Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
10.08.2017 08:00

Ярость Эрдогана Великолепного

Как отреагирует Россия на стремительно развивающийся в Турции очередной государственный переворот

Когда в ноябре 2015 года турецкие военные сбили в небе Сирии российский самолет Су-24, казалось, что поляризация сил на ближневосточном театре окончательно совершилась, а Россию с Сирией ждет трудный кровопролитный конфликт со второй по силе армией НАТО и десятой в мире, турецкой. Запад в восхищении потирал руки, считая, что в очередной раз столкнул лбами двух своих врагов, чтобы они своими руками принесли победу Западу на тарелочке с голубой каемочкой. Однако мудрая и терпеливая политика Владимира Путина за полтора года не только сделала из Турции ситуационного союзника, но привязала ее к себе экономически, замкнув на себя огромное количество турецких экономических интересов. Мало того, то, что хотел сделать Запад, сделала Россия – рассорив его с Турцией и внеся раскол, как в НАТО и ЕС, так и в стратегические отношения ее с Вашингтоном.

Не прошло и полутора лет, как Турция, пережив попытку вооруженного переворота с угрозой жизни президенту Реджепу Эрдогану, фактически отказалась от членства в ЕС, серьезно подорвала свое взаимодействие в рамках НАТО, полностью рассорилась вплоть до откровенной вражды и угроз с Германией и Европой и похоронила все планируемые Западом ближневосточные трубопроводы, начав вместе с Россией строить «Турецкий поток».

Нетерпеливое желание Вашингтона побыстрее покончить с Россией в Сирии сыграло с ним злую шутку. Целый ряд шагов, от попытки государственного переворота до открытой поддержки курдов и конфликта с союзником Турции Катаром, поставили Турцию на грань вооруженного конфликта уже с самим Западом. После серии блокировок военными базы Инджирлик, Запад стал сворачивать свое присутствие, выводя боевые самолеты и даже планируя вывести ядерное оружие. В ответ Турция в июле 2016 года предложила России использовать базу для совместной борьбы с ИГИЛ*, что вызвало волну истерики на западе. В результате министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу по восточному хитро заявил каналу TRT Haber:

«Мы будем сотрудничать со всеми, кто сражается с ИГИЛ*. Мы делаем это уже довольно давно. Мы открыли базу Инджирлик для тех, кто хочет участвовать в активной борьбе с ИГИЛ*… Почему бы не сотрудничать на тех же условиях и с Россией? ИГИЛ* – наш общий враг, и нам нужно с этим врагом бороться».

Но Россия не захотела ни от кого зависеть в столь чувствительной для себя сфере и сохранить равноудаленность от интересов участников конфликта и стала развивать собственную базу в Сирии. Американцы решили наказать Эрдогана. Открыто став на сторону курдов, вооружив их армию и создав на подконтрольной им территории свои базы и аэродромы. С этого момента ситуация на севере Турции стала перманентно взрывоопасной, на грани вооруженного конфликта между союзниками по блоку НАТО. Американцы уже два раза по требованию Турции останавливали курдские отряды от воссоединения двух анклавов, но в третий раз курды могут ослушаться и начать занимать территорию, подконтрольную туркоманам, что выльется в открытую войну с одной стороны Турции, а с другой – курдов и США.

Сильным ударом со стороны США по Эрдогану был конфликт стран Залива с Катаром. Катар – давний союзник Турции, долгое время финансирующий и поддерживающий общий с турками проект – террористическую организацию «Братья мусульмане», с помощью которой Эрдоган планировал решать свои имперские задачи по восстановлению Оттоманской империи в прежних границах. Однако именно действия Запада поставили крест на имперских планах Эрдогана. Сейчас Турции уже не до восстановления империи, речь идет о ее территориальной целостности и существовании, как единого государства.  А перед этой проблемой Эрдоган остался практически в одиночестве при достаточно сдержанной поддержке России и Ирана.

***

Внутриполитическая ситуация в Турции определяется внешними и внутренними факторами. После ряда внешних давлений, как политических, так и военных, Запад стал разыгрывать внутреннюю карту, активизировав пятую колонну, оппозицию. В истории России и Турции очень много схожего. Обе империи были разрушены практически одновременно одинаковыми силами. Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона», как 100 лет назад для Османской империи, так и сейчас для Турецкой республики главной оппозиционной силой является многочисленная община дёнме, саббатианцев, последователей учения иудейского раввина Шабтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес в иудаизм самый большой раскол во все времена. Вместе со своими многочисленными последователями Шабтай Цви в 1666 году принял ислам.

На территории Турции в XIX веке общины саббатианцев, принявших ислам иудеев, стали называться дёнме. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались, в зависимости от направления в саббатианстве, измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции». Традиционные мусульмане Турции считали, что дёнме мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине, и обвиняли в революции трёх врагов – сионистов, масонов и дёнме.

