Госдеп бросил неуступчивому Мадуро «черную метку»
Верховный суд Венесуэлы взял на себя полномочия оппозиционного парламента, переведя политический кризис в стране в кульминационную стадию.
США запускают в Венесуэле, небольшой южноамериканской стране, посмевшей бросить вызов гегемонии и диктату Вашингтона на континенте, механизм «цветной революции». 30 марта Госдеп объявил 30 марта «узурпацией власти» решение Верховного суда Венесуэлы взять на себя полномочия Национальной ассамблеи (парламента) страны.
«США осуждают решение Верховного суда узурпировать полномочия демократически избранной Национальной ассамблеи», – говорится в сообщении и.о. официального представителя ведомства Марка Тонера.
«Мы рассматриваем это как серьезный отход от демократии в Венесуэле», — заявил Тонер.
Далее последовало дежурное требование выполнять свои обязательства, как можно скорее провести выборы и немедленно выпустить всех политзаключенных. Напомним, что Венесуэла переживает тяжелый политический кризис, вызванный жесткой конфронтацией между законодательной и исполнительной властью.
В 2015 году в Венесуэле прошли парламентские выборы, в результате которых большинство мест в Национальной ассамблее получила оппозиция. Некоторые наблюдатели видят в этом результат уступок, которые сделал президент страны Николас Мадуро в ходе тайных переговоров с представителями Вашингтона, прошедших буквально накануне выборов – в декабре 2015 года.
Впрочем, было или не было этих уступок, никакого облегчения венесуэльцам они не принесли. А новоизбранный парламент сразу же вступил в жесткую конфронтацию с президентом и судебной властью.
Так, вопреки закону, парламент отказался признать решение Верховного суда о признании недействительными выборов в штате Амасонос, где в ходе голосования были допущены многочисленные нарушения – ведь в этом случае оппозиция не получала бы парламентского большинства.
Во время выступления на открытии первой сессии ассамблеи спикер парламента заявил, что видит главную задачу законодательного собрания в том, чтобы в течение «шести месяцев прекратить существование нынешнего правительства во главе с Мадуро». И именно эту и только эту задачу оппозиционные парламентарии пытались решить в течение прошедшего года. Любые действия исполнительной и судебной власти открыто саботировались, депутаты постоянно обращались к своим сторонникам «выйти на улицы». То есть, пользуясь неприкосновенностью, подстрекали население к бунту и массовым беспорядкам.
Все это, напомним, происходило на фоне дефицита товаров, галопирующей инфляции и падения доходов государства, обусловленного снижением цен на нефть. Политический кризис достиг своего апогея, когда в 9 января парламент Венесуэлы объявил президента Мадуро оставившим свой пост в силу неисполнения им своих обязанностей.
Позднее Верховный суд страны заявил, что оппозиционная национальная ассамблея не обладает полномочиями для смещения лидера страны с должности, поскольку Конституция Венесуэлы 1999 года не предполагает наличия процесса импичмента в отношении главы государства. Однако в своем неправовом решении оппозиционные депутаты увидели «основание» для открытых призывов к свержению законноизбранного президента страны.
Ситуация сложилась абсолютно нетерпимая: законодательное собрание захватила, будем говорить откровенно, проамериканская пятая колонна, которая, используя свою неприкосновенность, начала открытую и интенсивную подготовку к мятежу. Попытка разрубить этот гордиев узел и выйти из сложившегося конституционного тупика, грозившего стране гибелью, была предпринята 30 марта.
Верховный суд Венесуэлы объявил, что взял на себя законодательную власть парламента страны, объявив его утратившим свои полномочия.
«Пока национальная ассамблея будет вне закона, функции парламента будут исполняться напрямую этой конституционной палатой (верховного суда)», — написано в постановление суда. Им же депутаты лишаются иммунитета.
Оппозиция предсказуемо отвергла такое решение суда, назвав его «неконституционным» и позвала своих сторонников на баррикады, чтобы противостоять «диктатуре». Спикер национальной ассамблеи Венесуэлы Хулио Борхес обвинил президента страны Николаса Мадуро в «госперевороте».
Примечательно, что другим заявлением Борхеса, сделанным уже после того, как Верховный суд лишил его полномочий, стало предупреждение о том, что нефтяные сделки, контракты на поиск и разработку нефтяных месторождений в Венесуэле без одобрения парламента недействительны.
«Мы хотим отправить очень ясное послание всем компаниям, которые заключают контракты с правительством в обход Национальной ассамблеи, - все эти договоренности недействительны и мы их не признаем. И когда в Венесуэле сменится правительство, все эти стратегические ассоциации будут недействительны, потому что они были заключены с нарушением закона и конституции», - подчеркнул Борхес.
Можно не сомневаться, что с помощью столь незатейливого шантажа Борхес пытается парализовать самую важную отрасль Венесуэлы и тем самым еще более осложнить ситуацию в стране.
Вне всякого сомнения, для Мадуро наступает момент истины. В самое ближайшее время оппозиция начнет массовые выступления, грозящие перерасти в беспорядки. И вопрос в том, насколько решительно сможет президент противостоять попыткам взорвать ситуацию. Чтобы не усугубить обстановку, силу необходимо использовать строго дозировано и адресно – то есть властям Венесуэлы предстоит пройти по лезвию ножа.
Также необходимо учитывать, что даже лишенный полномочий парламент является для потенциальных мятежников не только знаменем, но и инструментом легитимизации, хотя бы формальной. Поэтому вопрос его роспуска становится первоочередным.
Строго говоря, у Мадуро есть все необходимое для решения возникших проблем. Решительности ему не занимать, а весь силовой блок на его стороне. Министр обороны Владимир Падрино Лопес накануне заявил о верности не только конституции, но и лично президенту Николасу Мадуро.
Именно этот фактор в Латинской Америке всегда был решающим. Слова римского императора Септимия Севера: «Будьте щедры с солдатами и не обращайте внимания больше ни на кого!» – всегда остаются здесь актуальными.
Борис Джерелиевский