Россия приближается к водному кризису
Наша страна окружена морями, испещрена реками, славна своими корабелами, мореходами и рыбаками, но сегодня это не приносит ей не только должной пользы, но и грозит экономической и экологической катастрофой
29 сентября планета с подачи ООН отметила Всемирный день моря, призванный обратить внимание на состояние того, от чего мы напрямую и непосредственно зависим. Но, судя по реакции СМИ, День остался незамеченным. А 30 сентября, как будто в назидание за такое легкомыслие, у берегов Японии затонул танкер с 400 тонн ядовитейшей щёлочи, которая при попадании в воду убивает всё живое.
Мы все вместе взятые убиваем мировой океан быстрее, чем отравляем воздух на планете. Но если атмосферный слой за счёт растительности еще как-то восстанавливается, то другой воды и её экосистемы на планете нет.
Человечество в процессе своей жизнедеятельности генерирует всё больше ложных трендов. Политика, бизнес, материально-статусное благополучие, индустрия развлечений и красоты, светские хроники занимают львиную долю внимания, умственной активности и эмоциональных страстей людей на земле. В погоне за этими «журавлями» мы всё меньше обращаем внимания на «синицу» реальной, натуральной жизни, которую, несмотря на весь наш всемогущий прогресс, по-прежнему даёт нам мать-природа. И её, пожалуй, главная составляющая – мировой океан. Так, между делом, не замечая за «деревьями» «леса», мы постепенно приближаемся к роковой черте, за которой все нынешние тренды станут не важны.
Человек с упорством, достойным лучшего применения, стремится покорить природу. Но покорить то, что тебя породило и крайне зависимой частью чего ты являешься, – сродни самоубийству. К сожалению, осознание этого ещё не пришло. Звучит вроде бы банально и избито. Но Арал-то высох. Каспий и Байкал мелеют. В океанах уже плавают настолько огромные острова из пластиковых отходов, что их видно из космоса. В моря и океаны ежегодно выливается порядка 21 миллиона баррелей нефти. А она ведь не растворяется и никуда не девается, убивая собой всё живое.
По данным NASA, на дне мирового океана покоятся около трёх миллионов кораблей, судов и подводных аппаратов, затонувших в разные исторические эпохи. Многие из них представляют реальную угрозу для всего живого.
Из-за коррозии металлических частей топливо и другие вредные вещества вымываются водами в открытый океан и наносят существенный и невосполнимый вред его экосистеме. Мировой океан покрывает ¾ земной поверхности, формируя климат и атмосферные явления, от которых мы, несмотря на все свои достижения, полностью зависим и перед которыми абсолютно бессильны. Гигантское цунами в Японии в марте 2011 года и последовавшая за ним катастрофа на АЭС «Фукусима-1» – яркий тому пример. Но человечество как будто упорно не хочет всего этого замечать, по-прежнему рассматривая мировой океан в качестве бездонной кормушки, планетарной сети дорог, не требующей ремонтов и каких бы то ни было затрат, а также безразмерного туалета и мусорного бака.
***
Не обходят все эти проблемы стороной и Россию. Но помимо них у нас есть ещё много чего, что лишает страну всех преимуществ обладания водными просторами, морскими и речными путями, портами, кораблестроительными мощностями и когда-то передовой наукой.
Песен со словами: «Море! Ты слышишь, море, – Твоим матросом хочу я стать!» – нынче больше не пишут и не поют. Якоря на руках и русалок на груди в качестве особой гордости принадлежности к морскому братству больше не накалывают. Фильмов, окромя боевиков, морской тематики не снимают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что российская молодежь морем, за исключением военной службы, особо не интересуется.
