Отставленные по доверию: добротный губернатор и Путину люб
На прошедшей неделе состоялась череда отставок глав регионов страны, которая может сформировать новые тренды в региональной политике России.
Начало новому предвыборному циклу в регионах (единый день голосования пройдет в сентябре этого года) положили главы Иркутской области и Камчатского края Сергей Ерощенко и Владимир Илюхин, добившиеся встречи по вопросу досрочной отставки с главой государства. За коллегами поспешили губернаторы Ленинградской и Омской областей Александр Дрозденко и Виктор Назаров, также имевшие разговор с Владимиром Путиным 12 и 14 мая соответственно. Если верить источникам, близким к каналу РБК, то всего на сентябрь намечено проведение губернаторских выборов в более чем 20 регионах страны.
Формальной причиной, которую называли президенту теперь уже исполняющие обязанности губернаторов, является их желание обсудить с жителями перспективы развития региона, а во время предвыборных кампаний подобные дискуссии получаются более плодотворными, общественность оживляется и т.д.
Но, как говорится, не одними благими намерениями руководствуются губернаторы при досрочном переизбрании. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин назвал «Российской газете» как определяющий фактор работы губернаторов ситуацию с выполнением майских указов президента – решение проблем ветхого и аварийного жилья. В частности, кроме главы Забайкальского края Константина Ильковского (успел избраться в прошлом году), она отрицательно сказалась на рейтинге губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, главы Калмыкии Алексея Орлова и руководителя Коми Вячеслава Гайзера (предстоит переизбрание). Зато жилищный вопрос оказался на руку главе Карачаево-Черкесской Республики Рашиду Темрезову (на досрочные выборы пока не идет), губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву (уже избран и продолжает работу) и главе Камчатского края Владимиру Илюхину, который на этой волне решился на «досрочку».
С другой стороны, на внеочередные выборы решился и получил добро иркутский губернатор Сергей Ерощенко. Это произошло несмотря на то, что Ерощенко имеет во вверенном ему регионе конфликт местных элит (он закончился отставкой спикера областного Заксобрания Людмилы Берлиной), подозрения в коррупции (к проверке подключилась федеральная генпрокуратура) и недовольство бесхозяйствованием (14 апреля в Иркутске прошел митинг общественности, раскритиковавшей закрытие предприятий, безработицу, неконтролируемый рост цен, «антинародные» законы в ЖКХ).
***
Оценить в этой связи степень заурядности предстоящей осенью кампании по выборам «Колокол России» попросил директора Центра развития региональной политики Илью Гращенкова. По словам эксперта, практика массовых губернаторских выборов – продолжение тренда прошлого Единого дня голосования, когда значительное число губернаторов пожелало идти на «досрочку». Нынешние кандидаты – это фигуры, по которым в прошлом году администрацией президента не было принято окончательного решения, например, калужский губернатор Анатолий Артамонов, чья встреча с Путиным прошла только декабре 2014 года, а также упомянутый камчатский губернатор Илюхин.
В интервью «КР» Гращенков сказал, что считает кампанию осени 2015 года своеобразным «уходящим поездом» для губернаторского корпуса: те, кто хотел и успел пойти на досрочные выборы, в сентябре, скорее всего, подтвердят свою легитимность, пользуясь кредитом доверия к власти вообще по патриотической линии. Плюс – с большой долей вероятности экономическое положение в регионах до осени резко меняться не будет.
Илья Гращенков: Можно предполагать, что выборы пройдут достаточно спокойно, при относительно большой электоральной поддержке Общероссийского народного фронта и партии власти, и подтвердившиеся на постах губернаторы останутся спокойно управлять электоральными активами. Те губернаторы, кто предпочел досидеть до конца своего срока в 2016-2017 годах, столкнутся уже с новыми вызовами.
Отличие дня голосования 2015 года от прошлогоднего состоит в том, что администрация президента (АП) немного подкорректировала выборные правила. Если в прошлом году было очевидно, что выборы проходят при поддержке АП, то особенность этих выборов – их большая «региональность». Иными словами, губернаторы будут сами договариваться с оппозицией, искать финансирование и решать другие смежные вопросы. Степень договороспособности и гибкости будет символом доверия к ним на выборах. Губернаторов, если угодно, приучают к ответственности. Теперь, заступая на новый срок, они подписывают негласные соглашения с АП, что берут на себя выполнение этих обязательств. На примере бывшего брянского губернатора Николая Денина, уволенного вскоре после переизбрания, в АП показали – иммунитета у глав регионов больше нет. Если есть внутренний конфликт – будут и отставки.
***
Политолог рассказал «Колоколу России», что не видит принципиальной связи между досрочными выборами и желанием губернаторов застать местную оппозицию врасплох. По его словам, у глав регионов есть надежная защита – муниципальный фильтр в виде сбора подписей местных депутатов за выдвижение в губернаторы. Единственный выборный уровень, где оппозиция может претендовать на реальные шансы – это те же муниципальные, мэрские и городские окружные выборы. По мнению Гращенкова, это удобные площадки для апробации методик праймериз, коалиций с прицелом на губернаторские выборы после 2017 года.
В предстоящей кампании политолог не видит стратегической разницы между теми главами регионов, кто идет на выборы досрочно, и теми, кто идет по истечению полномочий. Гращенков указал, что все губернаторы – достаточно известные люди в регионах, продолжительное время, более трех лет находящеся у власти. Исключение составляет иркутский губернатор Ерощенко, который в мае 2012 года стал последним из губернаторов-назначенцев и единственным из оппозиции во власти (экс-член «Гражданской платформы»). В ситуации с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым, также идущим на очередной срок, Центр показал, что для него важнее внутриэлитная и социально-экономическая стабильность региона, чем возраст и другие субъективные качества его главы.
