Патриотам России быть!
«Колокол России» публикует первую часть книги протоирея Олега Трофимова. Этот священник из Северодонецка из-за гражданской войны на Украине и своей антибандеровской позиции, выражаемой публично, лишился прихода и ныне временно проживает в Ростовской области. Имеет острый взгляд на происходящее на Украине и ратует за скорейшее восстановление «Русского мира» под покровом Православия.
Современные патриоты России – кто они? Почему патриоты России не едины? Ответ на эти вопросы рассмотрим в духовной антропологии и космогонии: понятии места человека в мироздании и его отношениях с Богом.
Патриотизм в аспекте космогонии и духовной антропологии души человека
Мир Богом создан по мотивации любви единым и целостным, человек в нем – вершина и неотделимая иерархичная составная. Бог отдает свою любовь творению, а творение (человек), находясь в Раю, отвечает тем же. В этом-то смысле и можно говорить о первомоментном патриотизме. Потеря такого положения произошло через нарушение законов мироздания дьяволом, а потом и человеком. Потеря – это искажение (извращение) как самого человека, так и Вселенной, это потеря места своего пребывания (колыбели) – Рая – и как состояния своей души (гармонии со Вселенной). Уже после грехопадения Адам обвиняет Бога – «это Ты мне дал жену». И сваливает такой же свой грех на жену – «это она», Ева – «это змей, а не я» (Быт. 3:13). То есть, говоря в аспекте нашей темы, поступок – не патриотичен. Антипатриотизм в таком случае – не брать ответственность за жизнь, за свои поступки. Появление и проявления патриотизма вне Рая переориентируется во внутреннем мире человека на вещи земные, но однозначно с духовной основой. Об этом мы подробнее рассмотрим в аспекте духовной антропологии человека.
Человек создан по образу и подобию Божию. Искажения подобия и очернение образа Божия приковывает теперь человека не к небесному, а к земному, и это связующее чувство теперь можно назвать патриотизмом в земном смысле этого слова. Теперь онтологично (природно) это чувство связано в человеке со следующими душевными составными. Это ностальгия о потерянном Рае (родине), ведь теперь человек тут изгнанник, который подвластен смерти. Все, что с ним осталось живое, – это семья к чему также направленно чувство патриотизма. Это частично и надежда, и вера в то, что возможно возвратиться в Рай (на родину). А с пророчеством уже патриотизм приковывается и надеждой на Того, Кто победит обидчика (дьявола). К сожалению, в талмудической традиции иудейства это проявилось в ожидании миссии как земного царя властителя и победителя над колонизаторами (но об этом подробнее позже поговорим). Дети Адама видят смерть родителей (то, что неестественно), теперь это чувство патриотизма очень глубоко, трагично и священно связано с почтением предков и своего рода. Род человеческий развивается, и теперь это чувство связывается с определенным социумом, с набором нравственных идеалов и императивов, оправляется в такие рамки, как цивилизация; цивилизация Сифа (после убитого Авеля) и цивилизация Каина. После Вавилонской башни можно говорить о рассеянии народов, то есть чувство патриотизма связывается уже конкретно с этносом и конкретной территорией его проживания. С потерей патриархальной религии от Адама появляются новые языческие религии. С откровением Аврааму возобновляется монотеистическая религия (фактор «земли обетованной» – новый религиозный феномен патриотизма в среде человечества), с которой также плотно связывается патриотизм народов. И так перечисляю, что входит в душевное составное чувства патриотизма: ностальгия о потерянном, вера и надежда о будущем, почтение и преданность. Связан патриотизм со следующими объектами: потерянный Рай, семья, род и предки, этнос, географический ареал проживания (земля – иногда как священный культ), будущий Мессия — избавитель от греха.
Но что же происходит в душе человека? Человеческая душа состоит из разума, чувства, воли, совести. Разум анализирует и выстраивает иерархию ценностей, а чувство фильтрует: принимает или отторгает, воля – направляет и движет к подвигам, совесть – дает нравственную оценку. И вот, насколько будет нравственно чист человек, настолько будет возвышенно и глубок и искрений его патриотизм.
