«СтопХам»: запретить нельзя оставить
Буквально на днях в соответствии с принятым еще 12 октября постановлением Мосгорсуда была ликвидирована известная общественная организация «СтопХам». Запрет движения стал весьма неожиданным для многих, прежде всего, для самих участников общественной организации. Тем не менее, их деятельность и неоднозначные методы достижения поставленных целей уже давно вызывали немало вопросов как среди обычных граждан, так и среди людей, обладающих определенным влиянием и весом в обществе.
Стоит отметить, что деятельность организации началась еще в 2010 году. Прославилась она своей борьбой с незаконной парковкой на улицах Москвы и других городов России. Активисты на улице подходят к тем, кто паркуется с нарушением правил и просят нарушителей перепарковаться. В случае отказа выполнить просьбу на машину нарушившего правила водителя наклеивается огромный стикер с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Происходящий процесс снимается на видео, а затем ролики выкладываются в социальные сети, где видео активистов «СтопХам» набирает порой десятки миллионов просмотров.
При этом первоначально движение получило одобрение не только на просторах сети, но и на высшем государственном уровне. Так, в 2012 году «СтопХам» получил официальную поддержку тогдашнего министра внутренних дел Рашида Нургалиева, после чего организации стали выделять довольно значительные гранты из госбюджета. А в следующем 2013 году президент РФ Владимир Путин, выступая на молодежном форуме «Селигер», похвалил активистов, назвав их дело нужным и добрым. «Вы боретесь с хамством. Поведение на дорогах – это часть человека, и я очень рассчитываю на то, что вы сами, занимаясь своей работой, будете на высоте и не будете уподобляться тем людям, которые ведут себя безобразно по отношению к другим», – сказал тогда глава государства.
Однако уже тогда методы работы активистов вызывали немало вопросов. Многие обвиняли их в сознательном провоцировании водителей на агрессивные действия, называя «стопхамовцев» хулиганами и быдлом. Другая же часть неравнодушных граждан, наоборот, заявляла, что бороться с хамством и беспределом на дорогах можно только подобными же методами, посему всецело одобряли порой действительно излишне провокационные действия общественников.
За всё время своей деятельности «СтопХам» отметился немалым количеством громких акций. Одной из них стал конфликт активистов с семьей представителя Чеченской республики при президенте РФ Тамерлана Мингаева. Жена чиновника нарушила правила, припарковавшись у торгового центра «Европейский». В ответ на настойчивую просьбу переставить машину Мингаева вызвала сына, с которым у активистов завязалась драка. Произошедшее закончилась для чиновника увольнением, а для членов его семьи – уголовным делом по статье хулиганство. Однако позже стороны заявили, что считают конфликт исчерпанным, а сами видеозапись случившегося была удалена с ресурсов движения в соцсетях.
Другой известный конфликт произошел с супругой главы управы московского района Марьино Александра Сморякова Татьяной. Активисты уличили её в езде по тротуару, после чего попытались остановить супругу чиновника на дорогом автомобиле Range Rover. Однако женщина остановиться не пожелала, проехав вместе с незадачливым стопхамовцем на капоте еще пару сотню метров. Прибывший вскоре на место происшествия супруг Сморяковой пытался угрожать своим служебным положением, однако позже извинился за своё поведение. «Мое поведение было некорректным, недопустимым для работника государственной службы. Я хочу извиниться перед москвичами за случившееся», – заявил Сморяков.
Еще один резонансный случай произошел с актером Валерием Бариновым, водитель которого припарковал свой автомобиль вторым рядом. Незначительное нарушение вылилось в долгие споры с активистами «СтопХама». При этом позже актер обвинил общественников в травле и терроризировании его по телефону. Более того, Баринов уверял, что активисты работают по чьему-то заказу, отрабатывая проплаченную против Баринова кампанию.
Ну и последней громкой акцией «стопхамовцев» стал инцидент с известным гимнастом Алексеем Немовым, также припарковавшим свой внедорожник вторым рядом. Получив на лобовое стекло автомобиля наклейку «Мне плевать на всех – паркуюсь где хочу», Алексей вышел из машины и вступил в яростный спор с одним из активистов, который повалил Немова на асфальт. «Я прекрасно понимаю, как важно соблюдать правила дорожного движения, с вниманием относиться ко всем участникам движения, особенно к пешеходам. И призываю всех относиться друг к другу с уважением – и не только на дороге», – написал позже в соцсетях спортсмен. Также он заявил, что активисты сознательно его провоцировали, а затем набросились на него.
Между тем жена гимнаста уверяет, что Немов предельно вежливо просил «стопхамовцев» отойти от машины, однако они, по словам женщины, сознательно провоцировали её мужа: «Алексей порядочный человек, он попросил их отойти от машины. Я в этот момент отошла, так как Алексей остановился, чтобы я вышла в уборную. Минут пять-семь на все ушло. Я прихожу, Алексей споткнулся, они ему руку завернули, он разбил часы, сломалось зеркало у машины».
Случай с Алексеем Немовым произошел в середине февраля, а уже в конце марта движение было ликвидировано решением суда. Однако, по словам основателя «СтопХам» Дмитрия Чугунова, активисты продолжат свою деятельность. «Наша деятельность не зависит от наличия юридического лица. «СтопХам» – это люди, у которых в голове есть идея, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других людей... Мы действительно на протяжении шести лет стольким людям наступили на больные мозоли, так что кто-нибудь мог пойти таким хитрым путем. Но люди очень линейно мыслят, думая, что если закрыть юридическое лицо, то организация закончится, забывая, что это волонтерская организация, люди там не получают зарплату. Закрыли, а рейды продолжаются, видео продолжается. Клеили, клеим и будем клеить», – заявил он.
