел налет «инновационности» – в нем могли участвовать только учебные заведения, имеющие сайты в интернете, а особо важными моментами в оценке был уровень взаимодействия со студентами и абитуриентами через электронную почту, специальные формы на сайтах, уровень развития удаленных сервисов и т.д. Лучшие вузы в этой категории в будущем смогут рассчитывать на государственную поддержку. Сильные и слабые места интернет-представительств вузов оказались следующими:
По итогам вроде бы независимой оценки преподавателей, студентов и их родителей также опубликован список самых популярных вузов с акцентом на регионы. Однако в нем расклад получился прямо противоположный - противоречащий выше приведенным данным. Абсолютное лидерство среди "вузов народного доверия" почему-то захватили частники. Со списком лучших университетов можно ознакомиться здесь.
***
Выступавшие на круглом столе проанализировали и даже немного покритиковали саму концепцию рейтинга. Так, по мнению заместителя министра образования и науки Павла Зеньковича, образовательная сфера не должна иметь статуса предоставителя услуг.
«Одним из поручений президента Владимира Путина была организация независимой оценки уровня работы учреждений в социальной сфере, что мы и попытались реализовать. Цель проведенного опроса – получить обратную связь от студентов и их родителей, возможность коммуницировать с людьми, отвечать на их запросы в высшем образовании. Хотя я считаю, что образование – это не услуга, а студент – не потребитель. Обратите внимание, наше мероприятие посвящено оценке образовательной деятельности, а не качества услуг. Все время приходится искать синонимы», – отметил Зенькович.
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций в 2017 году ‒ это третий этап оценки российских вузов. За все время работы (2015-2017 гг.) были исследованы 903 вуза. Третий этап можно назвать своего рода имиджевым взглядом, это попытка заглянуть на «кухню» высшего образования через заднюю дверь. Тем не менее, чиновники предлагают относиться к нему серьезно.
«Многие в нашей стране ставят под сомнение значимость вузов в регионах, но это возможность получить образование тем студентам, которые захотели переехать в другой город, не обязательно в федеральный центр.
Если вы посмотрите результаты этого рейтинга, далеко не всегда те вузы, которые входят в топ, оказывались на вершине оценки качества образования в наших предыдущих исследованиях. Cоответственно, независимая оценка помогает вузам («второго порядка» – прим. ред.) продвинуться вперед и показать свои преимущества», – отметил Зенькович.
***
Таким образом, мы видим, что обсуждаемый рейтинг «качества образовательной деятельности» и был реализован для «выравнивания» в образовательной среде, для возможности частным вузам с небогатой историей и не слишком высоким авторитетом как-то проявить себя на почве инноваций и благожелательного отношения к студентам. Наверно, именно этим можно объяснить отсутствие в списке лидеров, к примеру, МГУ, МИФИ, МГЛУ, Бауманки, Первого медицинского или Консерватории. Уж вряд ли у них ужасно неинформативные интернет-сайты, напрочь отсутствует обратная связь с абитуриентами или менее «дружественная среда» по отношению к студентам. Зато мы найдем там аж целых 23 малоизвестных коммерческих вуза из 38 «лучших».
При всем уважении, приведенные выше показатели никак не могут заменить такие критерии, как профессионализм выпускаемых специалистов и их востребованность на рынке труда, как авторитет и научная цитируемость преподавателей, уровень фундаментальной научной базы, стоящей за тем или иным образовательным учреждением.
И потом, еще большой вопрос, можно ли считать действительно независимым рейтинг, оператора для проведения которого назначает государство в лице того же Минобра, критерии для которого утверждаются приказом того же ведомства. От учета мнений органов местного самоуправления оно почему-то решило отказаться, что вряд ли поможет воссоздать объективную картину.
Также заметим, что при сборе отзывов студентов имеет смысл предоставлять им не только варианты ответов «да/нет» в формате тестового анкетирования, а оставить графу для развернутых ответов, в которых люди могли бы поделиться личными впечатлениями. Иначе выходит, что мы подходим к оценке качества высшего образования с позиций набившего уже оскомину ЕГЭ.
«Выравнивание» и стандартизация вузов, которыми, похоже, озабочены в Минобре, при таком подходе приведут к падению «образовательных услуг» ведущих государственных вузов до уровня коммерческих, а последние при этом еще и будут находиться в топе всевозможных новоразработанных рейтингов. Что, впрочем, очень соответствует последним тенденциям по уходу государства с социального «рынка».
Варвара Грачёва