Кто виноват, что РФ и РБ до сих пор разные государства?
За двадцать лет, прошедших после подписания союзного договора, осколки Русского Мира - Россия и Белоруссия умудряются регулярно вступать в конфликты друг с другом
Спустя двадцать один год после подписания в Москве президентами РФ Борисом Ельциным и Республики Беларусь (РБ) Александром Лукашенко Договора о Союзе Белоруссии и России, а также за год до двадцатилетнего юбилея подписания Договора о создании Союзного государства, в белорусском Витебске собрались общественники из России и Белоруссии, причем с заметным преобладанием последних, что объяснимо - потому как хозяева.
Два десятка лет топтания на месте
Понятное дело, что собравшиеся в Витебске общественники не айфоны обсуждали. Напротив, участники учредительного съезда Гражданской инициативы «Союз», созданной в поддержку идеи Союзного государства России и Белоруссии, были вынуждены констатировать, что на сегодняшний день союз «братских народов» остается больше идеей, чем реальностью. И, как это не ужасно, в последние годы РФ и РБ, напротив, стали все больше удаляться друг от друга. Это кажется настоящим безумием, особенно в Витебске, где, несмотря на обилие вывесок и табличек на белорусском языке, все говорят исключительно по-русски, причем без намека на региональный акцент. В целом этот город похож на десятки других городов, разбросанных по всей территории России, да и не только.
Тем не менее, это не мешает Белоруссии и России вести продовольственные войны, Минску - не признавать российский Крым, сажать собственных ополченцев, воевавших за свободу русского Донбасса, заигрывать с режимом Порошенко, а также поставлять переработанное из российской нефти, получаемой со значительными скидками, топливо ВСУ, упомянутый Донбасс обстреливающим.
Но самое обидное, что в Белоруссии давно уже наметился четкий крен в сторону переписывания нашей общей истории. Он начался с того, что в Могилеве с памятника Пушкину были сбиты антизападные строки поэта из оды «Клеветникам России». С признания польского сепаратиста и бандита Кастуся Калиновского борцом за свободу белорусского народа и сбора подписей за запрет георгиевской ленты. Не менее тревожной остается обстановка и в духовном плане: на канонической территории Московского патриархата начались реверансы в сторону Ватикана. В белорусской столице уже проходят съезды кардиналов и ждут с визитом папу Римского, в белорусских городах католики забирают под миссионерские центры спортивные залы и клубы в спальных районах городов, и в том же Витебске в последний момент удалось приостановить строительство католического собора в самом центре города. Только приостановить.
При этом попытка возвести в историческом центре православного Витебска Софийской собор наталкивается на ожесточенное противодействие «грантососной» общественности, представляющей в своей массе прозападные оппозиционные партии и движения Белоруссии. Аргументы у витебских храмофобов те же, что и у их московских соратников: под собор намереваются забрать небольшую часть парка, после чего бедным собачкам якобы будет банально негде гадить. К этому добавляются еще и высказывания в духе, мол, попы хотят насадить в суверенной Белоруссии «порядки путинской России»... Так что за всеми этими процессами на Белой Руси уши торчат, и торчат очень хорошо.
Неслучайные люди
Поэтому совершенно не случайно учредительный съезд Гражданской инициативы предваряли молебны царственным мученикам и о начале всякого богоугодного дела, прошедшие в величественном Свято-Успенском соборе, восстановленном (был уничтожен коммунистами в 1936 году) при духовной поддержке патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и деятельной помощи белорусского президента Александра Лукашенко. Молебен, который вновь, отнюдь не случайно, вел настоятель собора и инициатор постройки уже вышеупомянутого собора Софийского протоирей Михаил Мартынович.
«Нас объединяет один славянский корень, одна днепровская купель, связывающая Россию, Украину, Белоруссию, - сказал батюшка, обращаясь к общественникам двух государств. - И одна матерь Церковь, которая была основана при святом князе Владимире. Этот великий князь старался объединить все народы и племена, обитавшие на наших землях. Сейчас же произошел распад, но Украине, России и Белоруссии нужно удержаться в этом триединстве. Мы видим, как объединяется Запад, но против кого? Против России, там видят нашу мощь и потенциал. Крым присоединился к России, причем волеизъявлением всех крымчан, это вековая милость и благость. Мы надеемся, что и Украина вернется к своим истокам. В эти дни в нашем городе будет проходить собор мужей, что неравнодушны к союзному государству, союзной дружбе, ради будущего духовного мира и святости, этот собор будет работать для того, чтобы донести чаяния, которые имеет наш народ по поводу единения».
Другой не случайной фигурой, участвовавшей в учредительном съезде с российской стороны, был отечественный политик Сергей Бабурин. В свое время инициировавший сближение Москвы и Минска и противодействовавший ельцинскому окружению, изо всех сил пытавшийся это сближение остановить и саботировать.