Христианство – государство образующая религия. «Русский мир»
Русь. Что смогло государственно образовать, объединить восточные славянские племена и стало называться русским государством?
Этот вопрос жизненно стоял у князя Владимира, ведь он был народно любимым князем за свою широту души, но при этом он еще был и гонителем, убив двух христиан-варягов – Феодора и Иоанна. Так что в любви к христианству его не заподозришь. Тем не менее христианство сыграло государствообразующую роль и стало нравственным стержнем русской цивилизации. Разрозненные племена славянские, где каждое племя имело своих богов и веру (как описывает летопись «Повесть временных лет» из-за этого бывали и распри) с соседними многолюдными космополитическими монотеистическими религиями (христианство, ислам, буддизм, иудейство) в довольно развитых как мононародных, так и многонародных цивилизациях (Византия) уже не могли конкурировать. Попытка сделать реформу в пантеоне славянских божеств и централизовать славян не привело к успеху. Что даст истинный божий духовный стержень народу? Выбор и способ испытания веры (послы испытывали веру на месте) святым князем Владимиром продемонстрировал то, что милее душе русской славянской! Но веру он не принял, он ее завоевал (!) мечем, да еще потребовал императрицу-христианку в жены! Вот она вера Христова – это наша добыча-трофей и полученная щедрая дань, то, чего чаяла мистическая и воинствующая, добрая и широкая душа русского человека. Что в дальнейшем на политической арене дало легитимное право быть без преувеличения Третьим Римом и его превзойти! Русь соприкоснулась со Хористом и стала Его цивилизацией – Святой Русью. Святая Русь, из которой органично выходит понятие и духовный ареал цивилизации, владеющий душами, – «Русский мир».
Окончательный историко-философский генезис, когда выкристаллизировался «Русский мир», произошел в период технического и научного прогресса, который попал на конец монархии в России и на Советский богоборческий период, куда можно еще добавить года постсоветские – колониальной «свободы». В этот период у нас отнимали Бога, но от Бога нас не отняли. Да, разрушали храмы, расстреливали христиан, бездарно уничтожали цвет нации (интеллигенцию), формировали новый советский народ. Была и война, где только русский народ заплатил титаническую жертву – 27 миллионов погибших мучеников-соотечественников в борьбе с сатанинской идеологией – фашизмом, чтобы иметь право быть. И это цена и жертва великого «Русского мира». Но были и светлые страницы... И тем ценнее они, что при адских испытаниях, которые пришлись на русский народ, он не стерся с лица земли, а мир Христа – Святая Русь жива! Миллионы соотечественников, что оказались в рассеянии, несли в другие народы православие и культуру великого «Русского мира», что и поныне у иноверцев есть понятие – «русская святость». Но в преддверии всех этих страшных событий было набожной христианке видение Матери Божьей в белом храме в день отречения мученика-царя Николая. Она именовалась в изображенной иконе как «Державная», как бы говоря: «я буду управлять этой державой». «Русский мир» – это держава Матери Божьей. «Русский мир» – это сотни тысяч разных святых и даже больше теперь, миллионы святых мучеников, которые пострадали за Христа и за его истину (известные – канонизированные и неизвестные). Их молитвы возносятся к престолу Божьему. Русский мир выражается в вечных словах святого преподобного Серафима Саровского: «Христос воскрес – радость моя». Он говорил их на протяжении всего года. «Русский мир» – это и теперь праведно и свято живущие ныне христиане, не предавшие Христа и свою Родину. «Русский мир» – это наши святыни, центры святости: монастыри, намоленные храмы, святые источники, чудотворные иконы. И вот, какой удивительный феномен явлен у нас на Святой Руси. «Русский мир» – это во много раз превышающиеся по численности храмы (приходы) и монастыри, чем какая бы то ни было поместная православная церковь. «Русский мир» – это Евангельская святая благоговейная дружба всех народов, что находятся в его ареале или соприкасаются с ним. Каждому есть место и любовь, даже если этот человек другой веры (мусульманин, буддист или иудей). Вот что такое «Русский мир» – мир цивилизации Христа! И нам есть, чем гордиться: мы – «Русский мир»!