И.Г.: Начиная с 2012 года, «вертикаль власти» в ее привычном виде по отношению к регионам начала демонтироваться и отчасти приходить в состояние начала 2000-х годов, когда основа политической власти губернаторов концентрировалась все-таки в регионе, а не в возможностях регионального лобби в Москве. Экономически регионы по-прежнему зависимы от федерального бюджета. После сентябрьских выборов появляется более гибкая система, в которой федеральная власть менее ответственна за региональные проблемы. В случае проблем губернатор будет меняться, и люфт переназначений будет использоваться в качестве амортизации протестных настроений и т.д.
Но надо понимать, что реально влиять на политику в регионах губернаторы все равно не смогут. Единственный подарок, который был сделан губернаторам – это муниципальная реформа, в которой власть в муниципалитетах стала более зависима от губернаторов (назначение сити-менеджеров, отмена прямых выборов глав районов и т.д.). В этом смысле у эффективных губернаторов появляется возможность построить свою условную «вертикаль власти» на уровне своих регионов.
***
Другой позиции придерживается глава Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики Андрей Миронов. В интервью «Колоколу России» эксперт заявил, что прошлогодний электоральный цикл в регионах зарекомендовал механизм досрочной отставки как очень удобный и почти всегда эффективный технологический ход, благодаря которому желание многих губернаторов продлить время пребывания на посту может быть реализовано.
Миронов полагает, что с учетом особенностей выборного законодательства досрочная отставка как инструмент влияния на региональную политику выгодна как центру, так и руководителям регионов. При прошении на досрочные выборы Кремль вправе оставить тех губернаторов, которые будут соответствовать тем или иным федеральным задачам, рассказал «Колоколу России» политолог. Что до губернаторов, то для них будет проще избраться сейчас, на фоне всеобщего патриотизма, связанного с присоединением Крыма и внутренним воодушевлением, чем выжидать углубления существующего социально-экономического кризиса к моменту окончания мандата (весна 2016 – весна 2017 годов).
В доказательство Миронов предложил обратить внимание, что все из последних «досрочников» являлись наиболее активными фигурами для освещения в медийном пространстве незадолго до аудиенции у президента страны. В этой связи их переизбрание осенью эксперт считает делом решенным, хотя и не до конца справедливым. Миронов напомнил, что ранее в Федеральном законе «об общих принципах организации органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ» существовала норма, согласно которой, если губернатор избирается на определенный срок, то он должен либо доработать его, либо уйти в отставку по определенным причинам (собственное желание, утрата доверия президента и т.д.). При этом ранее в законе была формулировка, что если глава региона слагает полномочия досрочно, то он уже не может баллотироваться на новый срок. С окончательным возвращением региональной политики в ведение администрации президента и избавлением от губернаторов-старожилов норму убрали и выборы, по мнению Миронова, превратились в формальность.
«При поддержке президента «варяг» ли губернатор, новичок ли, «отстающий» – неважно. Как правило, такие люди получают большинство. Возьмите несколько примеров: на прошлых выборах в сентябре 2014 года в Волгограде «варяг» Андрей Бочаров получил оглушительную поддержку жителей. На досрочные выборы, видимо, собирается и калининградский губернатор Николай Цуканов (он местный и имеет проблемы «на хозяйстве»). Словом, претензии и вопросы у населения есть и к тому, и к другому, но авансовая поддержка президента уже гарантировала либо в будущем гарантирует им поддержку. Из нынешних «досрочников» так же история у омского губернатора Виктора Назарова. Он отменил прямые выборы мэра Омска, сделал тем самым неправильный ход, но вчера получил возможность снятия полномочий и теперь идет на выборы. Это – только старт, вскоре будут и другие «прошенцы». Нужно рассматривать, в первую очередь, тех людей, которые пришли к власти в регионах в бытность президентства Дмитрия Медведева. Отставка будет распространяться на них: кому-то из них доверят, а кому-то откажут, чтобы дать время для кредита доверия сменщикам до выборов. А, например, в Калмыкии ее главе Марату Орлову в возможном досрочном прошении, скорее всего, вообще откажут. В целом, кроме как технологическим ходом, процедуру досрочных выборов я назвать не могу», – заключил в беседе с «КР» эксперт.
***
Предстоящие в регионах осенью 2015 года губернаторские выборы являются важным показателем возможной смены вех во внутренней политике России. Апробированный в 2014 году избирательный механизм оттачивается таким образом, что не заставляет Кремль беспокоиться за управляемость процесса выборов и исхода голосования. Схема комфортна для федерального Центра, он вправе назначить исполняющим обязанности губернатора проверенного действующим сроком главу региона и поддерживать его, когда есть схема муниципального фильтра, затрудняющая регистрацию оппонентов. С другой стороны, существующая схема легко настраивается и под нового человека, на кого сделали ставку в Кремле.
Механизм также способствует усилению некоторых губернаторов, принимающих спущенные «правила игры» и способных выполнять свою работу для жителей региона. Показательная история с арестом сахалинского губернатора Хорошавина свидетельствует, что если в работе губернаторов будут допущены, с позволения сказать, ошибки, то на этом уровне у зарвавшегося чиновника уже нет иммунитета. Договороспособность с Центром, желание найти общий язык с местными элитами и умение работать в интересах региона на решение его проблем становятся главными ориентирами для тех действующих и будущих губернаторов, которые способны созидать, подключать общественность к принятию решений, прозрачно работать с людьми, без оглядки на чины, звания, социальный статус. Как говаривал известный булгаковский персонаж: находясь на своем месте, любую правду говорить легко и приятно.
Александр Андреев