Братья во Сталине
В России наметился отнюдь не либеральный, а красный реванш, утверждают эксперты «Колокола России». Используя религиозные чувства народа, а также его невежество, жажду справедливости и вульгарный мистицизм, красные могут вернуться к власти.
По мере нашего приближения к аэровокзалу
я все пристальнее вглядывался в висевшие
на фронтоне портреты и спросил Смерчева,
кто этот человек, похожий на Иисуса Христа.
— Как кто? — удивился Смерчев.
— Это и есть Иисус Христос.
— Но мы поклоняемся ему, завертелся и
стукнул ногой отец Звездоний, —
не как какому-то там сыну Божьему,
а как первому коммунисту,
великому предшественнику нашего
Гениалиссимуса, о котором Христос правильно
когда-то сказал: «Но идущий за мною сильнее меня!»
Владимир Войнович, «Москва 2042»
Сейчас Россия переживает огромный патриотический подъем, невиданный много лет. Люди носят на одежде георгиевские ленточки, прицепляют их на свои автомобили. Куда-то делись разговоры, что наши машины — ведра с гвоздями. Теперь все больше говорят, что лучше наших танков в мире не сыскать. День Победы превратился в грандиозное помпезное действо, смущающее даже немногих оставшихся ветеранов, но зато юные отроки, не то что не нюхавшие пороха, а даже не жившие в СССР, грезят мировым господством России, «имперством», геополитикой, евразийством, и… как ее… ну этой… диалектикой! Разумеется, сюда же подверстывается и православие — какой же патриот без веры отцов! Одним словом, русский патриотизм, прибавив в количестве, потерял в качестве. Впрочем, он стал цветистее и многообразнее. Подобно пелевинскому «шаману эклектику», молящемуся разным богам по обстоятельствам, в России родился новый тип патриота — патриот-эклектик. Этот новый тип не слишком разбирается в истории своего отечества, но готов впитывать любой идеологический мусор, какой ему не подсунь. Сказывается дефицит исторической правды и кризис перепроизводства фэнтези-романов.
Но всю эту суету вроде бы оправдывает одно — Россия сейчас, похоже, вплотную подошла к выбору своего дальнейшего исторического пути. То, о чем мы грезили последние четверть века безвременья, свершается на наших глазах: мы, наконец-то, самостоятельно выбираем свой путь, а следовательно, и мировоззрение общества, государственную идеологию. Правда, подошли мы к этому рубежу в сложнейшей обстановке — весь мир против нас. Казалось бы, на таком фоне уж лучше какой-нибудь патриотизм, чем никакого.
И как раз в этом заключается страшная ловушка, в которую может попасть Россия на историческом перепутье. Так было и в 1917-м: низы не хотели, верхи не могли, а большевики подобрали власть, которая буквально упала к их ногам. Но ведь они были не единственные, кто способствовал смене эпох. Были меньшевики, эсеры, анархисты — все они сгинули, как только выполнили свою роль — помогли большевиками прийти к власти. К сожалению, сейчас в нашей стране происходит то же самое: к власти снова рвутся красные, а помогают им в этом всевозможные «прогрессивные» силы — от либералов до, прости Господи, православных! Большевики почувствовали исторический момент — этот дар у них не отнять, когда они могут почти беспрепятственно и триумфально взять реванш. В этом им помогают все: «неравнодушные граждане», спасающие лес и протестующие против постройки церквей (ведь храм — неслыханное дело! — займет парковку для их «Вольво»); прыщавые юнцы, начитавшиеся псевдонаучного бреда в перерывах между игрой в «Танки», которые своими безумными аргументами могут заткнуть за пояс любого профессора истории МГУ; а главный их помощник — темень, в которой пребывает народ, несмотря ни на какие широкополосные интернеты.
И первые попытки воспользоваться дремучестью масс не заставили себя ждать. Прохановский «Изборский клуб» устроил безобразный «молебен» перед «иконой Сталина» в Белгородской области. Заодно СМИ сообщили, что Проханов выступает за канонизацию Сталина. Дальше — больше: следующий «молебен» был «отслужен» перед «иконой» — тут, и правда, хоть каждое слово в кавычки заключай — уже на авиабазе в Энгельсе. Жуть этого события сложно переоценить. Налицо не только обожествление Сталина, но и еще куча всего: попытка раскола церкви, введение военнослужащих в заблуждение — хочется думать, что не все военные «повелись» на это кощунственное моление, все-таки авиация — это не стройбат. Церковь отреагировала на события, но не слишком решительно, потому что в самой церкви, оказывается, полно поклонников «Изборского клуба»!