Внутриполитическая борьба в Турции сейчас определяется тем, что Реджеп Эрдоган является сторонником ортодоксального ислама суннитского толка и старается возродить в Турции лучшие традиции Османской империи. Его главный противник – скрывающийся в США Фетхуллах Гюлен – является дёнме и старается сделать из Турции светское государство, каким его видел Ататюрк. Именно поэтому Эрдоган так чувствительно относится к многочисленным сторонникам Гюлена, за долгие десятилетия проникшим во все структуры турецкого государства. Для Эрдогана саббатианцы Гюлена сейчас – главный враг, основа оппозиции, пятая колонна. И если курдов Турция считает террористами и борется с ними на своей территории крайне жестоко, уничтожая целые города, то с внутренней оппозицией, с «народными» протестами, подобными методами действовать опасно, можно оказаться под сильнейшим давлением западных государств, многочисленных правозащитных организаций и мировых информационных гигантов.

Но Запад сейчас сделал ставку на «цветную революцию», свержение правительства Эрдогана и расчленение государства на несколько частей. Как всегда Запад хочет удовлетворить свои интересы и интересы своих ситуативных союзников за счет третьей стороны, поэтому события в Турции нарастают по экспоненте.

***

9 июля основная оппозиционная Народно-республиканская партия Турции (НРП) провела многотысячный митинг в стамбульском районе Мальтепе. Этот митинг стал итогом 25-дневного «Марша справедливости» от Анкары до Стамбула, в ходе которого активисты партии во главе с ее лидером Кемалем Кылычдароглу прошли около 450 километров. НРП начала акции еще 15 июня, посвятив их приговору депутату этой партии Энису Бербероглу, приговоренному к 25 годам тюрьмы за разглашение в прессе подробностей по делу об обыске грузовиков, принадлежащих Национальной разведывательной организации (MIT) и направлявшихся в Сирию.

Митинг постепенно превратился в самый многочисленный протест последнего времени в Турции. Митингующие призывали отменить чрезвычайное положение, введенное после попытки военного переворота, отпустить всех арестованных военных, чиновников, судей и журналистов. Количество арестованных и отстраненных сторонников Гюлена в Турции сейчас достигает 50 000 арестованных и 150 000 отстраненных. Эрдоган утверждает, что все они – сторонники Фетхуллаха Гюлена. Лидер оппозиции заявил, что в протестах участвует полтора миллиона человек по всей стране.

Как сообщили РИА-Новости, турецкие власти заявили о задержании шести боевиков террористической группировки ИГИЛ*, которые планировали атаку на акции оппозиции с использованием машины с символикой правящей в Турции Партии справедливости и развития. Одновременно давление на Эрдогана усилили курды, причем до такой степени, что по сообщению RT, на саммите G-20 Эрдоган в жесткой форме предупредил, что Турция не будет мириться с курдским террором и будет решительно реагировать на провокации у своих границ.

«Мы, безусловно, не будем молчать и отреагируем на поддержку и вооружение террористических организаций вблизи наших границ и формирование террористических гаваней в регионе.

Мы не поддерживаем идею разделить Ирак, и референдум может навредить миру и стабильности в стране», – сказал Эрдоган в Гамбурге. «Если начнется разделение на севере, оно будет распространяться на туркменов, арабов и даже может стать сектантской основой раскола между шиитами и суннитами».

Для всех было понятно, что слова Эрдогана предназначались, прежде всего, Дональду Трампу. Подобные высказывания характерны не в адрес многолетнего союзника, а врага. Крайне враждебные отношения, вплоть до оскорблений, сложились у Эрдогана как с Ангелой Меркель, так и с другими руководителями Евросоюза. Их накал достиг такой степени, что группа депутатов парламента Швеции подала в прокуратуру жалобу с требованием обвинения Эрдогана в геноциде и выдаче международного ордера на его арест. В ответ, по сообщению RT, на митинге 15 июля, посвященном годовщине военного переворота и гибели сотен людей, Эрдоган пообещал отрубить головы всем изменникам.

«Прежде всего, мы будем отрубать головы этим предателям», – заявил турецкий лидер.

Такие жесткие слова, высказанные публично, говорят о том, что ситуация дошла до точки кипения, и Эрдоган полностью прерывает все связи с западными государствами, ценностями и целями для защиты от них своего государства. Эрдоган принял решение и будет идти до конца. На следующий день, по сообщению турецкого агентства Daily Sabah, Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) демонстративно продлило на 3 месяца чрезвычайное положение, против которого и протестовала оппозиция. В документе оппозиция открыто была названа «параллельной структурой» в турецком государстве.

