Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Оружие
08.12.2016 08:00

Российские ядерные поезда охладят пыл западных «ястребов»

Новые ядерные железнодорожные составы «Баргузин» станут самым грозным оружием России и веским аргументом при переговорах с Западом

На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны. Сказанное немцами – это один из тех случаев, когда западной прессе можно поверить на слово, поскольку новый железнодорожный ядерный комплекс, очевидно, станет самой сильной головной болью для стран Запада, отчего-то решивших в последние годы, что с Россией позволительно разговаривать с позиции силы и пренебрежения.

Стоит отметить, что, как это ни удивительно, Die Welt признает, что появление у России ядерных поездов – целиком и полностью «заслуга» Запада. «Усиление агрессивной политики НАТО по отношению к России и отправка Альянсом дополнительных контингентов в Восточную Европу привело к ответной реакции со стороны русских, одним из элементов которой и стало воссоздание устрашающих ракетных поездов», – пишет издание.

Почему Запад так нервно реагирует на воссоздание БЖРК в России? Дело в том, что у ядерного поезда, или, как его называли в СССР, «поезда номер ноль», есть одно веское и неоспоримое преимущество перед другими ядерными вооружениями – такие поезда совершенно незаметны для средств слежения со стороны потенциального противника. Во-первых, такие поезда замаскированы под обычные пассажирские вагоны и на первый взгляд не вызывают никакого подозрения. Более того, «поезд номер ноль» постоянно передвигается по всей территории страны, где есть железнодорожные пути. Посему вычислить в нем ядерный поезд средствами слежения практически невозможно, а это значит, что потенциальный противник не имеет никакого представления о том, где находится смертельный состав, готовый в любой момент превратить в выжженную пустыню государство размером с Францию.

Именно из-за своей скрытности такие поезда представляют гораздо большую опасность, чем, к примеру, морские ядерные силы, стратегические ракетоносцы или ракеты шахтного базирования. И если отследить подводные лодки с ядерным вооружением на борту еще представляет для средств слежения потенциального противника определенную сложность, то с шахтами и самолетами такой проблемы не возникает.

Это прекрасно осознавали в СССР, где разработка ядерных поездов началась еще в 60-е годы. В то время и Советский Союз, и США активно наращивали свои стратегические ядерные силы, готовясь к уничтожающей ядерной войне. При этом определяющее преимущество в таком конфликте имел тот, кто произведет первый пуск ракет, что позволит выиграть некоторое количество времени до того момента, пока противник осознает, что против него начата ядерная атака. Этот небольшой промежуток времени и должен стать решающим, уничтожив стратегические ядерные силы противника и лишив его возможности нанести ответный удар. Естественно, что такая тактика предполагает нанесение ядерных ударов  прежде всего по объектам базирования ядерных сил противника. Для СССР, обладавшего меньшим ядерным потенциалом, чем США, создание мобильного типа ядерного оружия, которое бы не затронул вражеский удар, стало особенно актуальным.

«Ядерный поезд» с виду практически ничем не отличается от обычного состава

Именно поэтому Москва достигла на этом поприще гораздо больших успехов, чем Вашингтон. Так, основной проект «ракетного поезда», получившего кодовое название «Молодец», был представлен уже в начале 1970-х годов, а через несколько лет появились первые прототипы боевых ракет, которые предназначались специально для «поезда номер ноль». Тем не менее, прошло еще более 10 лет, прежде чем «ядерный состав» наконец-то заступил на боевое дежурство.

Новый тип вооружения состоял из трех дизельных тепловозов, семи вагонов командного пункта, вагона-цистерны, хранящей необходимое для передвижения состава топливо и смазку для тепловозов, а также трех пусковых установок, замаскированных под обычные, ничем не примечательные вагоны поезда. На вооружении чудо-составов стояла ракета РТ-23, получившая в НАТО название SS-24 «Sсаlреl». Каждая такая ракета несла в себе 10 боезарядов, оснащенных новейшей на тот момент системой преодоления даже самой совершенной противоракетной обороны противника. При этом, по некоторым подсчетам, мощность одного ядерного поезда равнялась 900 «хиросимам».

Всего же к моменту распада СССР на вооружении Советской Армии состояло 12 ядерных поездов с 360 боеголовками на борту, постоянно передвигавшихся по территориям Костромской и Пермской областей. Этого было вполне достаточно, чтобы превратить в пылающий ад всю территорию Североамериканского континента. И в Вашингтоне это прекрасно понимали.

Впрочем, осознавали американские стратеги также и то, что если врага невозможно победить военными средствами, то необходимо заставить его пойти на переговоры на выгодных для себя условиях, посредством них добившись военного-политического доминирования над противником. К сожалению, ядерные «Молодцы», можно сказать, появились в не самое лучшее время. Период Перестройки ознаменовался сдачей Советским Союзом всех своих геополитических позиций за рубежом, подрывом военной мощи собственной армии и дальнейшим распадом самого государства.