Потом Проханов в своей газете «Завтра» оправдывался, что они возили по России никакую не икону, а парсуну Сталина — есть, видите ли, такой вид древнего искусства. Это как бы икона, но не икона, так что никакие каноны нарушены не были. В своей неповторимой манере, самый патриотический писатель всея Руси обвинил в скандале вокруг события, устроенного им же, «церковных либералов» и начисто отказал им в «ревности о чистоте православия». По всей видимости, господин, то есть товарищ Проханов, забыл, что именно коммунисты вместе с либералами сейчас мешают возведению храма в одном из московских парков, а «ревновали чистоту православия», напротив, совершенно ортодоксальные представители церкви. Ранее писатель говорил, что «икона вызывает неоднозначную реакцию, но это наша корпоративная икона». То есть, все-таки икона!
***
Для Проханова и вообще красно-евразийской тусовки уже стало привычно разворачиваться на 180 градусов. Писатель и публицист Елена Чуднова вспоминает, как Проханов ругал Путина в начале 2000-х годов.
«Он писал, что Путин «влевок Венедиктова», что он чья-то там перхоть, чья-то ночная туфля, «гомункулус, выращенный в колбе». В общем, в выражениях не стеснялся. Но через очень краткий срок Путин у него делается мессией. И это происходит безо всякого перехода! Да, люди меняют свои убеждения, но это мучительный процесс. Мы всегда можем видеть промежуточные фазы. Но если вчера Путин у Проханова был чьей-то там перхотью, а сегодня он — мессия, и никаких промежуточных фаз, я делаю один вывод — этот человек лжив!», — комментирует Елена Чудинова.
Ни один нормальный православный священник, принадлежащий Московской патриархии, не будет иметь с ним дело. А кто будет? Радикалы и сумасшедшие всех мастей! Если церковь, которая сейчас является частью идеологической машины государства (хотя я бы не стал преувеличивать ее влияние), перестанет поддерживать Проханова, это отвратит от него и от идеи СССР 2.0 часть публики. А останутся с ним настоящие радикалы и сумасшедшие. Ведь вульгарный цветистый мистицизм Проханова относиться, скорее, к язычеству. Есть мнение, что и Путину надоели медоточивые «мистические» речи Проханова про его персону.
Однако на мельницу Проханова льет воду фиктивная «православность» огромного процента населения — я про тех, кто всерьез считает, что Святая Троица — это Христос, Богоматерь и Никола Угодник. Но это еще было бы полбеды! Эта фиктивность выражается в том, что лоб-то они крестят, но живут совсем не по 10 заповедям. Священных текстов они не знают, Иверскую от Казанской не отличат, но зато ура-патриотизм у них развит на ура. Так что подсунуть им Сталина на иконе — никаких проблем! Прибавьте сюда пошлый мистицизм Проханова, понятный широким массам, и новая вера со Сталиным пророком ея — готова! Но может быть для очередного «возрождения России» сгодятся и такие псевдорелигиозные методы? Мы ведь это уже проходили, и вроде бы получалось неплохо, пока «США не развалили СССР?»
Нет. Не получится. Проханов рассчитывает на самые темные слои населения, в буквальном смысле на быдло. С этим контингентом мы вскоре получим сатанинский майдан в России, по сравнению с которым киевские события покажутся цветочками! Успех русской революции заключался не только в массах, но и в том, что ее поддержали прогрессивные силы общества, Проханов же рассчитывает на самый темный и внушаемый слой, который даже слоем-то не назовешь, потому что это — дно. Аналогия с майданом возникает еще и потому, что сами «майданутые» никогда не получают того, «за что боролись». Разве жгущие покрышки на площади Незалежности желали потери Крыма и Донбасса? Разве хотели они того унижения и экономического бедствия, в котором сейчас прибывает Украина? Вот так и русские «красные» сейчас начинают со вполне благовидных вещей — православия, державности, патриотизма. Но цель у них одна — возвращение красной власти! И эта власть, утвердившись, не потерпит рядом с собой никакой из «сопутствующих» идеологий — ни религии, ни демократии, ни либерализма. В этом, по крайней мере, уверены наши эксперты.