Современные патриоты России: поликонфессиональность, полипартийность и полиэтничность. Анализ и критика
Это довольно широкая палитра. Поэтому рассмотрим основные политические идеи и религии. Анализ и критика будут касаться их духовного составного чувства патриотизма.
Но начну с приятного. Что все же объединяет в общий патриотизм к Родине настолько противоречивую политическую и религиозную палитру? Какой патриотизм поставил в один строй всех нас взятых в «Бессмертный полк» на 9 мая? (Это не французское «я – Шарли», накопившийся антогонестический рефлекс на насилие, – обычно такое движение духа народа недолгожизненное, ибо не было в этом событии духовной идентификации).
А вот уже ответив на него, будет логично спросить, что это может разъединить и кому это выгодно? Тогда и наш дальнейший анализ раскроет, какая политическая идеология и религиозное мировоззрение антипатриотичное, разрушающее государственные устои в своем духовном корне?
На территории нашего государства проживает около 200 коренных народов, но и некоренные народы с других государств нашли себе здесь приют. Россия стала по промыслу Божьему тем Божественным плавильным котлом, где пересекаются судьбы разных народов, разных культур и религий. Все они соприкасаются с государствообразующей православной верой и тысячелетиями намоленной духовной культурой Руси. И здесь (в патриотичном контексте) уместно говорить о русской святости, особенностях русской души, ее миросозерцании и свойстве как обостренном переживании правды и справедливости, как бытия Божьего. И в этом свой смысл жизни, каждая нация теперь обогащает друг друга. В этом духовная сила народа. Святые отцы (в частности, Св. Иоанн Златоуст) говорят: «как с раскаленным углем соприкасается фимиам, источается благовонный запах, так и если к праведнику прикасается искушения огня, источаются дела святости». Хочется перефразировать эту цитату в аспекте нашей темы: «Промысел Божий устроил то историческое кадило, в котором семьи разных народов, пребывая в одном ареале, соприкасаясь с врагом, испытаниями, цивилизационными вызовами, разделяют общую судьбу и историю, источают дела святости – евангельскую дружбу народов. Народы, пребывая в монолите ареала цивилизации Святой Руси, перенимают это, что становится неотделимой природой и свойством души – миросозерцанием и миропостроением русского человека – христианина, мусульманина, буддиста и т.д.
Но «Бессмертный полк» как феномен русского народа собрался и еще с глубоких духовно-антропологичных причин, о чем мы говорили выше. Это ностальгия и почтение рода, совсем не почтение идеологии как коммунизма, а именно рода, вкладывая в него бессмертность подвига предков в этом и идентификация себя. Это и переживание за судьбу Родины (помните, это то, за что не хотели нести ответственность друг за друга Адам и Ева (Быт.3.12–13).
Анализ и критика
Патриоты-монархисты. Православный русский монархизм предусматривает в своей идее взаимоотношение духовного и небесного как симфония власти. Это одна из форм, близких к библейскому идеалу, что было Богом установлено. Но сама форма власти не исключает возможности, что монарх может быть самодуром. Такие примеры в истории есть. В России православная монархия работала на консолидацию народов и их религий, верноподданным (даже нехристианам) было за честь находиться в ее круге. Но эта система срабатывает еще при определенных условиях: высокая нравственность вертикали власти. Как мы видим в период последних монархов, кризис в обществе был духовный, сама система при возникших цивилизационных вызовах, нападках не сработала, существующая вертикаль власти во взаимоотношених с народом не воплотилась в гармонию и соборность общества, что и породило массово народное отторжение и восстание – революцию. Разрушение церкви. Идеи коммунизма и романтизма о справедливой народной власти советов стали антагонизмами к монархизму. И это была также духовная трагедия убийства и самоубийства людей, казнивших органическую главу народа, помазанника Божия – царя.
