Национальная идея или национальная предыдея?
Только ленивый сегодня не рассуждает о национальной идее для России. Либеральная власть, и та, следуя моде, заказывает эту "актуальную тему" какому-то НИИ из системы ВШЭ. Запускает, так сказать, "козла в огород": толку, ясное дело, не будет, а галочку, на всякий случай, лучше поставить. Нелепый жест со стороны прямых наследников Ельцина, запретившего в России идеологии статьей 13, п.2 Конституции РФ!
А сколько трудов, в их числе, заметим, и весьма серьезных трудов, притом от весьма уважаемых людей и организаций, написано по поводу национальной идеи. Не счесть! Но, вот беда: говорится и пишется на сей счет много, а ощущения, что искомая идея найдена, что она, овладевая сознанием народа, начинает поднимать его дух и собирать его в единое непобедимое целое, как не было со времен распада СССР, так до сих пор и нет. Есть, правда, Крым и Новороссия, есть угроза Запада на украинском и блокадно-санкционном направлениях - эти горестные факторы, каждый на свой лад, мобилизуют россиян. Однако нельзя не видеть, что, во-первых, они действуют по преимуществу извне; во-вторых, их действие непостоянно; в-третьих, в них больше оборонительного, нежели наступательного потенциала; в-четвертых, хотя эти скорби, вне всяких сомнений, и работают на русское будущее, само представление (идея) о том, каким это будущее в итоге будет или, как минимум, каким оно должно быть, либо отсутствует вовсе, либо выражена смутно и отрывочно. О чем это говорит? А) Национальная идея еще не созрела, она по-прежнему вынашивается в недрах мучительно рвущегося из трясины неолиберализма Русского мира. Б) Эта идея не подвластна старым рационально-материалистическим методам познания, используемым не только либералами, но и патриотами; В) Она будет сформирована не озарением талантливого одиночки или целого коллектива, а вследствие мучительных родов "снизу" - в процессе борьбы с духовным неоколониализмом, роста "островков" церковного благочестия и т.д. Одним словом, вследствие вытеснения тьмы светом.
Такая постановка вопроса вплотную подводит нас к выводу о том, что методологически, пожалуй, стоило бы сделать упор не на изобретение "эталонного" варианта национальной идеи, а на тщательном, предельно скрупулезном изучении состояния "корневого слоя" русской почвы, поиска - именно здесь, и прежде всего здесь! - неких уже народившихся или только-только нарождающихся переходных форм национального сознания и бытия, своего рода "национальных предыдей", из которых, возможно, и сложится, и синтезируется со временем образ Русского будущего. Почему этот подход так важен именно сейчас?
Дело в том, что Русское будущее - не умозрительное, как представляют его себе наши рационалисты - патриоты и либералы, транслирующие в завтрашний привычные для себя идейно-вещественные стереотипы. Это будущее, говоря строго и жестко, призвано стать не продолжением и улучшением, а отрицанием и преодолением нынешней реальности. Перспектива России, таким образом, вовсе не в том, чтобы и дальше служить "ухудшенной копией" загнивающего в ересях Запада, символизирующего, по меткому определению Константина Леонтьева, "подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы". А в том она, чтобы на останках, на навозе всех прежних идеологий "от ума", в самом центре "планетарной стройки электронно-безбожного концлагеря", задуманного свихнувшейся мировой "элитой", построить Последний Ковчег подлинно человеческой культуры и веры. И на этом Ковчеге, промыслительно снаряженном всеми необходимыми духовно-материальными ресурсами и пространствами для выживания, с достоинством встретить предначертанный Конец времен.
Не понимая ни этой специфики, ни того, что Россия ввергнута в финальную фазу противоборства сатано-нигилизму, а не в конкурентную борьбу за выживание ("духовное познается только духовным!"), нашим братьям-патриотам, даже честнейшим и умнейшим из них, будет невероятно трудно сбросить оковы "поклонения веществу", чтобы наконец-то разглядеть за соснами лес.
А что практически? Полагаю, что идея собирания Русского мира, пронизывающая "переправский" проект "Планета Русь", как раз и может быть отнесена к разряду переходных национальных "предыдей". Она не апеллирует ни к одной из "старых" идеологий, сочувственно признавая их лишь ступеньками в историческом восхождении "Третьего Рима" к последнему своему блистательному служению. Она не придумана "сверху" в качестве рефлексии власти - всё равно, какой! - на очередной революционный раздражитель. Не вдохновляется она и любого рода позднейшими "добросовестными заблуждениями" - новыми вариациями на тему старых, как мир, иллюзий "построения Царства Божия на земле". Все наша "идеология" - суть Евангелие, не больше и не меньше, от "а" до "я". Конечная цель - собрать (не объединить внешней силой, обманом или уговорами, а именно собрать по ведению сердец) всех, кто хочет и может сбросить розовые очки самонадеянности и гордыни, кто способен понять, что склеивать надо там, где сломалось, а суетный и цветастый "прогресс" не несет человеку ничего, кроме дальнейшей боли, одиночества и рабства.
Александр Нотин
Источник: «Переправа»