***
Филипп Грилль, лидер «Движения в поддержку строительства храмов в городе Москве», православный активист в интервью «Колоколу России» заявил, что инициатива по канонизации Сталина — попытка коммунистического реванша в России. «Я всегда считал коммунистов реваншистской партией, они никогда не оставляли мысли вернуться к власти в России. Считаю, что для этого может сложиться благоприятная обстановка. Я объясню: есть внешнее давление на нашу страну, есть колоссальный запрос население на державность, патриотизм и социальную справедливость. А какая сила нам громче всех об этом кричит? Конечно же, коммунисты! Они последние годы активно муссируют тему так называемого «СССР 2.0». Либералы на роль руководящей и направляющей силы не годятся. Да, они сидят во властных структурах, но поддержка населения у них нулевая, так что с этой стороны ждать удара не приходится. А со стороны большевиков — вполне. Все это происходит потому, что у нас в стране некритическое отношение к патриотизму. У нас любой человек, который говорит, что любит Россию, рвет на себе рубаху, выступает против Запада, воспринимается положительно. А то, что этот человек хочет вернуть коммунистическое мракобесие, никто не думает. А потом думать уже будет поздно», — говорит наш собеседник.
Филипп Грилль отметил, что КПРФ четверть века не брала на себя ответственность за российский политический процесс, зато принимала активное участие в «ельцинском балагане сдержек и противовесов» с целью сохранить партию. А теперь мы имеем единственную реально-организованную силу в стране, которая готова взять власть. Смазка тут может быть любая — хоть православие, хоть либерализм — все божья роса.
«Сталин не был религиозным человеком, и канонизация его — бред. В его правление была и «безбожная пятилетка» и взрыв Храма Христа Спасителя. Тем не менее Проханов у нас считается патриотом, потому что говорит об империи, мощи страны и т.д. На самом деле, это бредовая попытка сращивания коммунизма и православия, которая вгоняет людей в ступор. Это очень опасная форма мимикрии, постмодернистская возня. С другой стороны, эти люди отлично понимают, что церковь пользуется авторитетом в народе, поэтому они хотят его использовать, сочиняя конструкции, которых никогда в природе не было. Проханов называет мавзолей Ленина «драгоценной ракой», и это он говорит о могиле тирана, капище богоборца номер один! Это все очень тревожно. Реставрация, если она будет, принесет с собой колоссальную беду! После красной победы, все сопутствующие идеологии будут отсечены! Это вполне в стиле коммунистов: Ленин «отсек» эсеров и меньшевиков, Стали уничтожил «ленинскую гвардию». Нет сомнения в том, что всякие заигрывания с православием прекратятся тут же, как только власть окажется в руках красных», — отмечает Филипп Грилль.
Новый раскол в патриотической тусовке начался чуть раньше инициативы по канонизации Сталина — после решения «передвинуть» еще не возведенный памятник князю Владимиру с Воробьевых гор «куда-нибудь еще». Одним из таких мест была названа Лубянская площадь. КПРФ немедленно, буквально на следующий день, внесло предложение о восстановлении на Лубянке памятника своему кумиру — Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. Вот тогда-то «изборцы» и почувствовали, что их время пришло! Если Дзержинский, то почему бы не Сталин. Тем более у последнего гораздо больше явных и вполне объективных заслуг перед страной.
И вдруг оказалось, что «патриотическая тусовка» крайне неоднородна — более неоднородна, чем некогда «правая оппозиция». Соответственно, перед тем как выступить единым фронтом и определить будущее России, ей по-ленински необходимо решительно размежеваться.
Оказывается, существовавший еще год назад хайдеггеровский «патриот как таковой» (das Patriot) более в российской политической природе не существует. А существуют «белогвардейцы», «кургиняновцы», «прохановцы», «дугинцы» и прочие «цы». Получилось, что «изборцы» своим демаршем даже усугубили это размежевание, что, похоже, к лучшему. Ведь нельзя смешивать ужа с ежом, надо отделить мух от котлет, зерна от плевел и агнцев от козлищ. А ведь именно к постмодернисткому синтезу, условно, «белого» и «красного» стремятся прохановцы, скромно опуская тот факт, что в сухом остатке они видят только «красное». Впрочем, методы Проханова не без успеха взяли на вооружение российские власти.
«Нельзя смешать несмешиваемое. «Белогвардейское» они отметают сразу, потому что это неприемлемо ни для Кремля, ни для всей этой красной компании. Последних я призываю быть откровенными и признаться, что они хотят не синтеза «белогвардейского» с «красным», а «красного». Я, как представительница белой семьи, называю такой синтез лицемерием и попыткой прикрыть срам. Все эти телодвижения: мол, воздадим должное тем, кто тоже был мужественным… Не надо! Белогвардейцы видели в коммунистах последовательных врагов. Врагов русского народа, врагов православия (хотя в белых рядах были не только православные). Вы видели фотографии аэропланов времен Гражданской войны? Это фантастическое зрелище! Если на «белых» самолетах были нарисованы русские витязи, купола церквей, святые с нимбами (в то время аэропланы разрисовывали), то «красные» разрисованы голыми ведьмами, чертями с вилами, сатанинскими знаками. Все было предельно, предельно откровенно. В фильмах про Гражданскую войну это не показывают по понятным причинам. Поэтому я спрашиваю: кого они пытаются сейчас обмануть? Они хотят красного ренессанса, а не примирения и согласия. Лично я — целиком за примирение и согласие, но страна должна сказать, какая сторона была права в той войне. Только после четкой исторической оценки наступает подлинное согласие в обществе. У нас ее нет», — говорит Елена Чудинова.