Патриоты-коммунисты. Как ни странно, идеи коммунизма родились и воплощались именно в христианской среде (книга Деяний 2.41–47; 4.32–35). А значит, эти идеи русской душой были приняты как религия на уровне культа. Но глобальная античеловеческая ошибка – это отрицание Бога, а значит, отрицание тысячелетней истории христианской Руси, ломка духовного кода народа и взамен этого формирование нового советского атеистического народа. Патриотизм в таком случае привязан: партия – совесть народа, коллективизация и уничтожение инакомыслящих и безбожие, а это – убитых миллионы, индустриализация и научное развитие (элемент цивилизации Каинитов), что является экологической катастрофой. Но все же у коммунистов были и есть нравственные идеалы, взятые с заповедей Божьих, а это и дружба народов, и труд. Патриотизм коммунистов ущербен в силу искажения истории, культуры, а главное – отрицании источника нравственности – Бога! Без Бога как основы нравственности и цельной неискаженной истории коммунизм антипатриотичен! Не зря сейчас много коммунистов возвращаются в церковь.
Патриоты либералы. Это нонсенс! Если у коммунистов выработано мировоззрение, система ценностей, своя космогония, то либералы, перекрашиваясь в разные цвета во все времена своепго существования, антагонисты ко всякой власти, как показала история, не способны нести ответственность за судьбу страны. Эти продажные иуды внедряли антинародные и антидуховные «ценности», развращающие народ. Даже если смотреть на либералов в лучших красках неофитов-романтиков, которые против бюрократии, гнилой системы, за права человека, за борьбу с коррупцией и т.д., то их патриотизм – рефлекторный, а не статичный, а в духовном плане – сатанинский в культурном обрамлении! Это враги России.
Патриоты-националисты. Это допустимо как-то, если страна этномонолитна, идеи на уровне национализма в духовной основе полагаются на страсть, «матерь всех грехов и пороков – гордость!». Такое явление всегда имеет в себе тенденцию стать фашизмом, как мы это видим на Украине. Национализм стал причиной распада великой христианской цивилизации амореев – Византии «Второго Рима». При всей своей искренней жертвенности к Родине национализм будет только разрушать многонациональную страну. Но это не означает, что не нужно отстаивать права, которые попирают другие представители народов. Братики, наберитесь в себе силы духа, нравственных сил быть патриотами не этноса, а Великой космополитической цивилизации – Святой Руси!
Патриоты-демократы. Демократия (власть народа) при всех своих провозглашенных идеях является глобальной иллюзией, хотя и идеологией с цельной системой правления, в рамках которой которой продвигаются и обеспечиваются интересы олигархата и их собственности – народа и ресурсов. Поэтому патриотизм демократа только там и так, где совпадает обслуживание их бизнес-интересов (это основополагающие критерии их патриотизма). И если это интересы страны, то в какой-то мере их можно назвать патриотами, согласно евангельской притчи «есть любящи сыны царства, а есть рабы, наемники». Предательство, антинравственность (в частности, ЛГБТ) – типичное явление демократических стран, это идеология потребления – у них такие социальные явления, как спорт, искусство, культура, измеряются денежным эквивалентом. Демократия – антидуховное, разрушающее душу народа правление, а потому не патриотична.
Однозначно хочу сказать вам, что при тех вызовах, которые сейчас стоят перед человечеством, ни одна форма не является совершенной без нравственного духовного содержания. Чем больше патриотических толков и движений, тем это разрушительней для страны. Возможно, будет работать синтез монархии, социализма и соборности в гармонии.
