В армии и на флоте не всё так хорошо, как кажется
По надводным кораблям и морской авиации Россия уже пятая в мире, подводные лодки с неубедительным обоснованием утилизируются
Несмотря на красоту и витиеватость кружев отечественного пиара, следует признать, что военно-промышленный комплекс, как и вся индустриальная составляющая экономики страны, находится в тяжелом кризисе и не в состоянии обеспечить в надлежащих объемах выполнение принимаемых стратегий и концепций перевооружения армии и флота.
В январе нынешнего года РИА «Новости» сообщило о том, что две самые большие в мире атомные подводные лодки проекта 941 (шифр «Акула») «Архангельск» и «Северсталь» будут утилизированы. Они уже выведены из боевого состава ВМФ России.
Работы по разработке подлодок проекта «Акула» начались в 1973 году в КБ «Рубин». Всего было построено шесть крейсеров, три из которых были утилизированы в 90-х годах из-за недостатка средств на их содержание. Один корабль превращен в плавучий испытательный полигон для запуска баллистических ракет. «Архангельск» и «Северсталь» были последними лодками этого проекта, имевшими ремонтно-модернизационный потенциал для создания на их базе уникальных ударных боевых систем большой мощности.
Американцы свои атомные лодки берегут и при любой малейшей возможности стараются перепрофилировать под другой, более современный носитель вооружений. Например, делают из стратегических крейсеров - носителей баллистических ядерных ракет, крейсера – носители крылатых высокоточных ракет, которых туда влезает огромное количество. У нас же, зная, что что-либо подобное уже вряд ли когда-нибудь построят, решили порезать эти уникальные корабли «на иголки». Да, они шумные, и переделка их стоит дорого. Но каждая из них могла бы стать настоящим плавучим арсеналом современного высокоточного дальнобойного ракетного оружия, способным всплыть из-под арктического льда (а она пробивает собой при всплытии лёд до трёх метров толщиной) и дать залп из 80-100 высокоточных ракет на расстояние до 2,5 тысяч километров («Калибры», «Цирконы»), накрыв всю Балтику, значительную часть Атлантики и Европы. Но нет, у нас принято решение строить маленькие кораблики вооруженные 8 ракетами, способные лишь на локальные удары по террористам и бессильные в случае мало-мальски серьезной угрозы развитой страны или стран.
Бывший командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов назвал утилизацию «Акул» варварством. По его словам, их вполне можно было модернизировать. «Эти подводные лодки - самые мощные в мире, самые высокотехнологичные по производству. Одна «Акула» несла 20 ракет с десятью боевыми блоками в каждой. Я на них выходил в море, будучи первым замом командующего Северным флотом. Они легки в управлении. Большего восторга я никогда не испытывал», - сказал он в комментарии агентству РИА «Новости».
Идём дальше.
26 февраля деловая газета «Взгляд» опубликовала большую аналитическую статью под красноречивым названием: «Попытка быстро обновить старые советские корабли провалилась», в которой даётся развёрнутый и всесторонний анализ судоремонтных возможностей отечественной кораблестроительной отрасли. От себя добавим, - эти возможности сейчас на уровне конца 20-ых – начала 30-ых годов прошлого века. В блокадном Ленинграде полумёртвые инженеры, рабочие и моряки ремонтировали и возвращали в строй тяжело повреждённые корабли Балтийского флота, участвовавшие в обороне города быстрее, чем это происходит в России сегодня.
Не лучше дело обстоит и с кораблестроением. Атомный эсминец отложен до лучших времён. Нет даже его рабочего проекта (только красивый макет для выставки).
Многоцелевые атомные подводные ракетные крейсера типа «Северодвинска» строятся по новой, улучшенной серии, но первый из них «Казань» задерживается со сдачей флоту более чем на год, и когда точно будет сдан, неизвестно. Также неизвестно, как пройдут его испытания, и когда он войдёт в боевой состав флота.
Сроки сдачи основных на сегодняшний день кораблей дальней морской (океанской) зоны действия – фрегатов, или близкой к старой советской типологии больших сторожевых кораблей, - недопустимы по своей продолжительности, - 7 лет! За это время в СССР разрабатывали с нуля и сдавали флоту атомные крейсера и авианосные корабли-гиганты. А сейчас в идеале 2 года уходит на формирование корпуса, 4 года на его насыщение и 1 год испытаний. Исходя из таких сроков мы укомплектуем наш флот фрегатами проекта 22350 в аккурат к тому моменту, когда они безнадёжно устареют по сравнению с новейшими образцами потенциального противника.
