Трое на одного
Сделан очередной шаг украинского руководства в деле запутывания ситуации вокруг конфликта на Донбассе, подмены смыслов, а главное дезавуирования минских соглашений. Премьер Яценюк предложил России «настоящие» переговоры «на нейтральной территории» в формате Украина—ЕС—США—Россия. Налицо, во-первых, желание вывести из переговоров власти непризнанных республик; во-вторых, увести переговоры из формата СНГ; в-третьих, вести эти переговоры с позиции силы, с заранее назначенным виноватым. Получается уже не «четырехсторонний формат», а «трое на одного». Это самое «в-третьих» фактически открыто подтвердил сам Яценюк.
Он заявил, и эти его слова можно считать первым шагом на четырехсторонних переговорах, которые пока существуют только в богатом воображении украинского премьера. Он считает, что решение конфликта на Донбассе, прежде всего, зависит от Владимира Путина. «Все зависит от российского президента, в первую очередь, и от его окружения, если он пожелает и у него будет достаточная политическая воля остановить эту войну на Украине», — сказал Яценюк. Что тут еще добавить? Фактически украинский премьер сам признался в том, что будет начинать переговоры с заведомо тупиковых позиций. Всем известно, что Путин, как он неоднократно подчеркивал, не считает Россию стороной конфликта, просит не преувеличивать его роль в кризисе, а также влияние российской стороны на ополчение. Об этом Путин последний раз напомнил на встрече G20, сказав, что решение проблемы Донбасса надо искать не в России, а на Украине и среди ее западных партнеров. Он также признал, что у ополчения есть оправдательный мотив защищать свою землю.
Поэтому Яценюк как бы видя, что минские соглашения не работают, что они преднамеренно были сделаны так, что не нашим не вашим, чтобы их трактовали каждый в свою пользу, прокинул идею, что их нужно перечеркнуть и чтобы разрешением конфликта занимались те, кто привык за других решать все. В желании начать с «чистого листа» проявилась его детская хирость: я вот тут предложу, что мне выгодно, а другие не заметят. Такое вообще свойственно непрофессионалам. При своей внешности сумасшедшего профессора, он проявляет довольно известные в психологии симптомы. В этот раз проявился синдром «чистого листа» — порушить все, что было достигнуто на минских переговорах до основания, а затем… Налицо стремление выслужится перед опекунами и перехватить инициативу. И не только у России, но и у Порошенко. Вывести в лидеры переговоров Штаты и ЕС — непосредственных хозяев Яценюка.
После победы на выборах позиции Яценюка на Украине серьезно усилились. Поэтому сейчас он, очевидно, пытается взять на себя часть переговорного процесса по урегулированию ситуации на Донбассе, оставив Порошенко разбираться с конфликтом «в родных палестинах» — с Россией, с Новороссией, — а сам собирается блистать в «международном формате». Сейчас, похоже, между двумя лидерами Украины началось соперничество за то, кто скорее договориться и «разрулит» ситуацию на Донбассе. Причем речь идет именно о «разруливании», то есть каком-то временном решении (а что еще можно ожидать от временщиков), а не о настоящих переговорах с реальным результатом. Ведь этот результат может быть только один: свобода Новороссии, и прочерчивание ее новых границ — а это не устраивает ни Яценюка, ни Порошенко. Для последнего это равносильно политической смерти.
Но вести переговоры (или рассуждать об их новых форматах) надо, тем более, что они принизят значение минских соглашений, которыми и в Москве-то не все довольны. Такие предложения прибавят вес Яценюку на международной арене — вот, мол, революционный министр выступил с мирной инициативой, призванной умиротворить безумного русского медведя. Тут надо понимать, что такая «встреча» на нейтральной территории не несет Москве никаких выгод, одни убытки во всех смыслах.
Впрочем, и министр иностранных дел России Сергей Лавров, и вторничный собеседник Яценюка глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер осадили резвого премьера, сказав, что «минских соглашений достаточно». Однако немец сделал положенный реверанс в сторону Украины, допустив возможность таких переговоров. Москва, думаю, на них никогда не пойдет, потому что минского формата действительно достаточно, кроме того, для России немыслим вариант переговоров с участием ЕС и США, которые никакого права не имеют решать судьбу Украины, которая является частью Русского мира, т.е. зоной геополитических интересов России и ее союзников. Москва вообще щепетильна в таких вопросах. Помнится, даже участие ЕС в минских переговорах Россию не устраивало, поэтому Европа представлена на них под «зонтичным брендом» ОБСЕ.
Тем не менее, если отвлеченно рассуждать о какой-то «более нейтральной» замене минским переговорам, то такой площадкой может быть, например, Ташкент. Узбекистан член СНГ, он равноудален от Москвы и Киева и в географическом и политическом смысле. У России с Каримовым отношения нейтральные, но он не жалует Порошенко — почти идеальный вариант. С другой стороны, имеет ли смысл менять Минск на Ташкент, ведь Лукашенко в конфликте Киева и Москвы тоже старается придерживаться нейтральной позиции. В любом случае одной из двух главных сторон переговоров кроме Украины должны быть власти Новороссии. А Россия и ЕС должны быть лишь наблюдателями и гарантами достигнутых договоренностей. Но и здесь опять же верить Евросоюзу нельзя – они обманули и Россию, и Януковича сразу после «февральского протокола» Евромайданом. Да и невыполнение минских договоренностей и Киев и Брюссель изуверски трактуют в свою пользу. Поэтому переговоры возможны только тогда, когда одна из сторон гражданской войны перейдет в наступление и кто-то из них захватит новые рубежи. Тогда и возникнет предмет переговоров. А предложение России с Украиной уехать на переговоры в Вашингтон, это аналогично тому, как удельные князья ехали для разрешения своих споров к хану в Орду. Но здесь Яценюк, пытаясь задеть Путина, опять сам себя высмеял, насколько предательски угодливым и нелепым было его глупое предложение.
Михаил Сарафанов