Религиозный вопрос. Традиционные религии РФ не преследуют идей делить паству по идеологическим и партийным принципам – весь вопрос в нравственных идеалах. О православии уже было сказано выше, но есть ряд внутренних тенденций в православии: монархисты, либералы и уранополиты. Тонкости, которые следует рассмотреть. О монархистах уже было сказано, но реально народ массово не готов еще к восприятию такой идеи. Когда подобное случится, то это будет однозначно, как чудо и милость Божья. Либерализм (аспект заигрывание, экуменизм, ослабление духовной практики) – путь погибели. А вот идея уранополитизма, которая озвучена о. Даниилом Сисоевым по отношению к патриотизму: «главенство небесных законов над земными», «не чему земному не отдавать свое сердце», в прямом смысле толкуются слова апостола, что мы тут «странники и пришельцы», осуждает национализм. Я не думаю, что о. Даниил этим учением призывал к неисполнениям своих прямых земных обязанностей перед Родиной, но, если говорить в более глобальном масштабе о Святой Руси как цивилизации Христа, то его (цитирую с «Избранного»): «что касается культур[…], я убежден[…], на Земле существует только три народа – язычники, иудеи и христиане». В социальной доктрине РПЦ дает четкий ответ (Ч.II.3.): «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как к этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация (гражданская или этническая) является полностью или преимущественно моноконфессиональным православным сообществом. Она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ».
Говорить подробно не стоит о «патриотизме» в других многочисленных так называемых христианских сектах, католицизме, лютеранстве, «свидетелей…», которые по религиозному менталитету дисгармоничны к русской культуре, рационалистически ориентированы на Запад, американизованы или душевно экзальтированны, инородны по культурной и политической идеологии и деятельности, антигосударственны и поэтому явно и очевидно антипатриотичны.
Мусульмане имеют свой религиозный центр на Востоке (Мекка, Медина, Иерусалим), но именно русский ислам в ареале Руси, даже в среде традиционных исламских народов, приобретает русские свойства, о чем было выше сказано. Цитирую яркого представителя современного ислама слова Рамзана Кадырова: «Страна, которая нам дает возможность читать Коран, строить мечети, свободно исповедовать Ислам, есть дар Аллаха. Мы обязаны любить, благодарить за это всевышнего, искренне служить ей». Народы традиционного ислама были всегда патриотичны как при царе, при Союзе, так и сейчас, трудясь на благо Родины. Хотя существуют радикальные секты антипатриотичного настроя.
Буддизм как учение по определению патриотизма и его проблемам более инертная, чем другие традиционные религии: «если патриотизм заключается в принесении пользы живым существам, то в нем ничего дурного нет, а если – в нанесении вреда, то это противоречит практике Дхармы (аналогия нравственных устоев), наша родина – семья Будды». Инертность связана с главной догмой, там нет Бога-личности, а есть «абсолютное нечто – нирвана». Но, пребывая в ареале Святой Руси, в общем историческом «котле» многие буддисты проявили себя как жертвенные патриоты.
Язычество – термин, довольно широко охватывающий разные народные религии с разными свойствами. Употребления его в христианской среде говорит о немонотеистичеких религиях, не христианах. Но вот в нашей среде как раз эксплуатируется так называемое славянское язычество как самая патриотическая и русская вера. Хотя, на самом деле, эта новая синтезированная вера (синтез оккультизма, эзотерики; элементы мировоззрений восточных религий, терминологии и обрядов христианских, индусских, даосизма, а также современные фантастические техно- и космические мифы и т.д.) абсолютно не имеет никакого отношения к славянскому язычеству, кроме самого названия. (Все это глубоко анализировать – тема уже другой статьи). В чем же успех распространения язычества как патриотичной религии среди молодежи? И в чем ее патриотизм? Онтологично и естественно обладать священным чувством почтения родителей и рода – таким образом человек ищет свою идентификацию. Используя искренность этого душевного запроса, можно подсунуть любую ложь, что будет рефлексировать ему. Язычество – религия слабаков, ибо не надо заниматься внутренним миром, а только внешней этнооболочкой. Патриотизм в них глубок как чувство, но однозначно связан с дикарством и национализмом, с элементами фашизма, расизма и антисемитизма на уровне догмы. Нравственность выстроена на эгоцентризме, религия не самобытна, а антагонистична по отношению к христианству и иудейству. Язычник – это не патриот многорелигиозной и многонациональной страны, а ее разрушитель. Вот такой проект нам импортирован (от жидов) и возник совсем не в среде славян и не на Руси, но для русских славян, чтобы разрушать духовное и патриотическое единство страны.