Так, если в 2015-м году конкурс в вузы нашей морской столицы – Санкт-Петербурга – составил в среднем 12 человек на место, а в престижные, как например СПбГУ, на отдельных факультетах превышал 45 выпускников на место, то в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова конкурс на любые специальности не дотянул даже до одного человека на место! Скажем, на когда-то очень престижную и перспективную специальность «Управление водным транспортом» планировали взять 30 человек, а по факту заявление сюда подали лишь 24 абитуриента. Всего же в вузе по итогам приёмной кампании осталось 160 незанятых бюджетных мест. В приёмной комиссии такое положение дел объясняют непопулярностью морских специальностей: выпускники не хотят заниматься кораблестроением, судовождением и эксплуатацией судового электрооборудования – все пошли на менеджеров, экономистов и пиарщиков. Строить, ремонтировать и спасать терпящие бедствие корабли и подводные аппараты тоже никто не хочет. На данное направление в Морском техническом университете конкурс составит 1 человек на место. Если совсем никуда не попал, всех желающих брал ростовский Институт водного транспорта имени Седова. Аналогичная картина и по другим вузам страны.
Не стал прорывным и год 2016. Об этом говорит рейтинг приоритетов абитуриентов. В число самых востребованных направлений и специальностей вошли: востоковедение и африканистика, теория искусств, международные отношения, журналистика и лингвистика, межкультурные коммуникации, реклама и связи с общественностью. Океанологии, океанографии, ихтиологии, биологии моря, подводной археологии, не говоря уже о судовождении, проектировании, строительстве и ремонте морской техники и других направлений, связанных с морской спецификой в этом звездном списке нет. Мореплавание, подводные исследования и водные ресурсы как-то выпали из зоны интереса гонящихся за модными трендами недорослей XXI века.
Среди самых малопривлекательных оказались: сельское хозяйство, транспортные средства, лесное дело и металлургия. А ведь транспорт, в том числе морской и речной, крайне важен для сегодняшней России. Внутренние и внешние водные пути для нашей страны, в силу её географических особенностей, составляют единое целое, поскольку посредством рек и каналов целый ряд крупнейших городов и важнейших хозяйственно-экономических центров имеет выход в мировой океан. Не зря ведь Москву называют портом пяти морей (по рекам и каналам из столицы можно добраться в Каспийское, Азовское, Чёрное, Балтийское и Белое моря). Всего же в пределах нашей страны насчитывается более 2,5 миллионов рек и речушек, общей протяженностью 8 миллионов километров. По величине суммарного стока РФ находится на втором месте в мире после Бразилии. Средний многолетний сток всех рек страны составляет 4290 куб. км в год, что равно примерно 13% от годового стока всех рек мира. Эксплуатируемая сеть внутренних водных путей – 101,7 тысяч километров.
***
И как мы сегодня пользуемся всем этим богатством? В распоряжении Минтранса №327-р от 29 февраля 2016 года, в частности говорится: «На долю внутреннего водного транспорта в России приходится менее 2% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта. Отмечается снижение объёмов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в том числе на социально значимых маршрутах, недостаточный уровень доступности и качества транспортных услуг для снабжения регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт нередко является безальтернативным и жизнеобеспечивающим».
При этом, как писал в своей работе «Речной флот в ожидании развития», эксперт Российского судостроительного центра, профессор Эдуард Медник,
содержание водных путей обходится в 50 раз дешевле, чем автомобильных и железнодорожных той же протяженности, а расходы на перевозку грузов речным транспортом в 8 раз меньше, чем на железных дорогах, и в 20 раз меньше, чем при перевозке тяжелыми автомобилями.
В минувшем августе на заседании президиума Госсовета на эти проблемы обратил внимание президент Владимир Путин. Но ведь этим проблемам уже больше четверти века! И не только транспортным.
Всё что связано с водной стихией у нас одна сплошная проблема, поэтому рассматривать и решать её нужно комплексно, единым блоком, как когда-то электрификацию и индустриализацию.
