Гибель Романовых как поворотная точка истории России
На 98-летие со дня убийства святых царственных страстотерпцев.
Величаем тя, Святый страстотерпче Царю мучениче Николае,
И чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Величание св. Царя-мученика Николая II
«За Веру, Царя и Отечество!», «За Веру и Царя!», «За Веру и верность!» – такие девизы с различными вариациями массово использовались воинами, офицерами, казачеством по всей царской России. Можно сказать, что без веры, любви к Родине и государю, который самим фактом своего венчания на царство являл собой Божий промысел, русский человек в те времена не мог называться действительно русским. Таков был наш культурный код. И вот, после череды тщательно спланированных государственных потрясений, в ночь с 16 на 17 июля, в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге произошло страшное преступление, символическое злодеяние, призванное уничтожить духовную сущность, фундамент России.
Можно по-разному относиться к внешней и внутренней политике, проводимой Николаем II, к отдельным поступкам или проступкам его подданных, но каждый патриот обязан раз и навсегда разобраться с личным отношением к зверскому уничтожению семьи Романовых. Разобраться независимо от политических взглядов, разобраться во имя торжества правды, справедливости и светлого будущего России.
Церковь, как известно, увековечивает память не великих государственных мужей, а угодников Божьих. Первых русских святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба вряд ли можно назвать исповедниками, пострадавшими исключительно за свою веру. Однако они приняли мученическую кончину в последовании за Христом, были беззлобны и не защищались перед убийцами, посланными их кровным братом – Святополком Окаянным. В итоге духовный подвиг Бориса и Глеба, благочестивая жизнь князей, вкупе с народным почитанием и множественными чудесами и знамениями, произошедшими от их мощей и икон, не оставили никакого сомнения в необходимости их церковного прославления. Почти тысячелетие спустя история повторилась, но уже с другими героями и с куда более трагическими последствиями для России.
На протяжении всего царствования и после смерти Николая II и его семью постоянно пытались оболгать, извратить сам образ русского православного царя, опошлить его различными уничижительными эпитетами. Ничуть не меньше страдала от клеветников императрица Александра Федоровна. Немецкое происхождение явно играло на руку ненавистникам принцессы Гессен-Дармштадтской. Во время Первой мировой войны ее обвиняли уже не просто в шпионаже в пользу Германии, но и в попытках склонить мужа к заключению позорного сепаратного мира. Кто в действительности оказался согласен с развалом Отечества в обмен на призрак мировой революции и мифическое объединение пролетариев всех стран во имя классовой борьбы, мы узнали в 1918 году в Бресте. Как показала история, для партии большевиков, руководимой на тот момент Лениным и Троцким, таких понятий, как Вера и Отечество не существовало в принципе. Они сожалели лишь о том, что советская власть теряет плацдарм для немедленного экспорта пролетарской революции в соседние государства.
До своего ареста в Царском Селе Александра Федоровна с дочерьми трудились в лазарете для раненых русских солдат в качестве сестер милосердия. Они любили заходить в небольшие русские церкви в простой одежде и тихо молиться, оставаясь неузнанными.
«Господь Иисус Христос, помилуй меня, грешную, и спаси Россию», – так молилась императрица в дни революции. А вот как «германская шпионка» восприняла известие о заключении большевиками и кайзеровской Германией унизительного для России брестского мирного договора:
«…моя Родина – Боже мой, как я люблю ее всем своим существом, и ее страдания причиняют мне физическую боль. И кто же вынуждает ее страдать, кто проливает кровь?.. Ее же сыновья. Боже мой, какой невыносимый ужас все это. И кто же враг? Жестокий немец, и хуже всего для меня то, что он отнимает все, как во времена Алексея Михайловича (т.е. Россия вернулась к тем границам, которые были установлены в царствие Алексея Романова – прим. авт.).
