Возвращение евреев в Россию: возможно ли это?
Президент России Владимир Путин в ходе встречи с представителями Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) предложил эмигрировавшим в своё время из СССР в Европу евреям вернуться на Родину. Предложение главы государства, по мнению президента ЕЕК Вячеслава Кантора, может оказаться вполне актуальным, так как в нынешней Европе наблюдается заметный рост антисемитизма, из-за чего местные евреи вынуждены бежать и искать себе новое пристанище.
«В Советском Союзе – выезжали, пусть вернутся», – с улыбкой сказал Путин о выехавших евреях. Президент России как отец нации должен принять сынов Отечества. Таковыми являются и евреи, родившиеся и работавшие в России (официально — в Советском Союзе). Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы образованные и интеллектуальные люди, когда-то вынужденные по тем или иным причинам покинуть свою Родину, наконец вернулись в свой родной край. И речь идет обо всех народностях. Проблема, надо сказать, весьма актуальна. Однако прежде, чем размышлять о перспективах предложения российского лидера, следует углубиться в историю еврейской эмиграции из России.
Так, согласно некоторым подсчетам, за последние 200 лет из России и нынешних стран СНГ выехали более 4 млн. 200 тыс. евреев, при этом многие из них внесли большой вклад в развитие культуры, искусства и экономики новых стран пребывания. Да и вообще Западной цивилизации в целом. Большое значение имела еврейская эмиграция из России и для построения государства Израиль.
Стоит отметить, что в немалое количество евреев оказалось в России после раздела Польши в конце 18 века, что привело к присоединению к Российской империи земель Западной Украины, Западной Белоруссии, а также прибалтийских территорий, где проживали достаточно крупные еврейские общины. В первой половине 19 века из-за усиления консервативных тенденций в политике царского правительства евреи начинают покидать империю, а, начиная с 1880-х годов, эта тенденция лишь усиливается. Они бежали от безработицы, военной службы, религиозной нетерпимости, угрозы погромов и депортации, а также, зачастую, невозможности дать детям хорошее образование. Постепенно волна эмиграции набирает обороты, что связано с жесткой политикой императора Александра III. Не ослабевает переселенческий импульс еврейского народа и во времена последнего русского царя.
Первая мировая, а затем и Гражданская войны вкупе с постреволюционными хаосом и разрухой, а затем и последующее строительство нового, социалистического общества, привели к тому, что из Советского Союза в период с 1918 по 1939 годы выехало порядка 300 тыс. евреев. При этом множество евреев в 1910-1920-е годы переехало в большие города РСФСР, и заметная часть из них принимала самое непосредственное участие в строительстве СССР и в политической жизни в первые тридцать лет его существования. В одной только Москве перед войной проживало до 1,5 млн. евреев.
Уезжали они и после Великой Отечественной войны, а образовавшееся в 1948 году государство Израиль стало одним из главных направлений эмиграции. В период 70–80-х годов тогдашний СССР из-за циркулярных ограничений покинули 294 тысячи евреев.
Что же касается времени, последовавшего после распада СССР, то эмиграция представителей еврейского народа с территории тогда стала самой массовой за всю историю нашей страны – РФ и бывшие советские республики покинули более 1,6 млн. евреев, многие из которых осели в Израиле, США, Германии и других странах Европы, где включались в общественную и культурную жизнь этих стран, постепенно адаптируясь к новому окружению.
Таким образом, эмигрировавшие в своё время из СССР евреи вполне бы могли вернуться на свою Родину, о чем и сказал Владимир Путин.
***
О своем видении ситуации, а также о том, приведет ли предложение президента РФ к каким-либо последствиям, «Колоколу России» рассказал публицист, политолог и культуролог Евгений Бень.
Колокол России: Каково ваше мнение о встрече Владимира Путина с представителями Европейского еврейского конгресса?
