Донбасс как место для компромисса
Начало практической работы Бориса Грызлова в должности полпреда России в Контактной группе по Украине оказалось плавным. Первый день его дипломатической миссии в Минске в информационной среде оценили неожиданно единодушно. И самое главное – позитивно.
Собственно, фундаментального прорыва на переговорах 13 января никто не ждал. Фактически лишь подтвердились договоренности о прекращении огня между конфликтующими сторонами и необходимость скорейшего осуществления обмена пленными – то, с чем Грызлов приехал в Киев к Петру Порошенко, и то, что до сих пор украинской стороной не выполнялось. Но по-настоящему оценить полезность инициатив российского политика можно будет по мере решения им возложенных на него задач.
Пока же Грызлов только входит в курс дел и осваивает принципиально новое для себя амплуа дипломата. Человек, в свое время не увидевший в Думе места для дискуссий, теперь будет вынужден присматриваться к любым нюансам международной политики, чтобы оправдать оказанное доверие к своей персоне.
Причем Грызлов первый раз выступил в амплуа тайного дипломата, каковым некогда был Евгений Примаков (хотя здесь сравнение следует употреблять в ироническом смысле). После того, как президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции еще раз, но более четко, заявил, что русский народ он на Донбассе не бросит, спустя месяц проявился «дипломат» Грызлов, который, по сути, является личным представителем президента России на переговорах с Украиной. Без сомнения, он наделен соответствующими полномочиями и приехал в Киев донести до Порошенко позицию Путина и его компромиссные предложения по выходу из тупика «минского несогласия».
Поэтому и был принят президентом Украины и потому его визит пытались скрыть. Об этом свидетельствует тот факт, что спецрейс правительственного самолета «Россия» с Грызловым на борту в Борисполе «засветили» журналисты украинского портала Liveuamap, а не правительственные источники. Информация о встрече российской делегации с президентом Украины Петром Порошенко подтвердилась лишь в среду, после прибытия Грызлова в Минск, и то полуофициально – со слов Дарьи Олифер, пресс-секретаря Леонида Кучмы, который давно знаком с бывшим главным думцем.
На Украине наш новый представитель действует по дедуктивному методу Шерлока Холмса. Известно, что с Порошенко Грызлов обсуждал 11-й пункт Минских соглашений, касающийся конституционных изменений, которые Верховная Рада должна одобрить до конца текущей сессии. Уже в Минске из этого «общего» полпред постарался вывести «частное» и решить вопросы первых двух пунктов мирных договоренностей.
С появлением члена Совета безопасности РФ Грызлова российская позиция по Украине будет более конкретной и жесткой, а не такой расплывчатой, которую представлял его предшественник Азамат Кульмухаметов как мидовец, ведущий «линию Лаврова».
Эти предположения разделяют и в контактной группе, вынужденной довольствоваться замороженным конфликтом в самом центре Европы. Переговорщики также не скрывают, что ждут панацею для затянувшейся полувоенной эпопеи именно от российской стороны. Вероятно, что Грызлов, ставший первым за два года российским политиком столь высокого уровня в Киеве, привез с собой пакет новых предложений из Москвы. Однако, судя по первым действиям после его визита украинской стороны, эти предложения пока если не отвергли, то изучают, возможно, консультируясь с госдепом США.
Хотя на сегодня главная функция нового полпреда – заставить подгруппы в контактной группе активизировать работу по своим направлениям, ведь выполнение Минска-2 постоянно находится под угрозой срыва. Поэтому какие-то компромиссы очевидны, главное, чтобы они не наносили урон интересам России.
Наибольшие дискуссии вызывает вопрос о проведении в феврале этого года местных выборов в народных республиках Донбасса и связанные с ними разночтения трактовки «особо статуса отдельных районов» в составе Украины. Эту тему Киев будет педалировать особенно активно: позавчера Порошенко уже звонил Ангеле Меркель и Франсуа Олланду и, видимо, пытался убедить их настоять на проведении голосования в Новороссии по украинскому законодательству. Это означает обязательное присутствие в ДНР и ЛНР украинских представителей, среди которых неявно или не очень будут провокаторы и просто «невежливые люди» а-ля нацгвардейцы. Ведь должен же кто-то обеспечивать безопасность киевских наблюдателей «на сепаратистских территориях»! Российская сторона может согласиться на контроль за выборами украинской стороны в статусе наблюдателей, даже согласиться на участие в выборах украинских партий и блоков – все равно они мало что получат. Но это должен быть единственный компромисс. Ответным компромиссом должно стать принятие особого статуса ДНР и ЛНР в той редакции, с которой согласятся власти этих республик.