…Какие времена? Что дальше? Позорнейший мир. Ужас один, до чего в один год дошли. Только все разрушили. Полным ходом армия уничтожается, как же противиться врагу. Но Господь выше всего и не оставит так. Ведь быть под игом немцев – хуже татарского ига. /…/ Будем непрестанно за Родину молиться. Господь, Иисус Христос, помилуй меня, грешную, и спаси Россию».
Что касается Николая II, то ведь и к нему, при желании, можно предъявить претензии националистического толка. Как известно, с момента воцарения на престоле Екатерины II русская кровь у правящих монархов из Романовых практически отсутствовала. Однако быть патриотом России, любить историю и культуру своей Отчизны, прекрасно владеть русским языком, наконец – быть православным – вот основные критерии «русскости», справедливо действовавшие в Российской Империи. Да, предававшие царя в феврале 1917 г. именитые генералы Рузский и Алексеев по своему происхождению де-юре были куда более чистокровными русскими, но были ли они русскими де-факто? Очень сомнительно. Зато очевидно, что те критерии «мультикультурного патриотизма», которые активно использовались советской властью, на самом деле были сформированы и давно действовали в Российской Империи. Только вместо безликого и бесформенного «хомо советикус» патриот тех времен неизменно ощущал себя русским, жителем Святой Руси, а служение России было неразрывно связано с русской культурой. От иностранцев и иноверцев требовалось, прежде всего, уважение к нашему Отечеству, унижать и дискриминировать их никто не собирался.
Мало кто знает, что в 1905 г., после восстановления в России Патриаршества, Николай II предложил членам Священного Синода свою кандидатуру в качестве нового патриарха.
«По соглашению с императрицей я оставлю престол моему сыну и учреждаю при нем регентство из государыни императрицы и брата моего Михаила, а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе предлагая себя вам в патриархи. Угоден ли я вам, и что вы на это скажете?», – поинтересовался император.
Члены Синода, понятное дело, оказались в шоке от такого предложения и просто промолчали. Что тогда, что в наши времена – сложно представить себе как человек с практически безграничной властью может захотеть посвятить оставшуюся жизнь молитвам и служению Богу. Плохой государь, скажут некоторые. Нет, скорее – святой Государь.
Необходимо отметить, что в царствование Николая II было прославлено больше святых, чем за весь XIX век (в т.ч. – преподобный Серафим Саровский – прим авт.). Было открыто более 200 новых монастырей, построено более 7000 церквей. В Царском Селе был возведен великолепный Феодоровский собор, впоследствии разрушенный большевиками. По всему миру на щедрые пожертвования царя строились православные храмы. Николая II по праву можно назвать покровителем Вселенской Православной Церкви. Между прочим, если бы царская семья здравствовала, наверняка реализовалась бы великая задумка государя – отдать четырех царских княжон замуж за правителей четырех православных государств – Греции, Болгарии, Сербии и Румынии. Тогда величие и влияние Российской Империи стали бы еще значительнее. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения…
***
В роковой день отречения 2 марта 1917 г. император написал в своем дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман». Царь был подавлен предательством генералов, которые знали, как много он отдал сил для победы над врагом, и которые постоянно уверяли его в своей верности. Но больше всего Николай II боялся, что его упорство приведет к гражданской войне в присутствии неприятеля. Вот что государь говорил в эти дни:
«Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественных сил просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но жизнь отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает».
Глядя в будущее той революции, которое нам известно, приходится констатировать – в итоге худшие опасения царя все же оправдались. Клика прозападных либералов и «интеллигентов» в феврале 17-го сделала свое дело и затем отдала власть на откуп большевикам. И началась кровавая бойня...
Но тем, кто любит говорить, что началась она по вине Николая II, следует напомнить, что император не нарушил присягу Помазанника Божьего, не упразднил монархический строй, а лишь подчинился требованию своего окружения уступить трон следующему по старшинству члену династии Романовых. И сделал он это во имя блага и спасения России. А вот как назвать многочисленных предателей-псевдодрузей и псевдоверноподданных царя, которые преступили Соборную клятву 1613 года, принесенную всеми участниками Земского избирательного собора после воцарения на российском престоле Михаила Федоровича Романова-Юрьева?
«Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. И иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один», – такова была соборная основа царской российской власти, которую генералы, чиновники и прочие политики безбожно попрали.
***
Что касается обстоятельств убийства царской семьи, то они до сих пор окутаны туманом. В полном соответствии со словами уральского комиссара-палача Петра Войкова – «Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали». Изложение всех странностей и многочисленных конспирологических версий займет несколько толстых книг, потому остановимся лишь на самых вопиющих фактах и «совпадениях».
Во-первых, противоречащим здравому смыслу сносом Ипатьевского дома, который стал местом массового паломничества, по тайному приказу главы КГБ Юрия Андропова в 1977 г. руководил первый секретарь свердловского обкома Борис Ельцин – будущий ярый демократ и президент России. Во-вторых, комиссию по захоронению найденных в 90-е годы останков якобы царской семьи руководил ныне покойный политик Борис Немцов. Для всей либеральной команды Ельцина по каким-то причинам было жизненно важно быстренько дорасследовать дело, захоронить останки Романовых и заставить Церковь признать их как мощи царственных страстотерпцев.
Однако православная и монархическая общественность сразу почуяла неладное. Независимые экспертизы полностью противоречили официальной версии комиссии, для которой ДНК-тесты останков проводили, что характерно, американские специалисты. В итоге искателям правды стало очевидно, что им что-то недоговаривают, и вопрос с останками новомучеников, равно как и с организаторами и исполнителями бойни в Ипатьевском доме, до сих пор остается открытым.
В конце прошлого года Следственный Комитет РФ вновь допросил всех участников уральских раскопок 90-х и 2000-х годов, в результате которых, по словам археологов, были найдены останки всех членов царской семьи. Тогда же было объявлено о возобновлении расследования обстоятельств ее гибели. Явно не все так гладко с финальной версией и списком вероятных убийц, который представил в 1998 г. старший прокурор-криминалист генпрокуратуры РФ Соловьев.
***
Что касается народного прославления царственных новомучеников, то оно началось гораздо раньше их официальной канонизации РПЦ 20 августа 2000 года. Перечислять все чудеса, знамения и исцеления, связанные с образами и молитвами за убиенных Романовых, опять же, можно очень и очень долго. Но нельзя не упомянуть о чудотворной иконе Николая II, написанной в США иконописцем Павлом Тихомировым. 6 сентября 1998 года во время молебна в Сретенском моныстыре после пропетого тропаря Царю мученику цветная литография этой иконы заблагоухала. 7 ноября того же года икона обильно замироточила, после чего начала долгое путешествие по монастырям и храмам Великой, Малой и Белой Руси, побывала в Сербии.
Именно с этой чудотворной иконой прокурор Крыма Наталья Поклонская 9 мая этого года прошла в строю Бессмертного полка, чем вызвала злобное шипение со стороны либералов и оголтелых коммунистов. Между тем, Наталья подала всем патриотам России очень верный знак – в современную эпоху постпостмодернизма, когда уже смешались все политические определения правых и левых, когда фашиста с трудом можно отличить от либерала, а социалиста и «борца за права народа» – от глобалиста и слуги мировой элиты, патриотам нашей страны пора объединяться и завязывать с внутренними разногласиями.
Будет ли явлен России новый Царь-помазанник Божий или нет – это нам неведомо. Но молиться за державных новомучеников или хотя бы просто чтить их память, стоять за Веру, Царя (сегодня речь можно вести в первую очередь о покаянии за преданного и невинно убиенного последнего русского Царя и его семьи – прим. авт.) и Отечество как за основу русской/российской цивилизации – какой настоящий патриот от этого открестится? Можно сказать еще точнее – само отношение к зверскому, символическому (по мнению ряда исследователей, даже ритуальному) убийству царской семьи способно определять уровень патриотизма современных россиян, их любовь и уважение к собственной истории.
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!
Иван Ваганов