Прибалтика за русофобию должна вернуть России вложения в ее развитие
Антироссийская истерия, охватившая прибалтийский истеблишмент, вынудит Москву к асимметричному ответу
Последние три десятилетия прошли для прибалтийских политических элит под знамёнами яркой и демонстративной русофобии. Антироссийская истерия охватила их ещё задолго до того, как это стало мейнстримом. А в последние годы, когда обвинять во всех грехах Москву стало модным трендом, усилилась кратно. Три миниатюрных государственных образования на побережье Балтийского моря вдруг возомнили себя «передовым бастионом» Западного мира, вставшего на пути «российской угрозы». Однако русофобия – заболевание подлое и страшное. Годами её симптомы могут и не вредить больному, но в конечном итоге обязательно обернуться для него последствиями плачевными и ужасными.
Прибалтийские страны больны уже очень давно. Они, пожалуй, подхватили эту заразу самыми первыми в постсоветской истории. А потому с большой долей вероятности первыми и пострадают. В свете последних событий такое предположение актуально как никогда ранее. Почти три десятилетия подряд Кремль демонстрировал твёрдый нейтралитет в отношениях с бывшими республиками СССР, переметнувшимися в натовский лагерь. Однако сегодня риторика Москвы в этом вопросе внезапно начала меняться.
В конце минувшей недели российский посол в Вильнюсе Александр Удальцов выступил с неожиданным заявлением. Дипломат подсчитал, что количество дотаций и инвестиций в экономику Литвы за время её пребывания в составе СССР можно оценить в 72 миллиарда долларов. Примерно такую сумму Москва за пятьдесят лет вложила в развитие литовской ССР. Удальцов считает, что пришло время выставить Вильнюсу счёт за «советскую оккупацию». Дипломат напомнил, что в годы советской власти Литва, как и её соседи Латвия и Эстония, была политическим иждивенцем – точно таким же, каким сейчас является для Евросоюза. В то время их нужды обеспечивались за счёт московских дотаций и зачастую в ущерб другим регионам страны.
«Нефть, газ, химическая продукция – всё это продавалось трем «прибалтийским сестрам» по дотационным ценам, менее чем в половину от реальной стоимости. Мелиорация земель осуществлялась целиком за счет союзного бюджета, а техника и удобрения отпускались Москвой в Прибалтику по дотационным расценкам, составлявшим 48% их реальной стоимости. При этом в целом в Советском Союзе было осушено 6,8% сельхозугодий, тогда как в Прибалтике – около 80%. Для сравнения: в соседней с Латвийской ССР Псковской области было осушено 2% сельхозугодий», – приводит портал слова дипломата.
По данным Удальцова, Литовская ССР ежегодно производила суммарной продукции на сумму 13 тысяч долларов на человека, потребляя при этом на 23,3 тысячи. Лишние 10,3 тысячи обеспечивались за счёт всесоюзного бюджета. Это инвестиции в литовские дороги, газификацию, электрификацию, мелиорацию и строительство атомной станции. При этом ВВП на душу населения в Литве составлял в то время 16,5 тысяч долларов, а потребление – 26,9 тысяч. Спонсором и благодетелем снова выступили «советские оккупанты», от которых современные литовские власти до сих пор надеются получить компенсации.
В то же время расходы Кремля на соседнюю Эстонию и вовсе оказались баснословными. Эстонская ССР производила в год продукции на 15,8 тысяч долларов на человека, а потребляла на 35,8! То есть более половины бюджета обеспечивалась «оккупантами».
На момент вступления Литвы в состав СССР её экономика базировалось на слабо развитом аграрном хозяйстве. Это была страна с небольшим социально-экономическим потенциалом, полностью разрушенным в годы Второй мировой войны. Покинула же Советский Союз его неблагодарная «сестренка» с крупными химическими и нефтехимическими предприятиями, гигантской промышленностью и развитой экономикой. Всё это обошлось СССР в 72 миллиарда долларов, считает российский посол.
На фоне нытья современных прибалтийских властей о компенсациях за «советскую оккупацию», было бы неплохо потребовать эти деньги назад. Такое заявление было озвучено официальным российским дипломатом – человеком, представляющим интересы Кремля на международной арене. А потому очень показательно. Вряд ли Удальцов стал бы публично высказывать своё личное мнение, которое могло бы не соответствовать позиции Москвы. Значит, речь идёт о резком пересмотре политики нейтралитета к Литве и к её соседям-единомышленникам. Не исключено, что в Кремле наконец решили дать асимметричный ответ на крайне агрессивную антироссийскую риторику президента Литвы Дали Грибаускайте.
К этому ответу Москва шла долго. Александр Удальцов не из воздуха «нарисовал» 72 млрд долларов долга. Ещё два года назад отечественными архивистами была завершена масштабная работа по учёту и восстановлению архивных документов, связанных с экономикой прибалтийских республик. Она была опубликована Институтом российской истории РАН под заголовком «Советская модель экономики. Союзный Центр и республики Прибалтики. 1953-1966 гг.». В кропотливо восстановленной историками и архивистами картине очень хорошо видно кто кому и сколько платил в эти годы. Сейчас специалисты занимаются более поздними периодами экономических взаимоотношений между союзными республиками внутри СССР, и вероятно, цифра в 72 млрд долларов, озвученная Удальцовым, – предварительный итог их работы по Литве.
