Украинский ответ «Армате»
Киевская пропаганда анонсировала новый миф о создании танка, якобы не уступающего российским аналогам.
На днях украинские СМИ заявили о возможности скорейшего и к тому же радикального решения танковой проблемы. Глава компании Defence Express Сергей Згурец рассказал украинским журналистам, что еще до конца этого года на Украине будет поставлен в строй новый танк, да не простой, а такой, который сможет эффективно противостоять новейшим танкам «вероятного противника». Это чудо-оружие, способное «сделать» Т-90 и «Армату», названо «Тирекс» и является результатом глубокой модернизации старого советского Т-64, - основного танка ВСУ. Чудо-танк будет отличать от прототипа необитаемая башня (как у «Арматы»), усиленная защита и новая система управления огнем.
Однако, возможности современного украинского ВПК создать принципиально новый танк, да еще способный тягаться с российскими аналогами, вызывают серьезное сомнение. Особенно если принять во внимание печальную судьбу танка «Оплот». Напомним, что Украина еще в 2009 году заключила с Таиландом контракт на поставку 49 таких машин, ставших результатом глубокой модернизации советского танка Т-80. Несмотря на то, что контракт должен был быть выполнен еще три года назад, на сегодняшний день заказчику передано всего двадцать машин. Помимо этого, речь ни о какой глубокой модернизации не идет – тайцы получают даже не новые машины, а все те же Т-80, после, мягко говоря, капитального ремонта. В реальности украинские танкостроители из нескольких гниющих на «танковом кладбище» останков машин собирают один танк, подбирая наиболее сохранные детали и ремонтируя их.
Стоит ли говорить, что, например, созданный путем такой «глубокой модернизации» гражданский автомобиль ни за что не прошел бы технический осмотр. Но даже в этих условиях украинские оружейники оказываются не в состоянии вовремя собрать такие «конструкторы». В чем дело? Пожалуй, в том, что на протяжении всей независимости руководство Украины только и делало, что продавала военную технику, оставшуюся от СССР. Понятно, что первым делом ушли новые машины, затем требующие минимального ремонта, потом – еще более серьезного.
Примечательно, что сразу же после нападения на Донбасс украинская хунта, руководствуясь принципом «все для фронта», распорядилась заморозить все экспортные поставки, включая и те, что осуществлялись по уже заключенным контрактам.
Однако торговля оружием в реальности не прекращалась. Так, Юлия Тимошенко в конце 2014 года передала СБУ документы, свидетельствующие о том, что в самый разгар летней кампании было продано 35 тысяч автоматов, 10 БТРов, два вертолета и множество другого вооружения. А украинский экс-министр доходов и сборов Александр Клименко прямо указал, что в октябре 2014 года, аккурат после Иловайского котла, Украина продала через офшоры танки и БТР фактурной стоимостью на сумму 213,2 млн гривен.
В результате столь интенсивной торговой деятельности на складах, вернее, на «танковых кладбищах» Украины остался самый настоящий металлолом. Хорошая новость для Киева, что этого металлолома очень много. По подсчетам специалистов, в распоряжении ВПК Украины может быть до 1700 корпусов Т-64 разной степени сохранности. Однако превратить их в «новейшие танки «Тирекс» весьма нелегко.
Начнем с того, что создание танковой необитаемой башни, полностью автоматизированного модуля – дело крайне непростое. А между тем, технологическая деградация украинского ВПК такова, что ему оказалось не по силам даже наладить выпуск двигателей 5ТДФ для Т-64, которые и производились в УССР. Максимум, что можно сделать сегодня – провести капитальный ремонт старых дизелей.
Еще хуже обстоят дела с орудийными стволами, которые Украина так же не в состоянии изготовить. Была попытка делать эразац-стволы из трубопроката, но их ресурс не превышал трех сотен выстрелов, и они представляли большую опасность для самих танкистов, чем для неприятеля. Иными словами, возможность производить необитаемые танковые башни силами украинских танкостроителей выглядит довольно сомнительной.
Можно предположить, что башенные модули Украина закупила бы за рубежом. Но вот беда – единственный в мире танк с необитаемой башней, принятый сегодня на вооружение – это та же «Армата». Все остальные разработки носят экспериментальный характер. То есть о каких либо поставках необитаемых танковых башенных модулей на Украину, даже если бы у нее и было чем их оплатить, говорить не приходится.
Даже гораздо менее амбициозный проект по выпуску танков «Оплот» оказался практически нереализованным. Так что, по всей вероятности, «Тирекс» так и останется еще одной нереализованной украинской мрией о превосходстве над «москалями».
Более реальным вариантом является восстановление «шестьдесят четверок» и некоторая их модернизация путем установки узлов, агрегатов и приборов, получаемых Украиной от американских, немецких, израильских и турецких «друзей». Что, конечно, не превращает их в сверхоружие, но несколько улучшает характеристики и увеличивает возможности. Собственно, это и происходит на Харьковском заводе – единственном, на котором восстанавливают Т-64.
Однако такая «проза» никак не соответствует полету украинского революционного духа, непрерывно требующего перемог и триумфов. Именно поэтому в информационное пространство вбрасываются подобные мечтательные проекты, для реализации которых нет ни сил, ни условий, ни возможностей.
Борис Джерелиевский