Гражданство России как билет в «Русский мир»
Накануне лидер Луганской народной республики (ЛНР) Игорь Плотницкий заявил, что власти не исключают возможности выдавать всем желающим жителям народных республик российские паспорта.
Как и в случае с эффективным функционированием валютной зоны, вопрос об унификации гражданства на территории Новороссии пока также не встречает единодушия в руководстве народных республик.
Так, 15 мая 2015 года глава ДНР Александр Захарченко отметил, что молодое государство в боях с украинскими карателями доказало свою жизнеспособность, и отныне ему предстоит сосредоточиться на восстановлении нормальной социальной жизнедеятельности на подконтрольной территории. Касаясь вопроса о гражданстве для жителей ДНР, Захарченко сказал, что власти не намерены выпускать свои паспорта до международного признания суверенитета нового государства, хотя еще осенью прошлого года эта идея активно обсуждалась в рамках создания объединенного государства Новороссия.
Практически в это же время глава ЛНР Плотницкий занимался тем, что в торжественной обстановке вручал первые 10 паспортов молодым гражданам Луганщины, достигшим совершеннолетия.
Вместе с тем опция выдачи своих документов у России, конечно, имеется, и зависит она исключительно от политической воли. Если будет отмашка, особых проблем с раздачей удостоверений не будет – опыт непризнанных пророссийских государств это подтверждает.
Опять же гипотетически в этом случае можно облегчить порядок получения российского гражданства для жителей ДНР и ЛНР и проработать упрощенную процедуру смены гражданства.
***
О перспективах российской паспортизации Новороссии в интервью с «Колоколом России» рассуждает лидер общественной организации «Славянская гвардия», сопредседатель Народного Фронта «Новороссия» Владимир Рогов.
«Если говорить по паспортам, то заявления Плотницкого – вполне разумное решение. Речь идет не о сепаратизме. Власти, избранные народом, то есть легитимные, везде должны решать социальные проблемы, проблемы народа. Мы знаем, что со стороны Украины введена полная блокада (ДНР и ЛНР), в том числе по выдаче документов, хотя люди и не отказывались от украинских паспортов и по-прежнему считаются украинцами. Даже с учетом того, что цивилизационный выбор Новороссии связан с Россией, никто здесь не выступает против нормы о двойном гражданстве. С другой стороны, пока та же ЛНР является непризнанным государственным образованием, то с паспортом ЛНР особых возможностей для легализации человека нет.
Получение российского паспорта является, во-первых, расширением возможностей для людей и плавным их вхождением в единое пространство с РФ, за которое все вышедшие на улицу во время «Русской весны» люди выступали изначально, подтверждая свое желание референдумом и в последующем – войной с армией хунты», – говорит Рогов.
При этом политик подчеркивает, что подозрения в «ползучей аннексии» России на Донбассе из-за паспортизации ничем не обоснованы.
«Везде – в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье – с выдачей паспортов Москва четко сохраняла статус-кво, объясняя паспортизацию только гуманитарными соображениями. Пусть Киев будет кричать о неприемлемости данных шагов. В любом случае паспортизация Новороссии ведет к переориентации к постепенному отрыву региона от социально-политического, культурного и экономического пространства бывшей Украины и тем самым перечеркивает реваншистские настроения хунты».
Одновременно Владимир Рогов говорит, что власти Новороссии придерживаются принципа свободы выбора и принуждать к массовому переходу на паспорта РФ не будут.
«Необязательно вхождение всей освобожденной в будущем территории бывшей Украины в Новороссию – здесь о гражданстве жители каждого региона должны будут решить сами. Например, жители Ивано-Франковской народной республики или Галицкой республики захотят жить с Польшей – пожалуйста, никто не будет проводить против них антитеррористические операции. Другие республики, предположим, захотят интегрироваться в Россию. Третьи пожелают создать на постукраинском пространстве независимое государство Новороссия со своими паспортами. Неважно. Что бы ни было в сфере юридического, я уверен, что будущее этой земли возможно только в братском единстве с РФ, скорее всего, в рамках Евразийского союза, который есть единственная реальная возможность не только сохранения государственности, но и развития, стабилизации ситуации на территориях, где свирепствовали каратели», – считает Рогов.
В беседе с «Колоколом России» политик выражает сдержанный оптимизм, что возможное вхождение жителей Донбасса в российское правовое пространство защитит их, как в свое время россиян в Южной Осетии, от рецидива агрессии.
«На мой взгляд, – продолжает Рогов, – в этом случае степень ответственности хунты будет гораздо выше. Они будут понимать, куда стреляют и против кого совершают преступления. Кроме того, у Следственного комитета России появится больше возможностей для проведения следственных действий и предъявления мировому сообществу доказательств, которые нужны для наказания военных преступников, каковыми являются люди, называющие себя «президентом», «премьер-министром» Украины», – считает один из лидеров патриотического движения Новороссии.
