Как научится родину любить по американским принципам
Обычная киевская школа. Обычное объявление накануне каникул: «Ведем набор детей в возрасте от 11 до 15 лет в патриотический летний лагерь. Насыщенная развивающая программа включает спортивный и культурный блоки. Комфортные условия и безопасность гарантированы. После смены в нашем лагере ваш ребенок вернется настоящим патриотом!» Если поинтересоваться программой пребывания подростков в подобном лагере (а это объявление не единичное в Киеве накануне школьных каникул), то среди казалось бы безобидных Дней вышиванки и конкурсов на знание национальных традиций, можно найти и занятия рукопашным боем, и театрализированные постановки событий на Майдане.
«В условиях значительной педагогической запущенности современных подростков (родители заняты работой) они предоставлены интернету и друзьям – любой, кто возьмется за их идеологическое переформатирование, будет иметь колоссальный успех», – говорит преподаватель с 35-летним стажем, консультант одной из киевской гимназий Валерий Федорченко.
Он утверждает, что впервые столкнулся с патриотическими лагерями еще в начале 2000-х годов: «В основном это палаточные городки в живописных местах Карпат и Закарпатья, родителей привлекает экологически чистая среда и плотная занятость воспитанников. В качестве воспитателей и инструкторов – ребята, прошедшие подготовку за рубежом, в основном в Штатах. Очень аккуратно, исподволь, ненавязчиво подросткам прививаются не просто западные ценности, а, например, презрение, ироничное отношение ко всему славянскому, православному, исконно русскому».
По словам Федорченко, ребятам кажется, что из них воспитывают настоящих европейцев, но реально из них еще 15 лет начинали делать послушных, дисциплинированных зомби, послушных приказам».
«Меня часто спрашивают соседи и родственники, как получилось, что Валера не просто оказался на Майдане, но и возглавил молодежное крыло «Правого сектора» (в РФ решением суда организация признана экстремистской – ред.) в Виннице. Чего ему не хватало, что мы упустили в его воспитании?» – спрашивает себя Маргарита Викторовна, терапевт с Оболони.
Как рассказада пожилая женщина, когда сыну было 13 лет (сейчас Валерию 18 лет), он принял участие в розыгрыше гранта и впервые поехал в Германию. «Нужно было описать в виде короткого эссе программу преобразований в стране на английском и немецком языках. Это была первая поездка Валеры за рубеж. По его словам, их обучали в том числе умению организовывать в ходе массовых мероприятий большие группы людей, собирать их через соцсети, вести дискуссии в интернете. Тогда это казалось таким безобидным и перспективным», – плачет она.
Со стартом событий на Майдане в 2013 году ее сын с первого дня перебрался в палаточный городок: был десятником, потом сотником, свозил шины из разных городов, участвовал в штурме администрации в Киеве, Виннице и Днепропетровске, был несколько раз задержан. Наша собеседница не может объяснить, откуда у ее сына деньги, но материально он ни в чем не нуждается – у него снята квартира в Киеве и Виннице, появилась машина, дорогой телефон, в паспорте – шенгенская и американская визы на 10 лет. «Самое страшное – как же он ненавидит всех, кто против них. Русских, ватников, сепаратистов. Подозреваю, он и воевать ездил, только нам с отцом не говорит. Он мне напоминает комиссаров времен гражданской войны – страшных и беспощадных», – отмечает Маргарита Викторовна.
Психологи и педагоги убеждены, что на Украине, помимо официально утвержденных Министерством образования уроков патриотизма и мужества, в стране развернута сеть из сотни летних лагерей, финансируемых теми же силами, которые организуют и оплачивают ультрапатриотические организации. С помощью таких лагерей был сфомирован, воспитан и подготовлен костяк активистов, которые в ключевой момент взяли на себя организацию и реализацию майдановских событий.
«Воспитанникам, прежде всего, отбивают критичность мышления – без этого невозможно управлять молодежью, которая, по сути своей, максималистична и идеалистична», – считает кандидат психологических наук Константин Науменко. Только подобным воспитательным зомбированием можно объяснить готовность активистов бросаться под пули на Майдане и идти добровольцами воевать. «Молодежь должна хотеть жить, веселиться, влюбляться. Вместо этого им привит инстинкт саморазрушения ради идей их учителей и тренеров», – убежден эксперт.
Анастасия Лесная