Меркель нашла преемницу – многодетную мать и противницу гей-браков
В ФРГ произошли два события, которые будут иметь далекоидущие последствия: и. о. канцлера Ангела Меркель определилась со своим преемником. В Социал-демократической партии началось голосование, от которого зависит, появится у страны правительство или её ждут досрочные выборы, ведущие к ещё большей неопределённости.
Закат политической карьеры и. о. федерального канцлера и лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель получил официальное подтверждение. Меркель решила не дожидаться, когда партия вынудит её назначить себе преемника, чтобы он или она смогли заранее набрать политический вес перед выборами, которые состоятся максимум через 3,5 года, если не раньше. Этот опытный политик, от которого с 2005 года устала не только Германия, но и её партия, взяла дело в свои руки.
Все годы нахождения у власти она методично избавлялась от ярких фигур в своей партии, чтобы никто не смог бросить ей вызов. Теперь перед Меркель стоит противоположная задача: найти, приблизить к себе, обкатать на важном государственном посту потенциально сильного лидера, чтобы передать ему руководство партией и страной. Члены руководства ХДС Йенс Шпан и Юлия Клёкнер, которых Меркель считала безопасными для себя, не очень подходили по различным причинам на эту роль, хотя и считались её возможными преемниками.
Драма Ангелы Меркель
После завершения трудных переговоров с социал-демократами о создании коалиционного правительства ФРГ Ангела Меркель заявила, что намерена оставаться у власти до 2021 года, хотя у неё это вряд ли получится
И. о. федерального канцлера сделала ставку на другую фигуру, остававшуюся в тени, но имеющую необходимый для лидерства потенциал, реальные успехи в политической деятельности, управленческий опыт, подходящую биографию. Всего этого как раз и не было у Шпана, начавшего критиковать Меркель католика-гомосексуалиста, и симпатичной бывшей "винной королевы" Рейнланд-Пфальца, которой её очарование и даже антимигрантская риторика не помогли, однако, выиграть земельные выборы.
Дама с труднопроизносимыми именем и фамилией
Имя и фамилию избранницы Меркель не просто выговорить даже немцам — Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Для политика это минус. Похоже, ей придётся пользоваться аббревиатурой АКК. Но это фактически единственный недостаток премьер-министра федеральной земли Саар, одной из самых маленьких в ФРГ, но при этом спокойной и процветающей, там никогда не происходит ничего плохого, поэтому о ней ничего и не слышно. Всё остальное или очень хорошо, или поправимо. Конечно, маленькое — прекрасно, но теперь АКК предстоит обкатать сначала на высоком партийном посту, а потом и на федеральном уровне. В первую очередь Меркель предложила АКК пост генерального секретаря партии, который и для неё самой стал в своё время трамплином в большую политику.
Этот выбор, по большому счёту, не стал неожиданностью. Согласно опросу, проведённому в декабре 2017 года институтом Forsa, 45% сторонников ХДС предпочли именно АКК на роль преемника Меркель. Все остальные кандидаты получили меньшую поддержку. Меркель заявила:
Я предложила кандидатуру Крамп-Карренбауэр, президиум и правление партии поддержали меня".
Она сообщила, что будущий генсек теперь уйдёт с поста земельного премьера и, как ожидается, будет утверждена в новой должности на съезде ХДС 26 февраля. А потом, судя по всему, ей достанется в Берлине один из шести министерских постов, которые закреплены, согласно коалиционному договору с социал-демократами в новом правительстве, за ХДС. Занимавший с 2013 года пост генсека ХДС партийный ветеран, лояльный Меркель Петер Таубер стал объектом критики за неудачно проведённую предвыборную кампанию. Имеются у него и проблемы со здоровьем, что также диктует необходимость его замены. Крепкое здоровье немецким политикам в предстоящие бурные годы будет особенно необходимо. Меркель поблагодарила Таубера за проделанную работу, отметив, что сотрудничала с ним "на доверительных началах в сложные времена".
Этапы большого пути
55-летняя Крамп-Карренбауэр считается близким соратником, но не двойником Меркель. Это личность со своими принципами и подходами. Как призналась политик в интервью "Зюддойче цайтунг", ей приходилось "выдерживать бой" с Меркель, и она "умеет атаковать", хотя предпочитает делать это "изящно".
Самое главное, что это результативный политик: в 2017 году, когда социал-демократы переживали в ФРГ временный пик популярности, она разгромила СДПГ на выборах в Сааре вопреки всем прогнозам, положив конец череде поражений ХДС на земельных выборах. Иными словами, это была очень важная для партии победа, повлиявшая в лучшую сторону и на исход всеобщих парламентских выборов.
АКК, юрист по образованию, вступила в ХДС в 18 лет, будучи студенткой. Начав с коммунального уровня, в начале нулевых годов она стала занимать министерские посты в Сааре, став первой женщиной во главе местного МВД, когда ей не было ещё и 40 лет. В 2011 году она возглавила земельное коалиционное правительство. Победив на досрочных выборах 2012 года, создала в Сааре устойчивую коалицию с социал-демократами в качестве младших партнёров, которую возглавляет до сих пор.