Евгений Бень: На встрече президента Путина с руководителями ЕЕК прозвучали слова о том, что в условиях, когда в Европе нарастает угроза антисемитизма, Россия могла бы предложить евреям переселяться в Россию. Стоит отметить, что слова главы российского государства здесь достаточно закономерны, так как в России в последние 15 лет наблюдается очень высокий уровень терпимости и понимания в обществе. Да и вообще межэтнические противоречия в РФ при Путине проявляются крайне мало или они сведены к минимуму.
Но здесь надо учитывать некоторые нюансы. Первый из них состоит в том, что глава российского государства встречался с руководством Европейского еврейского конгресса. Только дело в том, что руководители еврейских общественных организаций по всему миру – это, скорее всего, все-таки самовыдвиженцы. Это люди, которые согласились заниматься поддержкой подобных структур самоорганизации еврейского народа в финансовом и ином планах. Следовательно, говорить о них как о представителях всего еврейского народа не приходится.
При этом из поля зрения нельзя упускать такой нюанс, как существенное отличие иудаизма от, например, православия или ислама в организационном плане. А отличие это в том, что, если у православных христиан и у мусульман есть какие-то всеобщие организующие структуры вроде Патриархии или Духовного управления мусульман России, то у евреев подобных универсальных структур на самом деле нет. И те религиозные деятели, которые присутствовали на встрече с главой российского государства, без всяких сомнений, весьма и весьма авторитетны, но авторитетны всё же в определенных кругах. Они не представляют всех, в том числе верующих, евреев в России. Как и никто никогда не представлял и не представляет.
Другой нюанс. Путин подтвердил внутриполитический курс России, ориентированный на терпимость. Но суть в том, что нельзя не учитывать такого фактора, как возможность чрезвычайно высокой активности еврейских общественных организаций. И, если слова нашего президента будет преломлены в конкретную плоскость, то, действительно, найдутся те, кто приложит максимум усилий для того, чтобы в Россию приехали как можно больше людей, называющих себя евреями. Суть в том, что Путин говорил о российских евреях. Но их как единой общности уже не существует, поскольку весомая часть еврейства в России давно ассимилировалась среди русских. Или же небольшая, но активная её часть в брежневский период выехала в США и Европу, где адаптировалась к местному населению. И, действительно, именно русских евреев во всем мире остались единицы. Эта общность сыграла большую роль в российской истории в 19 и 20 веке, но войти в одну и ту же реку дважды невозможно. Русские евреи не вернутся, потому что их в принципе как общности просто больше нет. Помните слова известной песни – «я люблю этот город, которого нет…» Также и с русскими евреями. В одну и ту же реку не войти дважды. Особенной еврейско-русской среды, из которой вышли Сергей Павлович Королев, конструктор ракет Борис Черток, создатель «МИГов» Михаил Гуревич, генерал армии Яков Крейзер, Борис Пастернак, Майя Плисецкая и многие другие – больше на свете нет.
КР: Тогда кто может приехать в Россию?
ЕБ: Приведу пример. Возьмем Францию. После Холокоста европейских евреев там, как и в Европе, в целом осталось мало. Но затем туда переселились люди, исповедующие иудаизм, из Марокко, Алжира и других североафриканских стран. И в Россию могут поехать, в том числе, и эти люди, подвергаемые во Франции нападкам. Но что они принесут сюда? Они умеют торговать, но торговать у нас и так могут многие. А есть многие, считающие себя русскоязычными евреями, хотя являются выходцами с Украины... Им всю жизнь кажется, что они говорят на русском языке, а на самом деле их родной язык – суржик с идишскими интонациями, и никакого другого языка за долгую жизнь они так и не смогли освоить… Но опять же, какую связь они имеют с Россией сейчас? Непонятно.
России сегодня нужно позаботиться о тех, кто живет за рубежом и твердо осознает себя человеком русской культуры, говорит и думает на живом русском языке. И неважно, какой человек национальности – русский, еврей, татарин или другой. Если они хотят вернуться в РФ (а такие есть!), то российское руководство должно бы им помочь. В том числе, если нужно, с муниципальным жильем… Дело здесь не только за президентом, но и за МИДом, Министерством культуры и общественными организациями.
Иван Прошкин