Принимая во внимание заявление российского посла, можно предположить, что уже сейчас в Кремле готовятся документы для официальных финансовых претензий к прибалтийским странам. Россия, являясь единственным и полноправным приемником СССР, может потребовать от Литвы, Латвии и Эстонии материальных компенсаций по всем советским долгам.
Учитывая традиционную лояльность Москвы к бывшим советским республикам, такой шаг может показаться неожиданным. Однако на фоне процветающей среди прибалтийского истеблишмента русофобии, он видится и абсолютно закономерным. Если отношения с этими странами уже до предела испорчены в одностороннем порядке, то зачем ими дорожить? В такой ситуации выгодней до конца «развестись» с ними, но по всем канонам – с честным разделом имущества.
Конечно, ни Литва, ни другие прибалтийские республики не захотят, да и не смогут достойно ответить на финансовые претензии. У них нет для этого ни средств, ни суверенной самостоятельной власти. Речь идёт о долговой яме, в которую можно посадить своих чересчур нелояльных соседей. И если в международных судебных инстанциях требования Москвы хотя бы частично будут удовлетворены, у прибалтийских властей начнутся серьезные проблемы. Им придётся либо обращаться в МВФ и Европейский центральный банк за гигантскими ссудами, либо запятнать собственную репутацию, как злостные неплатильщики. В последнем случае в счёт долга можно включить прибалтийскую собственность за рубежом – такую, как посольские особняки и культурные центры. Причём не только в России, но в любой другой стране, с которой Москва на дружеской ноге. Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок...
Тем временем в Прибалтике, кажется, ещё не догадываются о том, что их мелкие русофобские палки в колёса российским интересам могут выйти боком. Антироссийская риторика продолжает владеть умами большинства местных политиков (не без некоторых исключений, конечно). И периодически выливается в ничтожные по своей значимости, но по-истеричному скандальные, действия против Москвы.
Так, в Латвии государственные органы штрафуют школы только за то, что работающие в них учителя во время выпускных балов разговаривали по-русски. В Эстонии не расследуются должным образом уголовные преступления, совершённые против носителей русского языка. В частности, эстонские правоохранительные органы недавно закрыли дело по факту убийства гражданина России Дмитрия Ганина в 2007 году – участника акции протеста против сноса Бронзового солдата в Таллине. Россиян был убит прямо во время демонстрации на глазах множества свидетелей, однако правоохранительные органы Эстонии так и не смогли найти злоумышленников.
Следствие все эти годы стояло на одном месте, будто искусственно замороженное. Можно подумать, что все враги России и русского языка в Эстонии автоматически получают индульгенции от местных властей на любое беззаконие, если его объектом будут представители Русского мира. Но что ещё более примечательно – Евросоюз, который всегда внимательно следит за всеми судебными процессами по защите прав человека в России, почему-то оставил этот факт без внимания, хотя преступление свершилось не где-то в Москве или Сибири, а непосредственно на его территории. Ведь Эстония с 2004 года является полноправным членом ЕС.
Между тем в Литве через полторы недели будет озвучен приговор другому гражданину России – Николаю Филипченко, подозреваемому в шпионаже. На днях литовская прокуратура запросила у судьи для россиянина 10 лет лишения свободы. Филипчено инкриминируется ни много ни мало попытка завербовать сотрудников Департамента госбезопасности Литвы для установки прослушивающих устройств в кабинете президента Дали Грибаускайте. Разумеется, никакой вины за собой подозреваемый не признаёт.
Это только новости минувшей недели. Подобными сводками наполнена вся четверть века соседской жизни со снова обретшими «суверенитет» «братскими республиками» Прибалтики. Разница лишь в том, что теперь Россия, вероятно, созрела для асимметричной политики по отношению к неблагодарным советским «детищам». И готова «развестись» с ними по-настоящему, в соответствии с международными законами забрав всё, что когда-то было в них вложено. А готовы ли к этому сами прибалтийские страны, громче всех в мире кричащие о «советской оккупации» и «российской угрозе»? Готовы ли они заплатить России за заводы и атомные станции, за энергетику и промышленность, с нуля созданные «оккупантами» на пустынном и выжженном войной берегу Балтийского моря? Ведь истерить и кричать – это одно, а платить по реальным долгам истории – совершенно другое. И когда «жертвы советской оккупации» поймут это – будет уже слишком поздно. Хроническая русофобия приведёт их к банкротству. Дотации Евросоюза в Прибалтику – явление очень временное, связанное с сиюминутными политическими интересами Брюсселя. В современном мире лишняя обуза никому не нужна, и желающих кормить иждивенцев, как это делал СССР, больше не найдётся.
Россия, как известно, умеет терпеть. Она может это делать долго и порой без всякого смысла, без малейшей надежды на взаимность и понимание. Однако даже Россия не умеет терпеть вечно и рано или поздно находит достойный ответ для любого врага.
Иван Чимбулатов