Великобритания обвинила Россию в нежелании плясать под западную дудку
Глава правительства Великобритании Мэй жестко раскритиковала Россию, обвинив Москву в подрыве международного порядка.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступила с ежегодной речью по внешней политике, где заявила, что «масштабные» действия России «угрожают международному порядку», от которого зависимы остальные западные страны. Британский политик обвинила Россию во вмешательстве в выборы в других государствах и создании фейковых новостей. Кроме этого, Мэй жестко раскритиковала Россию, уличив ее в незаконном присоединении Крыма, участии в конфликте в Донбассе, кибершпионаже и хакерских атаках.
Как заявила глава британского кабинета министров, Москве не удастся «подорвать западные институты», потому что РФ «недооценивает устойчивость демократий» стран Запада, а также «постоянное притяжение свободных и открытых обществ» и «приверженность западных стран к альянсам, которые их связывают». Таким образом, по ее словам, Великобритания станет делать все необходимое для самозащиты, а также будет работать с союзниками, чтобы поступать с Россией аналогичным образом, если РФ продолжит реализовывать свою нынешнюю политику.
Однако она признала, что в Великобритании «не хотят возврата к холодной войне или находиться в состоянии постоянной конфронтации» по отношению к России.
Заявление британского премьера Мэй и тех характеристики, которые она давала России в международных отношениях, в первую очередь направлены были на внутреннюю аудиторию, более того, привязаны они были к политике по выходу Великобритании из Евросоюза, уверен руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. Однако, как заявил эксперт газете «Колокол России», несмотря на то, что ничего нового и сенсационного британский премьер не сказала, а использовала давно уже заезженные фразы об «агрессии России», тем не менее, громкие заявления Мэй рассчитаны на то, чтобы получить поддержку в политическом истеблишменте Великобритании, который настроен крайне антироссийски. Таким образом, глава кабинета министров страны идет в мэйнстриме, отражая настроения всего правящего класса.
Однако политическое будущее самой Терезы Мэй может в скором времени оказаться под большим вопросом. 40 депутатов-консерваторов парламента Великобритании подписали письмо о недоверии премьеру и лидеру партии Мэй и выступили за ее отставку. Такое решение депутаты приняли на фоне угроз Евросоюза заморозить переговоры о новом торговом соглашении после Brexit до марта. Для того чтобы запустить перевыборы лидера консерваторов, необходимо 48 голосов депутатов.
«Другая сторона посыла заявления Мэй направлена в адрес европейских стран, союзникам по НАТО, и прежде всего США, что британская политика в отношении РФ скоординированная и является частью общей линии со своими партнерами. Таким образом, она ничего нового не сказала, а лишь подтвердила то, что и так всем давно известно на протяжении уже многих лет. Все это говорит о том, что конфликт между Западом и Россией носит глубокий и системный характер, а его преодоление потребует очень много времени и усилий, поэтому ни у кого не должно оставаться иллюзий в скорости нормализации отношений между сторонами. Сегодня Великобритания продолжает играть одну из ведущих партий в антироссийском хоре западных держав», - пояснил эксперт.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин комментируя слова премьер-министра Мэй, написал в фейсбуке: «Международная система порядка», «играть по правилам» — она бы еще сказала «по понятиям»», — отметил Рогозин. Он также подчеркнул, что Мэй ничего не сказала о международном праве. «Хотя понятно почему», — добавил вице-премьер.
Политика двойных стандартов западных политиков уже мало кого удивляет, также как и толкование многих международных норм и прав. При этом западные политики, видимо, массово страдают частичной амнезией, когда обвиняют РФ в нарушении международных правил игры. Почему-то на Западе упорно не хотят признавать, что именно действия их политиков и изменили весь миропорядок и открыли «ящик Пандоры» по игнорированию ранее выработанных норм. А ведь все началось с бомбежки НАТО Югославии, отделения Косово в одностороннем порядке от Сербии, незаконное вторжение в Ирак, в обход решению ООН под мнимым предлогом наличия химоружия у Хусейна, далее война в Ливии и варварское убийство Каддафи, а также появление ИГИЛ (террористическая группировка запрещена в РФ) и терроризма в Европе.
Несмотря на то, что в своей речи Тереза Мэй использовала кнут и пряник; жестко критикуя России в нарушении международных правил игры, и при этом, признавая необходимость налаживать диалог с Москвой, тем не менее, и здесь тоже ничего нет нового, что заставило бы сильно задуматься.
По мнению собеседника газеты «Колокол России», все это идет в рамках той политики, которую четко избрал ранее Запад, и которая была озвучена на последнем саммите НАТО в Варшаве. Прежде всего - это жесткая политика сдерживания России, и одновременно готовность искать пути нормализации отношений с ней. Более того, возможно даже сотрудничать в тех областях, где общие интересы совпадают, однако все это идет в фарватере жесткой политики сдерживания.
«Несмотря на то, что в последнее время официальный Лондон все реже возглавляет какие-то международные проекты, а также становится организатором или посредником крупных мировых переговоров, у политической элиты Великобритания от этого нет комплекса ущербности. Существует официальная и открытая политика, доступная широкой общественности, а есть также и скрытая политика, доступная только избранному кругу лиц, которая вершится за кулисами. Сегодня Лондон по-прежнему играет огромную роль в формировании международного климата и управления им. Британская дипломатия в этом плане имеет гигантский опыт, более того, она сохранила колоссальные возможности влиять на глобальные мировые процессы, таким образом, англичане не страдают комплексом неполноценности и продолжат гнуть свою политику», - резюмировал Борис Шмелев.
Между тем глава британского МИД Борис Джонсон намерен в декабре впервые посетить Россию. Несколько месяцев назад также сообщалось о его визите в Москву, однако тогда без веских причин Джонсон отказался встречаться с российским руководством. Ранее политик заявлял у себя в парламенте, что он не видел никаких доказательств того, что Россия пыталась вмешаться в британские выборы или в голосование по «Брекзиту», и заявлял о том, что с Москвой необходимо вести диалог: «Остерегаться, но участвовать».
Однако стоит отметить, что жесткая речь Терезы Мэй по отношению к России может быть связана именно с предстоящим визитом Джонсона. Позиция премьера значительно отличается от позиции министра иностранных дел Великобритании, с которым Мэй находится в глубокой конфронтации. Таким образом, возможно, Мэй пытается провалить диалог Лондона и Москвы в лице Джонсона, которому уже ранее прочили кресло премьер-министра страны.
Анатолий Молчанов