Стратегия-2020: духовное выше материального
В последний день 2015 года президент России Владимир Путин подписал указ №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которая, по сути, является программой действий РФ во внутренней и внешней политике. Новая концепция стратегии будет актуальной до 2020 года, а это значит, что ближайшие не самые легкие годы страна будет действовать исходя из того, что написано в этом документе.
Сразу стоит сказать, что разделы о внутренней политике по сравнению с внешней не столь интересны и конкретны, тем не менее сказать о них тоже нужно. И хотя тезисы стратегии здесь во многом повторяют известную формулу «за всё хорошее против всего плохого» несколько интересных моментов всё-таки есть. Так, заявляется о повышении качества государственного управления как о необходимом условии для укрепления экономической безопасности страны. То же самое отдельно по топливно-энергетическому комплексу – «необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом».
Также говорится о необходимости укрепления финансового суверенитета страны, что будет способствовать устойчивости валютного курса рубля. В этом контексте упоминается и об оптимизации валютного регулирования и контроля, а также о снижении банковских ставок. Ручное валютное регулирование, доступность кредитов, по мнению авторов документа – это, в частности, поможет стабилизации финансово-экономической ситуации.
В целом же документ в некотором роде экономическую отсталость России в духе слов Германа Грефа о «стране-дауншифтере» и её не самую высокую конкурентноспособность на данный момент. Упоминаются и непомерно высокие нецелевые расходования бюджетных средств, технологическое отставание и т.д. Заявляется о необходимости противодействия теневой экономики, а также усиление борьбы с оффшоризацией и выводом российских капиталов за рубеж. Хотя подобные меры были со всей серьезности озвучены президентом России Владимиром Путиным еще в 2014 году, однако о результатах призыва российского президента пока не сообщается. Посмотрим, что будет дальше. Упоминаются меры, направленные на возврат российского капитала из за рубежа, хотя в документе не указывается, основаны ли такие меры на силовых действиях или на усилиях по улучшению бизнес-климата в РФ.
В стратегии говорится о необходимости достижения устойчивого роста экономика путем усиления государственного регулирования экономическими процессами, а также поддержки российского производителя в военной (ВПК), продовольственной, энергетической и информационной сферах, которые, по всей видимости, являются приоритетными для экономики РФ, с точки зрения российской элиты. Особенно с учетом военной угрозы и сопутствующих ей мобилизационных потребностей государства и общества.
Это достаточно разумный подход, однако будут ли эти положения реализовываться на практике – неизвестно. К тому же, стратегия, к сожалению, содержит ряд положений, звучащих, скажем так, не слишком правдиво. Итак, пункт 52 – «Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения… доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования». То есть, по сути, речь идет о социальном государстве. Однако на недавнем Гайдаровском форуме «высоколобые экономисты» заявили о том, что никакого социального государства у нас нет, а с такими ценами на нефть – вряд ли будет. Тогда кому же верить? Стратегии нацбезопасности или либеральным экономистам форума? Или авторы документы уверены, что цена на нефть в ближайшее время поднимется вверх? Весьма сомнительно.
Также довольно неоднозначно в нынешних условиях звучит пункт 78: «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным…». Несомненно, для России материальное никогда не ставилось выше духовного, никогда потребительство для нас не было смыслом жизни, однако данная формулировка играет на руку либералам, взявшим курс на снижение уровня жизни населения и одновременную обработку его «духовностью», дабы не слишком возмущалось своим ухудшающимся положением.
Также документ, очевидно, подразумевает дальнейшее усиление государственного контроля за интернетом, так как стратегия видит одной из угроз национальной безопасности деятельность, связанную с использованием информационных технологий для распространения пропаганды фашизма, экстремизма, терроризма, сепаратизма, а также иных действий, наносящих угрозу социальному и политическому строю страны. При этом Стратегия содержит четкий ориентир по ограничению влияния зарубежной культуры на российское общество, однако в каких формах это ограничение будет выражаться конкретно, не сказано.
***
Теперь к внешней политике. Здесь уже более интересно.
Впервые в официальных документов прямо сказано, что врагом России являются США и НАТО. Пункт 12 раздела 2 гласит: «Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления».
О том же заявляет и пункт 15: «Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности».
При этом именно Запад называется главным виновником кризиса на Украине: «Позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России».
Очень хорошо, что российское руководство, наконец, не побоялось прямо сказать о том, кто является главным врагом страны. Всё предельно четко и ясно – США угрожают России, а значит, Россия должна сражаться. Явное указание на врага без всяких полутонов крайне важно для сплочения и консолидации общества перед общей угрозой со стороны евроатлантистов. При этом в документе указывается, что Россия не собирается действовать как США, свергая неугодные режимы военной силой и первой ввод санкции. В стратегии говорится, что Россия должна стать одним из полюсов силы, но не желает доминировать над другими, подавляя их силой оружия и пропаганды. Россия – за равноправие наций, говорится в документе. Тем не менее применение военной силы возможно, по мнению автором стратегии, только после невозможности решения дела дипломатическим путем.
Стоит отметить, что главная внешнеполитическая проблема России – Украина упоминается в контексте последствий «цветных революций», которые названы в документе главным вызовом российскому влиянию на постсоветском пространстве. А обеспечение влияния на постсоветском пространстве указано как один из столпов нацбезопасности. Это дает основания полагать, что Россия не считает конфликт на Украине завершенным, а политика на украинском направлении сохранит для России приоритет как минимум до 2020 года. А раз так, то Москва не считает внешнеполитический выбор Украины окончательным и, вероятно, будет пытаться сменить украинский режим на более менее пророссийский. Какими методами это будет достигаться, покажет время.
В целом, несмотря на обобщенность документа, новая российская стратегия действий позиционирует Россию как самостоятельного игрока на мировой арене, которая, несмотря на признаваемые трудности в экономике, будет бороться и пытаться отвоевать своё место под солнцем в условиях стремительно меняющегося мира.
Иван Прошкин