Ждет ли Белорусскую православную церковь украинский сценарий?
«Дело Грозова», бывшего руководителя издательства Белорусского экзархата Русской православной церкви, закончилось очень жёстким приговором – семь лет в колонии строгого режима плюс конфискация имущества. Приговор огласили 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Событие получило широкое освещение в белорусских СМИ, но это почти не проливает свет на то, что произошло. А произошло следующее.
Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, получивший назначение в 1989 году, в конце 2013 года в 75-летнем возрасте ушёл на покой. Существовали (и существуют) силы, которые планировали поставить на его место епископа из местных, заражённого идеями автокефалии. Однако эти планы разрушил Московский патриарх – предстоятелем Белорусской православной церкви был назначен митрополит Павел, постоянный член Священного синода Русской православной церкви, до этого возглавлявший Рязанскую митрополию РПЦ.
В этом назначении и кроется суть «дела Грозова» – как та самая сказочная игла в яйце, которое – в утке, а она – в зайце, а заяц – в сундуке, а тот – меж ветвей высокого дуба. А дуб, как мы помним, Кощей «как свой глаз бережёт». Так и в этой запутанной истории: про дуб и сундук на нём всем известно, а вот яйцо с иглой ни официальная, ни «свободная» пресса увидеть не захотели. Достаточно, что суд признал Владимира Всеволодовича Грозова мошенником.
А самое главное – заступничество митрополита Павла не возымело никакого действия. Хотя по ходу судебного процесса владыка трижды (!) просил прощения у бывшего директора издательства Белорусского экзархата «от себя лично и Церкви за все причинённые им тяготы и лишения», заявляя, что Владимира Грозова оклеветали, и ходатайствовал о снятии с него обвинений и об освобождении в зале суда.
Митрополит Павел – вот мишень тех, чьи задумки перечеркнул в 2013 году патриарх Кирилл. Не случайно после оглашения приговора Грозову оппозиционные белорусские СМИ с плохо скрытым удовлетворением разбирали детали выступления Патриаршего экзарха на процессе в качестве свидетеля и подчёркивали, что к свидетельствам митрополита Павла суд не прислушался. За приговором Грозову и демонстративным отказом суда принять во внимание свидетельство и просьбу митрополита Минского и Заславского – оскорбление Церкви. Грозов – лишь фигура в большой игре. Конечно, не пешка, но и не ферзь.
С 1990-х годов Запад внедряет в общественное сознание в постсоветских странах идею: каноническая территория Русской православной церкви должна быть разделена в соответствии с границами новых независимых государств. На Украине, кажется, это удаётся: в 1992 году раскольник Денисенко организовал «Киевский патриархат», а после февральского (2014) государственного переворота, когда бразды правления Украиной забрали США, обществу был навязан вопрос об «украинской автокефалии». В дело впрягли Константинопольский патриархат, а президент Украины сделал создание ЕППУЦ («единой церкви») своим предвыборным лозунгом. В начале сентября в Киев прибыли «вестники томоса» – «экзархи» Константинополя; один из них уже заявил, что «путь к автокефалии необратим», поскольку украинцы «имеют каноническое право на свою поместную церковь, которая свободно владеет своим родным языком».
В поддержку автокефалии на Украине выступил и Государственный департамент США (?!), назвав Константинопольского патриарха Варфоломея «голосом религиозной толерантности и межконфессионального диалога». А митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий занесён на сайт «Миротворец» и записан как «агент влияния Русской православной церкви в Украине». Занесены в разряд «врагов» и другие иерархи – «противники создания независимой поместной церкви в Украине». Впереди – захват храмов национал-радикалами и насилие в отношении УПЦ (МП). Публикация личных данных иерархов УПЦ на «Миротворце» – это лицензия на преследование Церкви и репрессии вплоть до физической расправы. Украину ждут углубление церковного раскола, издевательства над священниками и прихожанами, отказавшимися предать Церковь и переметнуться в религиозно-политическую секту ЕППУЦ.
Нетрудно понять: Беларусь станет следующей. «Дело Грозова», которое в первом приближении выглядит плодом труда клеветников, – это выпад против митрополита Минского и Заславского Павла и Русской церкви в его лице.
Реакция Священного синода Русской православной церкви на вторжение Экуменического патриархата на Украину показала, что создать «Белорусский патриархат» было бы гораздо труднее, чем получить в лице Патриаршего экзарха, назначенного Москвой, местного сторонника автокефалии.
Что мы видим на Украине? Филарет-Денисенко – скорее тормоз «украинской автокефалии», чем мотор. Анафема удерживает священников УПЦ, тайно поддерживающих автокефалию, от предательства Церкви. «Под Филарета» они идти не хотят, снять с него анафему по церковным канонам может только РПЦ. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) – тоже неканоническая структура, признанная лишь своей белорусской сестрицей БАПЦ. Но если деятельность УАПЦ после бегства в 1930-х годах в США и Канаду снова развернулась на Украине в 1986-м, то у БАПЦ судьба сложилась иначе: на территории Беларуси этой организации нет. И у сторонников автокефалии одна надежда – заменить митрополита Павла на то лицо, которое в будущем поведёт Белорусскую православную церковь по «украинскому пути».
Кампания против назначения митрополита Павла Патриаршим экзархом всея Беларуси началась ещё в 2013 году. Белорусские националисты, продвигая лозунг «церковь в границах государства», обрушились на митрополита с обвинениями в отсутствии гражданства и незнании языка. «Дело Грозова» – подарок для тех, кто ждёт скорого удаления Павла из Беларуси. Речь митрополита на суде пресса разобрала буквально на цитаты. «Я переехал в Беларусь в первых числах января 2014 года. До этого я был всего два раза в Беларуси – в 1980-е и в 2013-м. Конечно, для меня здесь все было новым. Я должен был входить в курс дел», – цитирует владыку «Наша Ніва», зачем-то выделяя эти слова жирным шрифтом в статье под заголовком «Как митрополита Павла допрашивали в суде». Читая, не поймёшь: владыка – свидетель или преступник? «Ты ошибся – а человек в тюрьме», – так назвала свою публикацию «Хартыя-97», рассказывающая о выступлении митрополита в суде. «Свободные СМИ», прежде всего, свободны от правды: в заголовок этого издания вынесены слова владыки Павла о следователе, который признался ему в своей ошибке по «делу Грозова». Только кто это поймёт? И разве всё это – не преддверие к тому, что происходит в церковной жизни у украинских соседей?
В 2017 году Патриарший экзарх Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел назвал идею автокефалии «дьявольским искушением»: «Вот посмотрите, как здорово, чтобы у нас была церковь национальная, чтобы она была вот своя, самостоятельная, – повторил владыка аргументы автокефалистов. – Где ни служил, все были едины, никто никогда не разделял друг друга на какие-то языки, на национальности, мы все братья и сестры во Христе. А сегодня вот под таким благовидным предлогом – свобода, независимость – пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет». В этих словах – «вина» митрополита. Он – препятствие для адептов раскола православия в Беларуси.
Владыка Павел, проникающий в планы разделения Церкви, – главное препятствие для реализации проекта белорусской автокефалии, а потому и главная мишень. «Дело Грозова» – лишь этап большой игры против РПЦ в Беларуси.
Анна Цуканова