Запад, получивший от Михаила Горбачева и Бориса Ельцина такой воистину царский подарок, как уничтожение своего главного геополитического противника, не преминули воспользоваться благоприятной для себя возможностью по окончательному подрыву советского военного наследия. Именно по настоянию США и Великобритании в период «дружбы с Западом» в 1990-е годы советские БЖРК сначала были сняты с боевого дежурства, а затем в начале «нулевых» отправлены на металлолом. Уцелели из 12 поездов лишь два, один из которых на данный момент красуется в Музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, а другой – в Техническом музее АвтоВАЗа в Тольятти.

Казалось, что эпоха «атомных составов» навсегда ушла. Тем не менее, геополитические вихри истории вновь позвали этих мастодонтов на ответственную боевую службу. Дело в том, что за последующее после распада СССР время американская военная доктрина претерпела некоторые изменения. Если в эпоху глобального противостояния с СССР ставка делалась на развитие ядерной мощи, то отныне Пентагон руководствуется так называемой стратегий «глобального неядерного удара». Она подразумевает использование неядерных средств поражения – высокоточных ракет, которые могут быть запущены как с наземных установок, так и с кораблей, подводных лодок и самолетов. Ракеты направляются на важнейшие объекты гражданской и военной инфраструктуры противника, разгром которых приведет к капитуляции врага. Иначе говоря, это своеобразная война на расстоянии, которая позволяет «вбомбить противника в каменный век» и лишить его воли и возможности к сопротивлению. Подобная стратегия, кстати говоря, была испробована во время агрессии НАТО против Югославии. В дальнейшем элементы такой войны в разной степени были применены в обоих войнах против Ирака, а также агрессии против Ливии в 2011 году.

Москва, которая еще до 2014 года начала проявлять всё большую озабоченность бесцеремонным вмешательством своих «западных партнеров» в дела других стран, имела определенные опасения, что, в случае гипотетического начала боевых действий с Западом, такой же метод ведения боевых действий будет применен и против России, в том числе её ядерного потенциала, удар неядерным оружием по которому лишит российские вооруженные силы возможности для нанесения ответного удара. Более того, резко ухудшившаяся в 2014 году геополитическая обстановка и усилившееся военно-политическое давление стран Запада на Россию, сделало военный конфликт с Соединенными Штатами и Европой более вероятным. Поэтому Москва начала искать средства для укрепления собственных вооруженных сил, в том числе ядерной триады, ища средства для минимизации потерь от возможного ведения против России «войны на расстоянии». Одним из рецептов и стало возрождение наших ядерных поездов.

В 2014 году командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-майор Сергей Каракаев заявил о воссоздании «поездов номер ноль» под новым названием – «Баргузин». При этом проектирование нового смертоносного состава началось еще в 2012 году и завершилось год назад. А уже в ноябре этого года были проведены первые испытания «Баргузина», о чем и разразилась истерикой зарубежная пресса.

По имеющимся сведениям, ракетой для нового ядерного поезда станет РС-24 «Ярс», масса которой составляет свыше 47 тонн (в отличие от 100-тонных «Скальпелей» на «Молодцах»). Каждая ракета будет содержать в себе четыре боеголовки, а дальность поражения составит 11 тысяч километров. Меньшее количество ядерных зарядов на «Ярсах» по сравнению со «Скальпелями» во многом компенсируется большим количеством ракет на «Баргузине» по сравнению с «Молодцом» – шесть против трех. Путем нехитрых подсчетов получается, что каждый «Баргузин» несет в себе 24 ядерных заряда по сравнению с 30 на «Молодце». Разница не слишком существенная.

Более того, новый ядерный поезд имеет одно серьезное преимущество перед старым. Дело в том, что «Молодец», несмотря на свое сходство с обычными поездами, выделялся из них своей массой. Именно поэтому этот тип ядерных поездов вынужден был кататься по специально приспособленным для такого веса железным дорогам, имевшихся только в Костромском и Пермском регионах. «Баргузин» же приспособлен для передвижения по всем железным дорогам России. А это значит, что состав может оказаться в любой точке огромной страны, и вычислить его становится совершенно невозможно.

Это делает «Баргузин» самым «неуловимым» российским оружием и главной головной болью Запада, который становится гораздо более уязвимым, находясь, в случае чего, под гарантированным разрушительным ударом со стороны невидимого поезда, затерянного на бескрайних российских просторах. Осознавая это, западные «ястребы» разных мастей, прежде чем в очередной раз угрожать России, крепко подумают, стоит ли игра свеч и к чему могут привести их непродуманные действия.

«Война на удалении», которую Запад вел против значительно уступающих по мощи противников, с появлением у России «Баргузина» теряет всякий смысл, поскольку даже в случае нанесения значительного урона российским силам ядерного сдерживания со стороны потенциального противника, ядерные поезда смогут нанести ему столь мощный урон, от которого он вряд ли сможет оправиться. Не принижая важности других частей российской ядерной триады, стоит сказать, что заступающие уже через несколько лет на боевое дежурство «Баргузины» будут самым грозным сдерживающим средством, отрезвляющим горячие головы в Вашингтоне и Брюсселе.

Иван Прошкин

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"