Очень стыдно признать, но сегодня Китай, над которым мы ещё несколько лет назад смеялись, как над мировым копипастом всего и вся, с гордостью поставляет нам свою высокотехнологичную продукцию.
«Многое из того, что производится в Китае, Россия сделать не может, к тому же она уже начала постепенно принимать китайскую продукцию. Например, в ноябре 2017 года России было продано четыре дизельных двигателя CHD622V20STC, которые страна будет использовать на кораблях проекта 21631 «Буян-М» (строятся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького в Татарстане). Это не первая партия, а перезаключенный контракт», - пишет китайское интернет-издание Sina.com. А ведь мы всё, что сейчас закупаем в Китае, производили, и отличного качества. Но теперь, увы. Ещё в 90-е годы, в угоду немцам, в Ленинграде прекратили производство судовых турбин и дизелей, а оборудование заводов отправили в Германию на переплавку, как устаревшее. И таких преступлений перед страной было совершено великое множество практически во всех сегментах.
Что имеем в итоге?
По надводным кораблям и морской авиации мы уже пятые в мире. Когда-то делили с США первое и второе места, в буквальном смысле толкаясь локтями.
В 2016 году военные недополучили продукции по гособоронзаказу на четверть триллиона рублей.
Сдвиги вправо имеют место по всем направлениям. Идут бесконечные испытания новых образцов вооружений, но ни по одному из них не заказаны даже установочные предсерийные партии, будь то самолёты, танки, легкобронированная техника, и так далее и так далее. По нескольку демонстрационных образцов на праздники катается по Красной площади для поддержки национальной гордости и на этом дело заканчивается.
Очевидные провалы тихо скрываются. Так, например, широко разрекламированная и ярко продемонстрированная на параде в честь Дня Победы 9 мая 2015 года БМП «Курганец-25», оказалась неудачной. С таким заявлением в августе прошлого года выступил бывший заместитель главного инженера Курганского машиностроительного завода по серийному производству БМП Данил Релин. Его слова распространил тогда портал «Курган и курганцы». «Проект «Курганец 25» оказался неудачным, необходима новая машина, а значит, техническое задание на её разработку. Но кто его должен составить - неясно», - заявил Релин. Он сделал своё заявление на заседании городского совета ветеранов во время обсуждения ситуации вокруг Курганмашзавода признанного банкротом. По планам, БМП должна была поступить в серийное производство в 2017-2018 годах, и начать заменять собой нынешние бронемашины пехоты, используемые вооружёнными силами. Но, как видно, проект действительно оказался неудачным, хотя официально о его провале ничего не сообщалось.
Даже из этого небольшого перечня примеров видно, что широко разрекламированное массовое высокотехнологичное перевооружение армии и флота новейшими образцами вооружений, должное идти рука об руку с техническим перевооружением ОПК и импортозамещением, серьезно буксует. И причин тому масса.
Ну вот, скажем, о каком импортозамещении может идти речь, когда согласно февральского «Мониторинга экономической ситуации в России» РАНХиГС, зависимость промышленности России от импорта выросла до 93%!
Или возьмём кадры.
Назначенный Указом Президента от 15 ноября 2012 года заместителем Министра обороны, и отвечавший на этом посту за военно-техническое обеспечение и военно-техническую политику Вооружённых сил, за создание, развитие и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, Юрий Борисов, в ведении которого для осуществления этих задач находились департаменты: вооружения, по обеспечению гособоронзаказа и размещения госзаказа, а также пять управлений и техническая инспекция Министерства обороны, очевидно, был необыкновенно успешен в своей деятельности, раз в мае нынешнего года стал вице-премьером правительства по вопросам военно-промышленного комплекса. И в финансовом плане у него всё хорошо. Как сообщает ТАСС, в 2017 году он стал самым высокооплачиваемым чиновником российского военного ведомства. Это следует из документов, опубликованных на официальном сайте Минобороны РФ. Согласно документу «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2017 года по 31 декабря», Борисов получил около 73,9 миллионов рублей.
Какие корабли, какие самолеты, о чём вы …
Вадим Бондарь