Да и в целом на этом мероприятии случайных людей не было. Каждый из присутствовавших принес туда свою боль по поводу разделенного русского народа, и каждый ее высказал:
«Некоторые персонажи выхватили понятие «суверенитет» и носятся с ним, как с писаной торбой, - негодовал белорусский философ, профессор Лев Криштапович. - Наше государство формировалось как союзное на протяжение всего исторического периода его существования. Отсюда и желание наших народов быть вместе, в едином государстве. Мы должны понимать, что союз - это не некое расхожее понятие, а понятие идейное. Наша гражданская инициатива будет иметь смысл, только если мы будем пронизаны идеей союза, как фундаментального принципа нашего бытия. В отличие от унианистского проекта ЕС мы говорим о союзном интеграционном проекте, унионистский дезинтеграционный проект будет выкидывать нас в периферию западного мира, у нас любят говорить о том, что Беларусь - это центр Европы, но тогда зачем мы стремимся на периферию Европы?».
«В свое время патриарх Никон привез из Белой и Малой Руси специалистов, Западная Русь подарила всей Руси колоссальный опыт создания православного русского гражданского общества - впоследствии наши противники просто украли у нас это определение, - провел исторические параллели в своем выступлении на съезде глава российской Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. - Я говорю о знаменитых православных братствах Западной Руси, которых было около ста пятидесяти, братчики все насущные вопросы решали на сходах - о защите Веры от унии и ересей, о православной миссии и нарушениях прав русских людей от Львова до Вильно, об экономической взаимоподдержке. Таким образом и была сохранена в этих краях русская православная идентичность. Они боролись с искусственными идентичностями - теми же украинством и литвинством, как униатскими проектами. И, что любопытно, там где эта борьба прошла успешно, спустя столетия во время Великой Отечественной войны действовали партизаны, а где победило униатство - процветал коллаборационизм».
Также эксперт отметил, что в свое время и патриарх Никон пострадал за то, что боролся за единство Руси, а обрядовые вопросы были лишь методом его деятельности.
«Его сместили, потому что прозападное московское боярство, компрадорская элита тех времен не хотела ссориться с Речью Посполитой, - убежден Фролов. - Он же буквально пробивал решения об объединении русских земель и войне с поляками. Никон также привез из Малороссии православных интеллектуалов, а из Белой Руси две сотни умельцев: резчиков по дереву, камнетесов, художников, которые и создали облик известной нам Москвы».
На кону русскость Белой Руси
Но то история, а современность таит не меньше угроз для русской православной идентичности Белой Руси, чем прошлое. Например, в том же Витебске не мытьем, а катаньем хотят доставить мощи католического «мученика», русского по происхождению униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, прозванного русскими людьми за ярое насаждение униатства «душехватом». Этот ревнитель папства закрывал православные храмы или отдавал их католикам, гнал православных священников, писал доносы на исповедавших православие и даже, по свидетельству современников, велел выкапывать тела похороненных по православному обряду и выбрасывать их на съедение собакам. Немудрено, что в 1623 году в Витебске Кунцевич был убит возмущёнными горожанами, а тело униата было сброшено в Двину. Но теперь прошедшим через десятилетия борьбы с Верой витебчанам его пытаются представить как героя...
Еще одна примета нынешнего времени - проходивший в Витебске параллельно с учредительным съездом Гражданской инициативы «Союз» традиционный фестиваль «Славянский базар». Задуманный в свое время как культурное мероприятие, объединяющее славянские народы, в первую очередь три ветви русского народа, сегодня он заметно потускнел и подрастерял актуальность. В этом году жителям Витебска предлагают как-то с огромным трудом ассоциирующегося с русскостью «Мумия Тролля» и шансонную Елену Ваенгу. В то же время, как показывают городские афиши, вне рамок фестиваля город ждет посещение местной белорусской звезды, изрядно тронувшегося умом на почве левацких идей экс-«Ляписа Трубецкого» Сергея Михалка, ныне воспевающего «воинов света» украинского майдана, записного «борца с империей». И по совместительству рекламного лица «Белавиа».
При этом проводить акцию «Бессмертный полк» в Белоруссии власти разрешили только в этом году, причем в столичном Минске - со второй попытки. Тем не менее, ее массовость показала, насколько общая для всех жителей Русского Мира историческая память востребована на Белой Руси. И тем замечательнее, что у истоков создания Гражданской инициативы «Союз» стали молодежные православные активисты - организаторы белорусского «Бессмертного полка» - Сергей Лущ и Эльвира Мирсалимова.
«С нашей точки зрения, идейной основой белорусско-российской интеграции должна быть концепция общерусской цивилизации, в рамках которой Беларусь и Россия рассматриваются как части одного цивилизационного пространства, - сказано в резолюции учредительного съезда «Союза». - Стремясь помочь руководству Беларуси и России в деле союзного строительства, мы приняли решение осуществлять просветительскую и информационно-аналитическую деятельность, направленную на популяризацию идеи Союзного государства в белорусском и российском обществах. Надеемся, что наша деятельность поможет противостоять засилью прозападной пропаганды в информационном пространстве Беларуси и России».
Что ж, идеи нужные, идеи правильные, идеи прекрасные. Главное, чтобы нашлись силы реализовать их. Чтобы у народа получилось-таки то, что в свое время не вышло у власть предержащих.
Топоров Алексей