Из-за неразрешимых противоречий Гражданской войны Кремль, по мнению писателя, отметил этот период русской истории как неподходящий для построения госидеологии (попытки министра культуры РФ Мединского на этом поприще можно в расчет не принимать). А вот Вторая мировая война, как считает руководство РФ, как нельзя лучше подходит в качестве «скрепы» государственной идеологии.
«Поэтому мы наблюдаем странную картину: Кремль пытается всю идеологию — а страна без идеологии не живет — построить на Второй мировой войне. Отчасти эта война уже начинает подменять религию. И чем больше проходит времени со дня Победы, тем почему-то большую роль в ней играет фигура Иосифа Джугашвили», — удивляется Елена Чудинова.
В принципе, все происходит по законам жанра: если национальная религия — это война 1941–1945 годов, то на роль пророка этой религии логично поставить отца народов, что и делается, а точнее, чуть ли не насаждается всевозможными «красными имперцами». И эта искусственная идеология находит отклик в массах: не только среди молодого поколения, начитавшегося альтернативно-исторического и фэнтезийного мусора (их, как ни странно, даже проще убедить в святости Сталина), но и среди вполне великовозрастных особ. Однако далеко не все хотят видеть Сталина в качестве непогрешимого святого, более того, даже в период войны далеко не все признавали его «великим учителем», о чем свидетельствует Елена Чудинова.
«У меня четверо дядьев дошил до Берлина. Один из них, Сергей Константинович, иначе как «красной собакой» Сталина никак не называл. А когда объявили по радио о смерти Сталина, стрелок-радист бомбардировщика в аспирантском общежитии в Москве сказал — «сдох, собака». Он забыл, что надо скрываться — настолько был силен эмоциональный импульс от этого события. При этом присутствовали человек 20 ребят, и его никто не предал! И после этого мы говорим, что роль Сталина была чем-то хорошим для страны? Я не помню в детстве, чтобы ветераны хоть что-нибудь сказали про этого Иосифа Виссарионовича. А их тогда было много, и они были гораздо моложе. Они рассказывали о боевых товарищах разные смешные случаи. А теперь от имени ветеранов звучит исключительно похвала Сталину! В стране происходит колоссальная чудовищная подмена: идеология и религия заменяются Второй мировой войной, по той причине, что правительству нечего больше предоставить, ведь оно не расставило честные оценки в Гражданской войне. Поэтому руководство опирается на советский период, в котором только война является общенациональным достоянием, и это — кощунственно, прежде всего, по отношению к тем, кто воевал. Мы погружаемся в спекуляции — чем дальше от войны, тем все более насаждается точка зрения, что народ воевал не за выживание, а за Джугашвили, оказывается», — рассказывает наш собеседник.
Не это ли свидетельство так называемой мемориальной стадии развития общества, описанное в «Пассионарной теории этногенеза» Львом Гумилевым? О ней, кстати, вспоминает Игорь Стрелков в интервью «Колоколу России». Мемориальная стадия характерна тем, что страна замыкается сама на себя: празднует старые победы, выморачивает мифы о былом величии, строит свое будущее на основе прошлого?
«Интересная трактовка, — считает Елена Чудинова. — Я, мягко говоря, не евразийка. Хотя здесь опять подмена: «евразийство» Гумилева — это присвоенный Дугиным и Прохановым бренд. Гумилев, например, считал опричнину антисистемой, а эти господа все строят на опричнине, чтоб не сказать на карательных отрядах. Что касается мемориальной стадии — соглашусь, но не совсем. Когда общество перестает гордиться своими старыми победами, его конец тоже близок».
Русским, считает наш собеседник, надо научиться гордиться не только победами, но и поражениями, ставить на первое место не факт победы или проигрыша (и из этого делать выводы о правоте той или иной силы), а нравственную оценку события. История ведь — не футбольный матч. И здесь «никогда нас не предавший сербский народ дает великолепный пример. Сербы гордятся гибелью князя Лазаря (последнего независимого правителя Сербии, погибшего в сражении с турками на Косовом поле — ред.), и в этом смысле они превзошли наше общество. Надо бы брать с них пример», — подытожила Елена Чудинова.
Михаил Сарафанов