Патриоты России – иудеи и евреи. Само уже словосочетание режет слух. Говоря о вероисповедании иудейства, – это герметичная, локальная и монотеистическая этнорелигия евреев. Миропостроение, этнокультура выстраиваются на превосходстве избранного народа над всеми другими и их религиозного центра – Иерусалима. Это полный и фанатичный антагонизм к патриотизму, к чему-либо неиудейскому. Чем и были обусловлены в истории еврейские погромы. Именно в среде отколовшихся иудейских сект возникает каббализм, сатанизм и магия, масонство, атеизм и фашизм. Вера сконцентрирована в рамках грядущего Мешеаха (мессии) и его построения царства на земле. Поэтому культ денег приобретает для достижения этой цели религиозно-социальный характер. Это определяет критерий взаимоотношений в обществе. А вот уже говоря об обрусевших евреях как этносе, то они подарили для России прекрасных ученых, писателей, драматургов, военноначальников и т.д. Даже православных священников с мировым именем и без сарказма – патриотов.
Атеисты. В какой бы среде атеисты не родились и по какой бы причине они не отвергли местную веру, атеисты все же находятся в мыслеформах, архетипах, культуры и религии мерками, критериями которыми воспринимают мир. И как бы это саркастично не звучало, всегда будут православные атеисты, мусульманские атеисты и т.д. В системе мировоззрения у таких людей (в частности, идейных атеистов-коммунистов) – идея вместо Бога, а религия – политика, труд, хобби, искусство и т.д., поэтому вопросы патриотизма могут быть, как смысл жизни, преданны и жертвенны. Но, не имея нравственного начала – Бога, все рано или поздно терпит крах как бессмысленность, легко отвергается, что и произошло с миллионами в СССР, а, значит, такой патриотизм катастрофичен. Есть еще вид атеистов (не идейные) – просто потребители, патриотизм в таком случае – в потребительских ценностях. Во что, кстати, и пытаются нас превратить враги – в послушную колонию с тупым стадом потребителей.
Только духовная основа объединит патриотов Руси
Подытожив все плюсы и минусы, нам, братья-патриоты, все же следует набраться силы духа и воли, признать в себе ошибки и наилучшее, что будет соответствовать смыслу жизни и патриотизму к Родине, воплотить в себе. Придется однозначно пожертвовать собою, отказаться от того, что разрушительно Родине. Это и есть наша миссия и цивилизационная задача.
Исследуя священные вехи нашей истории, жизнь личностей, что сыграли решающую роль в государствообразующих процессах, однозначно приходим к выводу, что только высокая нравственность, духовная составная основала Родину, сгармонизировала ее в сочетании разных народов и религий, наполнила смыслом, дала жизненность, а также отпор историческим вызовам, выкристаллизировалась, закалилась. И называется теперь этот метафизический феномен «Русского мира» – Великая цивилизация Святой Руси.
Но нравственные проблемы до сих пор остаются вопиющими, касаются жизни нашего государства. Вот, скажите, насколько это нравственно жить и радоваться за счет убитых своих детей (аборты)? Разве можно быть счастливым, когда есть пропаганда разврата, насилия, пьянства и табакокурения – всего того, что очевидно уничтожает нас? А ведь это задачи не только церкви. Где же патриотичные законы, самосохраняющие государство? Вечная борьба с коррупцией (это уже как лозунг-культ, всему панацея) решается не совершенными техническими законами, а, в первую очередь, это вопрос комплексной нравственности во всех сферах жизни гражданина. И каждый духовный рубеж, который удалось отстоять, – это общая победа Родины. Патриот, за тобою дело и слово!
Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук протоиерей.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580