Не откладывая в долгий ящик, 1 августа начался суд над 500-ми высокопоставленными чиновниками, в том числе генералами и летчиками, обвиняемыми в попытке военного переворота. Суд сопровождается массовыми народными митингами, на которых звучат требования восстановления в Турции смертной казни и приговору к ней изменников. На следующий день после начала суда, по сообщению турецкого издания Turkish Minute, губернатор столицы Турции Анкары объявил о полном запрете на один месяц всех голодовок, митингов, концертов и акций протеста. В заявлении канцелярии губернатора объявлено, что, по данным турецкой разведки, организованные извне акции должны продлиться 147 дней.

На следующий день, опасаясь повторной попытки вооруженного мятежа, Высший военный совет Турции принял решение о замене высших руководителей армии, ВВС и ВМС. Премьер-министр Бинали Йылдырым заявил, что «сохраняющаяся нестабильность в странах на нашей южной границе, а также отсутствие должного руководства и угрозы гражданской войны представляют наибольшую угрозу для нашей борьбы с терроризмом». Решение было направлено на утверждение к президенту Эрдогану.

Эмоциональный накал событий в Турции достиг такого уровня, что Эрдоган пошел на публичное унижение арестованных, что на Востоке играет большую роль. По сообщению Associated Press, Эрдоган определил, какую одежду в ходе судебных заседаний должны носить обвиняемые по делу о попытке путча в стране 15 июля 2016 года. В суде обвиняемые будут носить два вида коричневой одежды. Комбинезоны – для обвиняемых в заговоре, куртки со штанами – для обвиняемых в терроризме.

«Никто больше не будет носить в суде то, что ему вздумается», – заявил турецкий президент.

На этом фоне продолжаются трехмесячные протесты с перекрытием городской инфраструктуры в городах Диярбакыр, Ван, Измир и Стамбул курдской Демократической партии народов (ДПН). 70 избранных от этой партии мэров и тысячи муниципальных чиновников были также арестованы по обвинениям в измене и заключены под стражу в ожидании судов. По классическим методичкам цветных революций, протестующие заявляют: «Фашизм можно остановить только через демократизацию. Это то, что мы говорим. Мы будем протестовать в течение семи дней, 24 часа в сутки».

Протестанты собираются протестовать как минимум до ноября.

***

В Европе уже разгорается антитурецкая истерия, на которую Эрдоган реагирует очень жестко, практически военной риторикой. Как сообщает Reuters, турецкий президент предупредил, что западные агенты имеют «свободный роуминг» в Турции, и указал тем, кто угрожает стране эмбарго, чтобы они готовились к последствиям.

«Западники хотят, чтобы их агенты беспрепятственно бродили по нашей земле и причиняли боль нашему народу.

Это те, которые говорят, что террор – дело судебных органов, когда террористы действуют в их стране, но превращают террор у нас в дипломатические кризисы, когда мы ловим их агентов с поличным.

Если вы думаете, что можете напугать Турцию с помощью эмбарго, то должны быть готовы к гораздо большим последствиям. Вы уверены, что знаете, кого вы бьете?

Те, кто проводил самые беспощадные, кровавые, жестокие убийства в истории в ходе Первой и Второй мировых войн, не имеют права читать нам лекции по гуманизму и правам человека».

Риторика более чем воинственная. Со стороны западных СМИ накал страстей только постоянно увеличивается. 5 августа газета Sunday Express опубликовала статью под паническим заголовком «Турция может оккупировать Европу в течение 3 дней». Газета приводит слова директора «теневого ЦРУ» Stratfor Джорджа Фридмана, который сказал, что турки могут победить Германию за один день, а Францию – через час. Фридман утверждает, что Германия отказалась от своих граждан, только 18% немцев готовы сражаться за Германию, только 29% французов – за Францию и только 27% британцев – за Британию.  Если турки начнут войну утром, то проведут вечернюю молитву в замке Бельвю. Газета утверждает, что именно такие планы у Эрдогана.

***

Эрдоган остался в одиночестве. Против него не только недавние западные союзники и партнеры по бизнесу из ИГИЛ*, но и курды и сторонники Гюлена. Противостояние нарастает и грозит весьма скорой и кровавой развязкой. Перед Эрдоганом пример президентов Слободана Милошевича, Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи с одной стороны и Башара Асада – с другой. Безусловно, турецкий президент будет ожидать поддержки со стороны России и Ирана. России, только недавно с таким трудом добившейся относительной стабилизации в Сирии с тенденциями к улучшению, а также совместных с Турцией экономических проектов, крайне невыгоден очередной хаос с непредсказуемыми последствиями. В какой-то степени поддержка будет оказана, но все будет зависеть от того, до какой черты готов пойти Запад. Российское решение, скорее всего, мы увидим в самое ближайшее время, так как ситуация в Турции развивается стремительно, и можно ожидать самые радикальные события.

Александр Никишин

*организации, признанные террористическими и запрещенные в России

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"