В подтверждение этих слов активисты атаковали автобус с сотрудниками ОМОН в центре Москвы. На этот раз «стопхамовцам» не понравилось, как припарковано находящееся в пользовании отряда особого назначения транспортное средство. После этого активисты, как обычно, решили наклеить стикер на лобовое стекло. Не вняв настойчивым просьбам правоохранителей воздержаться от очередной своей акции, общественники в итоге были задержаны и доставлены в полицию.
Таким образом, останавливаться «на достигнутом» ребята явно не собираются. Вопрос только – что дальше? Ведь методы «стопхамовцев» становятся всё менее популярными даже у основной аудитории проекта – молодых людей от 15 до 30 лет.
Об этом говорят, в том числе, отклики на ликвидацию «СтопХам» в социальных сетях. Обращает на себя внимание тот факт, что многие, по сути, приветствуют ликвидацию движения. Пользователи соцсетей заявляют, что идея борьбы с хамством на дорогах сама по себе хороша, однако то, чем занимался последнее время «СтопХам», иначе как пиаром и провокациями назвать нельзя. «Поначалу идея была неплохая, ну как народное движение на добровольной основе. Потихоньку все это движение превратилось в неплохой бизнес для некоторых лиц», – считает пользователь Дан Вайнберг. «У них были благие намерения в самом начале пути, хорошие ребята скатились в чистую показуху и коммерцию», – заявил, в свою очередь, пользователь Валерий Покотилов.
Весьма благоприятно восприняли запрет движения и многие эксперты. Так, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Руслан Абрамов заявил, что деятельность организации последнее время её существования – это бизнес, ничего общего с наведением порядка не имеющий. «Если каждый решит наделить себя полномочиями нарушать закон, то к какому обществу Россия в итоге придет. Почему этих молодых людей не волнуют тысячи других проблем, которые охватили наше общество, например, мигалки на дорогах или хулиганство во дворах. Кто запрещал им действовать в просветительских целях? Предупреждать водителей, информировать, приглашать правоохранительные органы, оставаясь в рамках закона. Но как же, там же нет шоу, нет драк. Так не годится. Хлеба и зрелищ! Очевидно, что проект был чисто коммерческий, окупаемый, несмотря на жалобы организаторов о своем бедствии», – недоумевает эксперт.
При этом он увязывает ликвидацию «СтопХама» с грядущими парламентскими выборами: «Наводить порядок цивилизованным путем – утомительно. Таким образом не заработаешь. И, безусловно, решение о запрете «СтопХам» – это победа разума над безумием. Лучше поздно, чем никогда. Думаю, в преддверии выборов граждан ждет еще много популярных решений и это хорошо. Да здравствуют Выборы!», – резюмировал он.
Более того, отметил Абрамов, случай с запрещенным общественным движением как раз из тех, где совпали интересы и простого народа, и элиты. «Так как ребята вошли в азарт, то они обклеивали машины не только простых людей, но и людей важных. Те тоже были недовольны. Так что получилась уникальная ситуация: недовольны и представители элиты, которые могут оказаться под ударом, и простые граждане. Есть ощущение, что именно в силу этого кампанию и свернули», – констатировал эксперт.
С Абрамовым согласен и вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «У нас автомобиль давно уже перестал быть роскошью, и огромное число россиян стало автомобилистами. В этой ситуации «СтопХам», который на условиях, когда нет парковок, начал гоняться за автовладельцами, стал вызывать двойственную реакцию. То есть вроде и правильно гоняется, а вроде и не очень, и под ударом оказывался как раз вполне провластный, лояльный власти автомобилист. Получается, что били уже, по сути, по своим. В данном случае «СтопХам» оказался в конфликте с интересами целевой аудитории».
Конечно, с беспределом на дорогах нужно бороться, ведь культура дорожного движения и всего, что с этим связано, является одним из важнейших показателей нормальной, цивилизованной страны, а не потерянной где-то на задворках страны Третьего мира. В этом плане «СтопХам», несомненно, выполнял положительную роль. Организация, созданная из государственно-патриотического движения «Наши», являлась своеобразным ответом власти на вызовы времени и требования общественности. И если поначалу всё было вполне себе прилично, то потом ребята явно почувствовали свою безнаказанность, действуя откровенно по-хамски, вызывающе и просто провокационно. При этом спонсировалось всё это действо из государственного кармана.
Выделяя миллионы борцам с неправильно припаркованными автомобилями, государство, кажется, само не заметило, как взрастило подобие китайских подростков хунвейбинов эпохи «Культурной революции» Мао Цзэдуна, творивших тотальный беспредел с именем справедливости и порядка на устах. Молодые китайцы с красными повязками на рукавах и томиками изречений своего вождя в кармане принялись наводить «порядок», применяя моральные и силовые методы воздействия ко всем, кто казался им недостаточно преданным партии и лично Мао. Через пару лет, правда, утихомиривать распоясавшихся хунвейбинов пришлось с помощью десятков тысяч солдат регулярной армии. Подобные примеры есть и в нашей истории, взять хотя бы печально известную опричнину. Царь Иван IV создал опричное войско из лично ему верных людей, призвав их уничтожить «крамолу» на Руси. Результат известен – изумленный беспределом жестоких опричников Иван ликвидировал опричнину, а самых активных её участников ждала в дальнейшем смертная казнь.
И власть, по всей видимости, выбрала очень точный момент для ликвидации «СтопХама», нащупав границу перехода от допустимого к неприемлемому. Однако фактический отказ активистов подчиниться решению суда ставит на повестку дня вопрос о дальнейших действиях власти в отношении этих людей, которые, идя против решения суда, сами, по сути дела, ставят себя на опасную тропу войны с законом и порядком.
Иван Прошкин