Ну как, к примеру, можно вычленить и решить проблему молодых кадров, если что ни год, то у нас несколько скандалов с обманом и «киданием» моряков судовладельцами. В результате ржавые посудины советской постройки или арендованные не пойми у кого суда утильного вида арестовываются в чужих странах за долги, а команды сидят там месяцами, а кто и годами, без зарплат и кормятся, чем Бог послал, да тем, что местное население поднесёт, как собачкам бездомным, из жалости. И кого прельстит такая перспектива?
А скоро и водить нечего будет. По данным главы управления планирования и маркетинга Российского морского регистра судоходства Георгия Бедрика, в настоящее время на территории России строят 116 судов различного типа. Среди которых: 4 атомохода, 5 ледоколов, 7 буровых платформ, 5 снабженцев, 5 спасателей, 4 земснаряда, 17 судов технического флота, 21 буксир, 15 грузовых судов класса река-море, 4 рыболовных траулера и 29 судов других типов.
Стремительно стареет и выводится из эксплуатации научно-исследовательский флот Академии наук и Росгидромета. Круизных лайнеров океанской зоны не осталось ни одного. Ни того, ни другого, как мы видим, в постройке нет и не заложено.
Рыбопромысловый флот России состоит из более чем 2,5 тысяч судов различного назначения, причём около 60% из них эксплуатируются сверх нормативного срока службы. И строится 4 рыболовных траулера!
Не лучше ситуация и с транспортниками. Для «Сирийского экспресса» мы вынуждены были покупать подержанные сухогрузы у Турции, а для интенсификации работы Керченской переправы в Крым арендовать греческие паромы.
Речной флот в настоящее время насчитывает свыше 9 тысяч судов, средний возраст которых составляет более 28 лет. Фактически, в последний раз речной флот интенсивно пополнялся в 1980-ые, когда ежегодно строилось несколько сот судов, в том числе до 10 головных. Сегодня средний возраст отечественных речных судов и кораблей класса «река-море» близок к запредельному. Плавают уже и откровенно опасные для эксплуатации долгожители, возраст которых 50 лет и выше. Вспомним катастрофу несчастной «Булгарии», построенной в Чехословакии в 1955 году.
***
Кораблестроительная отрасль давно и очень тяжело больна. Научно-технический и технологический потенциал в области гражданского судостроения в значительной степени исчерпан. Доля инвестиций в научные разработки уже почти два десятилетия на порядок ниже, чем в основных зарубежных кораблестроительных странах.
В Китае, Корее и некоторых других государствах он выше на несколько порядков. Научный задел, необходимый для проведения разработок перспективной техники, на протяжении четверти века практически не создавался. В результате удельная трудоёмкость судостроительного производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом, и суда строятся в 2-2,5 раза дольше. То есть наши новые корабли, строящиеся для будущего, уже морально устарели. Их строят дольше, трудозатратнее и дороже. Поэтому их мало. Они хуже, и работать на них толп желающих нет.
Идём дальше. На крупнейших реках остается всё меньше судоходных участков. Русла заиливаются. Земснарядов катастрофически не хватает. Как собственно и хозяйской руки. Или кто-то думает, что это только шоссейные дороги у нас в ужасном состоянии, и только их надо ремонтировать?
Из-за съеживания речного судоходства многие населенные пункты обезлюдели, а территории пришли в запустение.
Поймать в наших крупнейших реках, протекающих по территории мегаполисов, практически ничего нельзя. Живности почти не осталось, и та, что чудом клюнет, – не съедобна.
Совершенно в недостаточных объемах осуществляются подводно-археологические исследования по комплексному изучению хотя бы прибрежных морских акваторий, рек и озёр. По сравнению с советским периодом их масштабы, задействованные силы и средства сократились в разы. Про энтузиазм, горение – вообще говорить нечего. А без них ни в море, ни возле, делать нечего. А что делается в плане возрождения былого интереса к морю и морской романтике? Ведь это не менее важно, чем железо.
Как там, в песне пелось: «Молодые капитаны поведут наш караван». Где эти капитаны, и где этот большой караван речных, морских и океанских интересов России?
Вадим Бондарь