Хотя в отличие от самого первого и изрядно забытого Минского соглашения, ДНР и ЛНР не смогут диктовать свои условия Украине. С другой стороны, Москва не позволит Киеву разгромить народные республики, а попытается встроить их представителей в политическую систему Украины на правах «своих людей», с которыми нужно считаться, хотят того евроатлантисты или нет. В этом случае будет на Украине вновь запущен, но уже в другом формате, «крымский синдром» – новые автономные республики вместо ушедшего Крыма начнут подрывать незалежные устои недогосударства.
Но слишком очевидна эта хитрость, чтобы ее не заметить. Поэтому миссия Грызлова в итоге может провалиться. Она также провалится, если Россия пойдет на большую уступку Украине.
Поэтому никаких ультиматумов Грызлов с собой не привез – только набор предложений и прощупывание реакции Киева на них. Вероятно, одной из задач Грызлова найти такой компромисс, чтобы не подставить Порошенко на съедение Верховной Рады, чтобы он смог продавить те законы, которые требуется принять в рамках Минских соглашений. А после пойти на компромиссные выборы. Грызлов мог привезти личное деловое предложение Порошенко под гарантии их выполнения Путина. Ведь понятно всем, даже украинскому недодиктатору, что его положение зыбко, и Порошенко могут сдать на растерзание «злобным бандерам» сами покровители. Соответственно, в результате нового политического кризиса будут сметены все фигуры и начнется выстраивание новой конфигурацию власти, уже технократической. Но с украинскими подлецами и предателями, любящими бакшиш, России всегда удобнее договориться.
Российский президент хочет завершить историю с Донбассом на своих условиях. Для этого ему нужно обыграть, если нужно, обмануть противную сторону, втянуть их в свою игру. Вот только справится ли с этой непосильной задачей Грызлов?
Пока же тактически миссия Грызлова на Украине – продемонстрировать готовность Кремля к Realpolitik на основе Минских соглашений. Во-первых, это стремление России проверить, какие из прежних рычагов влияния на Украину, испорченных после февральского госпереворота 2014 года, еще работают. Ведь кроме минских встреч, другого вменяемого инструмента общения с украинскими властями Россия сейчас не имеет. Следовательно, Москве надо активизироваться на этом дипломатическом поприще, чтобы как можно скорее вынудить Киев перейти к выполнению пункта о децентрализации власти. Если Грызлову удастся довести дело до того этапа, когда политики из Новороссии начнут каким-либо образом интегрироваться в политическое поле Украины, то Россия вновь будет включенным субъектом общественно-политических процессов, происходящих в соседней стране.
Во-вторых, фигура из неформального «ближнего круга» Путина в контактной группе – это месседж европейским партнерам о том, что приверженность Минским соглашениям Москва решительно увязывает с нормализацией своих отношений с ЕС. Поэтому, чтобы в июне 2016 года вопрос продления антироссийских мер стал для Брюсселя еще более дискуссионным, Грызлову сейчас необходимо добиться решения трех важных задач.
Первая из них – чтобы хотя бы те пункты мирных соглашений, о которых накануне говорил российский полпред, полностью реализовались. Тогда у Москвы появятся веские аргументы утверждать, что это именно Порошенко искусственно затягивает урегулирование, не желая децентрализации и усиления своих оппонентов в Киеве.
Вторая задача – интенсифицировать диалог с киевским руководством с тем, чтобы страны нашли взаимоприемлемый способ реструктурировать имеющийся долг по евробондам хотя бы на уровне банковских структур. Вероятно, что именно этот вопрос Грызлов уже ставил перед Порошенко во время их встречи, которую украинский президент пытался скрыть из имиджевых соображений.
Наконец, третий вопрос для Грызлова будет связан с тем, насколько эффективно полпред справится с функцией неформального шерпы российских финансовых интересов в Украине. Если ему повезет, есть основания полагать, что он займется вопросом того, чтобы текущий зимний период не сильно нервировал европейцев перспективой очередной «газовой войны». Это будет одним из аргументов для пророссийского лобби в ЕС, настаивающего на том, что Россия – надежный партнер, а санкции бесплодны и лишь губят экономики Европы.
Осознает ли экс-министр МВД масштабность стоящих перед ним задач и не станет ли в процессе их решения двойником другого экс-министра (по фамилии Зурабов), чье представление интересов России кажется сомнительным, остается только догадываться.
Роман Соболев
Фото: Алексей Никольский / ТАСС