Два явных плюса преемницы Меркель заключаются в том, что она умеет уживаться с социал-демократами, знает и хорошо понимает Францию, с которой граничит и тесно связан различными узами Саар, и которая является главным союзником и ведущим торговым партнёром Германии. У АКК, в отличие от многих немцев, есть чувство юмора, недаром она стала в 2013 году лауреатом "Ордена за отсутствие занудства". Наряжаясь уборщицей саарского парламента, она регулярно участвует в карнавалах.
Сохраняя определенную популярность в народе, и.о. канцлера ФРГ стала препятствием для немецких верхов в деле формирования нового правительства страны, что настоятельно ставит на повестку дня вопрос о её преемниках в ХДС. Они есть, да еще какие.
"Консервативная душа" ХДС
В отличие от бездетной номинальной протестантки Меркель, АКК — мать троих взрослых сыновей, католичка. Она выступала против поддержанного Меркель закона, разрешающего вступать в законный брак мужчинам с мужчинами и женщинам с женщинами, была против уравнивания в правах однополых союзов с традиционными семьями. Её неслучайно называют "консервативной душой" ХДС, партии изначально консервативной, но полевевшей при Меркель и сместившейся к центру, что ей не пошло на пользу, зато помогало "железной фрау" держаться у власти.
АКК умело совмещает приверженность традиционным консервативным ценностям с доверием ориентированных на получение прибыли предпринимателей и уважением женщин и матерей — как сторонник государственных программ, позволяющих им совмещать работу с воспитанием детей. Она достаточно прагматична, умеет не только прислушиваться к мнению других, но и отстаивать своё собственное. В важнейшем для Германии вопросе об отношении к миграции АКК занимает более жёсткую позицию, чем Меркель.
В разгар миграционного кризиса 2015 года она подержала Меркель в её решении распахнуть границы страны для толп нелегальных мигрантов. Но теперь настроена уже не столь благодушно, требуя решительной депортации из страны мигрантов, которым власти отказали в убежище, а также тех, кто скрывает свои истинные персональные данные. Речь идёт прежде всего о бородатых мужиках со следами въевшегося между пальцами пороха из Афганистана, Сирии, Ирака и подобного рода стран, которые по прибытии в Германию назвались детьми и теперь безобразничают в стране.
В общем, стоит признать, что Меркель сделала очень удачный выбор. АКК на сегодняшний день, пожалуй, — самая потенциально сильная фигура в ХДС, которая имеет все шансы не допустить развала или резкого сокращения численности этой некогда христианской и государственной партии. По сути, всё будет зависеть теперь от самой АКК — как она справится с новыми вызовами. Всё, что требовалось от Меркель, она на данный момент уже сделала.
Всё смешалось в доме СДПГ
На фоне драматических перемен в ХДС в СДПГ сегодня началось голосование по поводу того, принимать ли партии участие в очередной "большой коалиции", где за ней закреплены шесть министерских портфелей, причём самых важных. Кроме того, коалиционный договор, который предстоит поддержать или отклонить почти полумилллиону партийцев, также написан "социал-демократическим почерком". Исход этого голосования будет известен в самом начале марта.
Скорее всего, по мнению большинства обозревателей, социал-демократы поддержат этот документ небольшим перевесом голосов, потому что ничего лучшего они не получат, а популярность партии упала, согласно последним опросам, так низко, что её уже обогнала "Альтернатива для Германии" (АдГ).
Как показал опрос института Insa по заказу газеты "Бильд", за АдГ готовы проголосовать 16% избирателей, за СДПГ — лишь 15,5%, тогда как на сентябрьских выборах эти партии получили соответственно 12,6% и 20,5% голосов избирателей. И для СДПГ это был худший результат в её истории. Понятно, что досрочные выборы, а они станут неизбежны в самом ближайшем будущем в случае невозможности сформировать "большую коалицию" с ХДС/ХСС, приведут к уничтожению СДПГ, партии со 155-летней историей.
Сама Меркель "достаточно высоко" оценивает шансы того, что "базис" СДПГ проголосует "за". За это активно агитирует и новое руководство партии — врио её лидера, градоначальник Гамбурга Олаф Шольц и её будущий лидер, глава парламентской фракции социал-демократов в бундестаге Андреа Налес, — хотя многие члены партии и особенно её молодёжное крыло категорически против. Съезд СДПГ состоится 22 апреля, когда результаты голосования будут давно известны, и в Германии, если оно окажется положительным, появится новое правительство. На этом съезде нельзя исключать раскола в рядах СДПГ, потому что проигравшие партийцы могут просто так не смириться со своим поражением. Такой исход поставит под сомнение легитимность новой "большой коалиции".
Между тем, судя по заявлениям и, главное, поведению нынешнего руководства СДПГ, оно не исключает превращения партии, пусть и утратившей своё былое влияние, в удобного партнёра для будущих правящих коалиций. Чтобы играть ту роль, которую в ФРГ долгие годы играла либеральная Свободная демократическая партия (СвДП), — роль "делателя королей". Без СвДП не обходились ни социал-демократы, ни христианские демократы, когда им было нужно сформировать правительство. Для руководства партии руководящих должностей всегда хватало.
Делаем выводы
В общем, на политической арене ФРГ начинаются перемены. Эпоха Меркель, напоминавшая под конец брежневский застой, подходит к концу. Впереди новые и очень интересные комбинации партий истеблишмента на фоне стабильного укрепления позиций дышащей им в затылок АдГ.