В ДНР и ЛНР переносят выборы в угоду «плану Путина»
Заявление о переносе местных выборов на 2016 год распространил сегодня Луганский информационный центр со ссылкой на совместное коммюнике полпредов народных республик в Минской контактной группе Дениса Пушилина и Владислава Дейнего.
Ранее сегодня днем в прессу попало заявление за подписью лидеров ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого о том, что решение о переносе было принято после изучения итогов парижского саммита «нормандской четверки» 2 октября.
Как отмечается в сообщении, в ДНР и ЛНР готовы работать со всеми участниками переговоров в Минске над дальнейшим согласованием проекта особого закона о выборах на территории Донбасса, а в случае намеренного нарушения Киевом комплекса мер народные республики намерены выйти из переговорного процесса.
Отказ Донецка и Луганска от голосования эксперты уже назвали устранением одного из ключевых затруднений для реализации Минских соглашений.
Ранее в конце августа решением властей в Киеве выборы в местные органы власти были назначены на 25 октября этого года. Власти самопровозглашенных республик на Юго-Востоке Украины данное решение украинских бойкотировали, заявив об отсутствии согласования с ними названной даты в качестве дня выборов. Альтернативное голосование на региональных выборах в ДНР наметили на 18 октября, а в ЛНР – на 1 ноября 2015 года.
В понедельник 5 октября глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что сигналы о переносе выборов в республиках от российской стороны уже идут, а утром 6 октября соответствующую договоренность об отмене выборов в Новороссии анонсировал президент Украины Петр Порошенко.
***
Принимая во внимание, что пятничная встреча «нормандской четверки» в Париже прошла в обстановке относительного компромисса, решение о сдвиге даты голосования в ДНР и ЛНР оказалось вынужденным и вполне закономерным. Напомним, что 2 октября все участники парижского саммита согласились с необходимостью проведения выборов на неконтролируемых Киевом территориях по украинским законам. Тем самым, Москва обязалась содействовать миру на Донбассе и убедить руководителей народных республик действовать в рамках тяжелого мирного процесса, не предпринимая несогласованных шагов.
Подписываясь под подобным продолжением реализации Минска-2, Кремль де-факто выбил почву из-под ног европейских партнеров, уже привыкших увязывать обвинения Москвы в поддержке «сепаратистов» с продолжением своей политики санкций. Теперь формальный повод для подозрений России в саботаже мирного урегулирования на Донбассе исчез. Однако стоит усомниться в том, что теперь ЕС санкции в отношении России отменит, хотя желающих это сделать там возросло. Неурегулированным остается вопрос международно-правового признания статуса Крыма. Так что у европейских русофобов остается формальная причина ратовать за сохранение санкций.
Но Кремль вынужден был пойти на компромисс, чтобы показать еще раз европейским коллегам готовность возобновить добрые партнёрские отношения. Ко всему прочему, для Путина сейчас актуальнее ближневосточный аспект внешней политики, в связи с чем ему крайне необходима поддержка лидеров Германии и Франции по российской антитеррористической операции в Сирии. Меркель уже косвенно в своих комментариях продемонстрировала такую поддержку. И ее следует закрепить. Поэтому шероховатости по минским соглашениям нужно стереть, а по Донбассу временно уступить (всегда в случае грубых нарушений со стороны властей Украины можно ситуацию вернуть на исходные позиции).
***
Одновременно нельзя забывать, что плохо контролируемая политическая ситуация на Украине в настоящее время является существенным управленческим минусом для Петра Порошенко, который вынужден маневрировать между интересами европейского дуэта в «нормандской четверке» и представителями «партии войны» в самом Киеве, давно грозящими главе государства переворотом за «соглашательство» по Донбассу. В условиях заинтересованности Европы и особенно США в долгосрочной стабилизации на Украине Россия должна воспользоваться сложившимся моментом и решить одновременно две внешнеполитические задачи на постсоветском пространстве. Во-первых, обеспечить состояние «замороженного конфликта» на Юго-Востоке Украины, сохранив статус-кво (автономное существование буфера в виде народных республик Новороссии между Москвой и Киевом плюс показательное содействие прекращению войны в рамках Минска-2). Во-вторых, заложить политическую бомбу замедленного действия под киевскую власть, показав, в первую очередь, Вашингтону бесперспективность поддержки Петра Порошенко, когда даже контролировать принятие поправок по децентрализации в Верховной Раде должны помощник госсекретаря США Виктория Нуланд и американский посол Джеффри Пайетт, а не избранный глава государства. Очевидно, что определенные решения по переформатированию власти в Киеве будут приняты Вашингтоном уже в будущем году. Изменения будут зависеть от продвижения сторон в реализации мирных соглашений и степени лояльности противников президента в Верховной Раде, чье неадекватное поведение способно спровоцировать досрочное голосование по избранию нового состава украинского парламента.
Процесс политической неуправляемости на Украине набирает оборот, и США с этим тяжело справится. Региональные выборы в стране носят непредсказуемый характер и могут обернуться большими потерями для правящего режима.
Так что перенос выборов не является тем принципиальным моментом, раде которого нужно упираться, жертвуя другими важными геополитическими позициями России.
Редакция «Колокола России»