На Всемирном русском народном соборе говорили о единении на основе традиционных ценностей
Президент, патриарх и председатель Госдумы рассказали о вызовах, стоящих перед Россией и всем человечеством.
Сегодня в Москве открылся XXI Всемирный русский народный собор – знаковый культурно-политический форум, на котором под эгидой Русской Православной Церкви обсуждаются наиболее значимые гуманитарные и цивилизационные проблемы. Участие в нем принимают представители высшего духовенства всех традиционных религий, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, политики, деятели науки, образования и культуры. В этом году Собор посвящен теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Собравшиеся обсудят образ будущего нашей страны, выявят причины геополитических и социальных проблем.
Приветственное послание Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, участникам, организаторам и гостям ВРНС направил президент Владимир Путин. Глава государства указал на традиции народного единения и сплоченности, которые всегда выручали Россию в непростые времена. Движение в будущее и достижение поставленных целей, по мнению президента, невозможно без сохранения нравственной и духовной опоры государства.
Выступление патриарха на соборе получилось весьма откровенным, в нем было мало официоза, были четко обозначены актуальнейшие для России и мира вызовы. В год столетия революции предстоятель РПЦ дал оценку событиям 1917 года, назвав их настоящей трагедией и катастрофой, а также перекинул мостик в наши реалии.
«За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно – не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией. Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.
Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры – как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права», – отметил патриарх Кирилл.
Главным виновником потрясений в стране предстоятель назвал оторванную от традиции и интересов собственного народа национальную элиту, неспособную решить вопрос социальной справедливости и взять на себя ответственность за судьбу страны.
«Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо – чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он – хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости. Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.
Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков. Я думаю, образ будущего России — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита – не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита – это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.
Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы», – считает лидер РПЦ.
Участники ВРНС сошлись во мнении, что разногласия по событиям 1917 года намеренно навязываются обществу с целью дестабилизации, провокации нового раскола между условными «белыми» и «красными». Противоядием этому является уникальный опыт державного строительства и защиты национальных интересов, системного подхода к решению государственных задач, в том числе индустрии, традиционной школы, науки, справедливой системы здравоохранения, который объединяет имперскую и советскую Россию.
«Синтез уникального наследия Имперской и Советской России должен быть использован как сплав в ХХI веке на основе современных инновационных технологий. Но все наши потуги будут тщетны, если, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, мы не положим в основу наших усилий, законотворчества и политических программ ценности Православия, наши традиционные духовно-нравственные ценности – служение семье и Родине, любовь к своему ближнему и христианскую солидарность», – передает «Русская народная линия» позицию гостя Собора, председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Гаврилова.
В идею Собора, который в следующем году отметит 25-летие, заложена важность единства русских, россиян и всех, кто связан с Россией, кто считает ее своим родным домом. Несмотря на оставшиеся противоречия, о которых можно судить хотя бы по противоположной оценке революции 1917 года лидером КПРФ Геннадием Зюгановым и председателем ЛДПР Владимиром Жириновским, у всех патриотов страны сложился «крымский консенсус», заключающийся в восприятии России как особого мира и цивилизационной культурной общности, которая самоценна и имеет отличные перспективы.
«Мы должны научиться ценить и оберегать существующее жизнеустройство. Понимать, как в этом жизнеустройстве выражаются наши базовые ценности: семья, вера, сплоченность, Родина. И конечно – справедливость, недостаток которой может вносить в общество раскол, создавать почву для деятельности революционных маргиналов и, в конечном счете, разрушать, казалось бы, незыблемые устои государственности», - отметил в своей речи председатель Госдумы Вячеслав Володин.
***
В этом контексте не менее значима вторая часть выступления патриарха, в которой он остановился на опаснейших проблемах новой техногенной эры и необходимости сохранения традиций как единственного способа сохранения нацсуверенитета.
«Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха – эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом – мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.
Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке», – отметил патриарх.
Предстоятель подчеркнул, что общество опирается на семью как на структурную единицу стабильного, здорового социума. Сохранение народа, культуры, языка, государства – все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания. И семья является главным механизмом передачи этой традиции. С духовной же точки зрения она, по меткому определению св. Иоанна Златоуста названа «малой церковью», то есть школой любви и спасения.
Патриарх Кирилл также коснулся вопросов биоэтики и вызовов, которые ставит перед человечеством трансгуманизм, имеющей своей задачей «преодоление человеческого».
«Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим – судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.
Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.
Уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм – то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.
Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете – в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории», – сделал вывод предстоятель.
Таким образом, можно поставить знак равенства между революционерами всех времен и трансгуманистами. Идеологи революций всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем – «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни, к любви и Богу, ничего не отрицает, но все пронизывает собой.
ВРНС указал единственно верный путь благополучного, суверенного развития для страны – это развитие с опорой на наш исторический опыт, с опорой на единство народа в традиционных, семейных и духовных ценностях. Русская цивилизация самобытна – просто кощунственно и крайне опасно превращать ее в периферию Запада. Нашей цивилизации есть что сказать другим народам, есть что предложить миру для решения глобальных проблем. И мы будем пытаться изменить мир к лучшему, оставаясь собой.
Подготовил Иван Ваганов