***
Разумеется, раздача российских паспортов, будет позитивным шагом, который можно только приветствовать. Не исключено, что пока эту тему просто озвучили, чтобы символически подчеркнуть разность сознания у жителей Украины и Новороссии, поддерживая последних.
Но в этой истории надо обратить внимание на тактику российского руководства, которое, похоже, решило использовать принцип «лучшая теория – это практика», в соответствии с которым две народные республики являются пилотными площадками для реализации сразу двух альтернативных проектов. На мой взгляд, в случае с ДНР мы имеем классический пример «мягкой» правовой (как следствие, социально-экономической) интеграции промышленно развитой территории в законодательное пространство России. Налицо параллели с Республикой Абхазия, граждане которой еще до официального признания независимости страны практически поголовно имели российские паспорта, а с 2008 года получили возможность легализоваться как частные предприниматели со всеми вытекающими отсюда преференциями: социальными выплатами, предоставлением льготных кредитов и налоговых каникул в обмен на поставляемую в РФ продукцию. Промышленный потенциал Донбасса заставляет предположить, что здесь основной интерес коснется сталелитейной продукции первичного звена, а также важнейших энергетических объектов региона (угольных шахт, коксохимических заводов и ТЭЦ).
В отношении Луганской народной республики Кремль запустил «косовский вариант» с собственными паспортами. После кровавого переворота полуторагодичной давности, последующее полное игнорирование мнения русскоязычного населения этого региона, его геноцид и молчание со стороны ОБСЕ подтолкнули луганчан к мысли, что Киев продолжает дрейфовать на Запад и по пути кладет восточные регионы на призрачный алтарь вхождения в Евросоюз. Немудрено, что жители ЛНР расценивают вероятное получение российского гражданства как вариант защиты от посягательств на их родную землю со стороны украинских фашиствующих властей и НАТО. Даже при неудаче в реализации идеи с собственным паспортом ничто не мешает независимой республике пойти по пути Южной Осетии и просто инициировать заключение с РФ соглашений о двойном гражданстве, сохраняя политическое лицо.
Кстати, все описанные выше варианты надо рассматривать, скорее, как интерпретации «плана Б» на случай резко негативной реакции на интеграцию народных республик с Россией. Ведь никто не может оспаривать очевидный факт: несмотря на ожидаемые протесты со стороны украинских властей, собственные паспорта в Новороссии или двойное российско-украинское гражданство формально даже не противоречат конституции Украины, которая де-юре не запрещает иметь второй паспорт, а просто не признает его. Согласно действующим законам Украины, при вступлении украинского государства в правовые отношения с бипатридом Киев должен руководствоваться только нормами своих законов. Но, поскольку разруха и социальный хаос после переворота не позволяет Украине даже платить пенсии своим гражданам на востоке страны, то и нельзя говорить, что она «состоит в правовых отношениях» с жителями Донецка и Луганска.
Для России муссирование слухов о паспортизации Новороссии – вящая гарантия того, что Украина с минимальной долей вероятности вступит в НАТО и ЕС. Следовательно, чтобы избежать этого, не мытьем, так катанием, Киеву все-таки придется иметь дело с законной властью на Донбассе и выполнять положения Минска-2.
В этом смысле подвешенная идея о правовой «русификации» Донбасса может быть очень полезна Кремлю. С одной стороны, Москва верно поступает, что не спешит с одномоментной паспортизацией. Донбасс не Приднестровье или Абхазия, где градус ненависти к бывшему противнику все же заметно ниже, чем в «горящей» Новороссии. Узнав о подобных действиях России, Запад получит зацепку обвинить нас в срыве мирных договоренностей и приравнять нас к агрессорам, ожидающим места на скамье подсудимых в продавливаемом трибунале по сбитому «Боингу».
С другой стороны, как уже было сказано, обсуждаемая в СМИ хотя бы формально, эта тема сдержит украинскую хунту от полного безумия и излишних бомбежек территорий, на которых находятся потенциальные россияне. Педалирование идеи о паспортизации позволило нашей дипломатии выиграть время и до конца года (то есть до ожидаемого провала конституционной реформы на Украине), чтобы потом предъявить западным партнерам факты неадекватности и недееспособности киевской власти. После этого Россия может совершенно спокойно раздать свои паспорта под бурные аплодисменты местного населения, получающего прочные гарантии защиты со стороны ВСУ.
Пока это – единственный неуязвимый с позиции права вариант, при котором гуманитарные соображения будут замечательным предлогом подвести под идею о Новороссии фундамент.
Если этот вариант будет реализован, то нетрудно догадаться, кто первым в оранжево-коричневом запале нарушит вымученные Минские соглашения и в перспективе станет главным обвиняемым в международном трибунале по Украине.
Александр Андреев