Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
17.04.2017 14:05

Эрдоган стал султаном «Неоосманской империи»

Сюжет
Турция отменила ввозные пошлины на пшеницу из России
Эрдоган предложил Путину дружить особым статусом
весь сюжет

«Неоосманский» референдум об изменении конституции в Турции расколол общество на два непримиримых лагеря.

Конституционный референдум в Турции о переходе с парламентской формы правления на президентскую закончился победой его сторонников с минимальным перевесом. По предварительным данным, они набрали 51,2% голосов, что на 1,25 миллиона больше, чем у противников конституционной реформы. Оппозиционные партии — левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП) и прокурдская Партия демократии народов (ПДН) — выступили против, обвинив Эрдогана в стремлении установить единоличную власть.

Оппозиция считает, что победа сторонников Эрдогана даст ему возможность занимать пост президента страны до 2029 года, а также поспособствует поляризации общества, дальнейшему ухудшению и без того осложнившихся отношений Турции и ЕС, бегству из страны инвесторов.

Чуть более половины проголосовавших за изменение конституции говорит о том, что те брожения, которые в последние годы происходили в Турции после проведенного референдума, могут иметь активное продолжение. У оппозиции есть реальный шанс требовать пересчета голосов после того, как Центризбирком вопреки действующему закону изменил правило гласящее, что действующими бюллетени признаются только те, на которых стоит печать. Во время подсчета голосов ЦИК Турции принял решение подсчитывать все бюллетени, неважно, с печатью они или нет.

Более того, как заявил секретарь Республиканской народной партии (CHP). 90 процентов бюллетеней были подсчитаны за два часа, а остальные десять процентов считали четыре часа. В связи с этим у оппозиции возникает логичный вопрос: почему такая диспропорция во времени?

После прошлогоднего провалившегося госпереворота и последовавшей  массовой зачистки оппозиционных сил в стране, шансы на пересчет 60 процентов голосов у турецкой оппозиции крайне низкие, а значит, по мнению ведущего научного сотрудника Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексея Образцова, перспектив пересмотра итогов референдума практически нет. Однако если даже гипотетически допустить возможность пересчета голосов, а оппозиция настаивает на фальсификации 3-4 процентов бюллетеней, по мнению собеседника «Колокола России», турецкое общество все равно будет расколото пополам. 

«Мало того, что проведенный референдум расколол турецкое общество по политическим мотивам, между городом и деревней, так страна раскололась еще и в географическом плане. Восток и юго-восток страны, который населен преимущественно курдами, голосовал против изменений в конституции и президентской республики. Поэтому в тех районах страны стоит ожидать массовые протестные акции, однако они для действующей власти не будут представлять серьезной угрозы», - пояснил эксперт.

Теперь президент Турции сможет издавать указы, объявлять чрезвычайное положение, назначать министров и распускать парламент. Должность премьера будет упразднена. Однако изменения в конституцию вступают в 2019 году после очередных выборов президента и парламента, которые намечены на 3 ноября 2019 года, после чего пункты положения о президентской системе вступят в силу.

«Сегодня в политической элите Турции - Эрдоган единственный политик, который способен воспользоваться в полной мере плодами проведенного референдума и распорядиться практически безграничной властью. Однако на практике порой бывают и исключения, когда конституция изменяется под одного конкретного человека, а в реальности этими плодами может воспользоваться совершенно другой человек», - отметил Алексе Образцов.

Наделение президента Эрдогана султанскими полномочиями – это издержки и терминология предвыборной борьбы перед всенародным референдумом. Более того, в мировой новейшей истории уже ранее были подобные случаи, когда французского президента Шарля де Голля и российского Бориса Ельцина обвиняли в желании получить безграничную власть в свои руки.  

Более того, сильная власть в большей степени всегда была характерна для восточных традиций, чем для западных стран. После поражения Турции в Первой мировой войне, после которого к власти пришел Кемаль Ататюрк, в стране была установлена парламентская форма правления с копированием западного опыта и реформ, которые Ататюрк воплощал у себя в Турции. В результате был изменен алфавит, ликвидирован султанат, серьезно была принижена роль ислама в политической жизни страны, а стержнем государства стали военные. 

***

Если сравнивать турецкий вариант, то в мире достаточно мало государств, которые обладают значительной территорией и при этом остаются парламентскими республиками. Как показывает практика, большинство крупных государств тяготеют к президентской форме правления, где глава государства наделен большими полномочиями.

Поэтому, по мнению политолога, президента Московского центра изучения публичного права Аждара Куртова, упреки в том, что президент Эрдоган стремится усилить свою власть, не совсем обоснованные. Ведь конституция меняется не с расчетом того, что он будет вечно править страной, а значит, в результате выборов на его место придет другой политик. Благодаря проведенному референдуму у действующего президента Турции окончательно развязываются руки, а политическая система не содержит жестких сдержек и противовесов, которые есть, к примеру, в США, отметил собеседник «Колокола России».

«Эрдоган намерен многое поменять из наследства Ататюрка. Он практически ликвидировал власть военных, планомерно насаждает исламские порядки в общественно-политической жизни Турции, а во внешней политике он использует практику неоосманизма, благодаря которой на новой платформе планирует возродить элементы Османской империи. Косвенные доказательства захватнической политики, которую ведет Анкара, можно наблюдать в Сирии и Ираке. Однако турецкие власти больше делают упор не на военное присоединение соседних территорий стран, а больше стараются опекать и покровительствовать странам тюркского мира, где Турция себе отводит главенствующую роль. В том числе Анкара прикладывает достаточно серьезные усилия, чтобы страны бывшего СССР с тюркским населением шли бы в турецком фарватере, а не в российском. Здесь российско-турецкие интересы могут серьезно сталкиваться», - пояснил Аждар Куртов.

Несмотря на кардиальные изменения в конституции Турции и широту полномочий власти Эрдогана, а также его порой непредсказуемость, вряд ли стоит ожидать изменений в российско-турецких отношениях. Ранее турецкому лидеру разногласия внутри страны мало мешали проводить внешнюю политику. По словам собеседника издания, в турецком обществе больше споры идут о внутренней политике, а если и были противоречия, касающиеся международных тем, то в основном относительно целесообразности вступления в Европейский союз.

Между тем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после состоявшегося в минувшее воскресенье конституционного референдума заявил о планах обсудить с правительством возвращение смертной казни. Политик подчеркнул намерение «немедленно» начать дискуссию об этом с премьер-министром и оппозиционным лидером. Смертную казнь в Турции отменили в 2002 году, чтобы государство соответствовало критериям вступления в Евросоюз.

«В вопросе смертной казни Россия и Турция очень похожи, где после террористической активности исламистов население стран активно выступает за применение высшей меры наказание. Скорее всего, смертная казнь будет введена в Турции, потому что такая мера, один из элементов на котором держалась политика ЕС, требующая от Анкары определенных уступок и политических реформ. Однако в сегодняшних условиях Эдроган может и не вводить смертную казнь, а использовать ее как некий торг с Евросоюзом, как это он делает с миграционным вопросом. Более того, у турецкого руководства сегодня есть все рычаги, чтобы нейтрализовать своих внутренних конкурентов без применения смертной казни», - резюмировал эксперт.

Анатолий Молчанов

Фото: РИА Новости/ Фотохост-агентство/ Алексей Майшев

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"