Майские указы Путина как приговор правительству Медведева
Отчет правительства о выполнении поручений президента России не соответствует действительности.
На минувшей неделе одной из самых обсуждаемых тем была реализация майских указов Владимира Путина (218 поручений, подписанных президентом России 7 мая 2012 года, в день инаугурации – прим. авт.). По общему благожелательному тону совещания Путина с ответственными лицами из кабмина, а также по позитивным правительственным отчетам можно сделать вывод, что с исполнением майских указов у нас полный порядок. Но эксперты Общероссийского народного фронта, главой которого, к слову, является сам президент, приводят иные факты. Комментарии россиян из разных регионов дополняют эту весьма противоречивую картину. «Колокол России» сделал попытку разобраться в реальном положении вещей и определить ответственных за происходящее.
Беспроигрышный президентский проект
Майские указы укладываются в 11 программных документов Путина, подтверждающих серьезность его намерений изменить жизнь в стране к лучшему. По степени проработанности и широте охвата разных сфер жизнедеятельности государства они практически не вызывают нареканий. Надо думать, что указы писались профессионалами из команды президента. Это ключ к решению самых болезненных и злободневных проблем России, касающихся экономики, социальной политики, образования и науки, здравоохранения, оборонки, национальной политики, ЖКХ, демографии.
По большому счету, правительству и Госдуме достаточно было сделать эти положения основной повесткой – и не надо от них никаких мудреных законопроектов, инновационных реформ и прочей самодеятельности, которая по традиции выходит народу боком. Лишь бы они не вредили выполнению директив, за которые национальному лидеру предстоит держать ответ непосредственно перед своими избирателями. Не случайно ведь подавляющее большинство требуемых количественных показателей, согласно документам, должно быть достигнуто к 2018 году – аккурат к завершению текущего президентского срока.
И вот четыре года спустя правительство Дмитрия Медведева порадовало президента и нас с вами очередным оглушительным успехом – по словам министров, ныне выполнено около 70% от общего числа поручений и 88% от числа поручений, который должны быть реализованы к настоящему времени. На основании собственных красивых графиков и циферок к 30 апрелю 2016 года наши труженики-чиновники сняли с контроля 154 майских поручения из 218-ти.
В ответ на это президент справедливо заметил, что «некоторые его поручения и указы выполняются исключительно формально», а позитивные оценки работе чиновников можно будет давать только тогда, когда люди по всей территории России почувствуют, что качество жизни реально улучшилось. Если кто-то ожидал от Путина резкой критики своих министров или требований «воротать взад» какие-то псевдовыполненные указы, этого не случилось. Теперь интересно, каким образом президент будет прислушиваться к народному контролю, когда вердикт чиновников однозначен – к 70% поручений они больше никогда не вернутся. Единственной эффективной обратной связью тут видятся доклады и форумы специалистов ОНФ, о позиции которого мы поговорим чуть позже.
Проблемы возникли не вдруг
А пока несколько слов о том, какие рифы поджидали майские указы с самого момента их появления – это очень важно для полного понимания ситуации. Осенью 2012 года правительство Медведева представило проект бюджета на следующую трехлетку, который не позволял в полной мере выполнить поручения Путина. Тогда президент отреагировал достаточно жестко – большинство шишек досталось экс-главе Минрегиона Олегу Говоруну, в октябре того же года он был отправлен в отставку.
В 2013 году глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что выполнить поручения президента совершенно нереально, так как для этого требуется рост ВВП более 5% в год. Здесь уже критики в адрес правительства от первого лица было значительно меньше, зато получили по полной и даже потеряли должности ряд губернаторов.
В апреле 2014 года инициативная группа депутатов Госдумы приурочила к плановому отчету премьер-министра свою законодательную инициативу, предлагающую установить уголовную ответственность чиновников за неисполнение указов и распоряжений президента. Парламентарии мотивировали это тем, что исполняемость правительством поручений Путина застыла на отметке 15%, а по майским указам она тогда (внимание!) и вовсе была на нуле. Авторы предлагали установить за бездействие и саботаж ответственных лиц штраф от 2 до 3 млн. рублей с невозможностью в течение срока до трех лет работать на госслужбе. Показательно, что данный законопроект регулярно отвергается по формальным юридическим причинам уже в первом чтении – последний раз это произошло в январе 2016 г.
Помимо попустительства министров, безусловно, сказалось на торможении майских указов и падение цен на нефть. Напомним, что создавались они, когда баррель стоил 110$, и мало кто мог предсказать критическое падение котировок в самое ближайшее время. Наша офшорно-сырьевая модель экономики, привязанная к доллару и зарубежным кредиторам, ожидаемо получила серьезную пробоину в период украино-российского конфликта и санкций Запада, ну а далее либеральная команда Центробанка продолжила планомерно топить корабль по имени Россия.
Как следствие, в конце 2014 г. Счетная палата в своем докладе отмечала: регионы с каждым годом получают все меньше средств из федерального центра на выполнение майских указов. И главы регионов в последнюю очередь виноваты в том, что объем недофинансирования из Москвы в 2014 году вырос вдвое по сравнению с предыдущим годом. Ряд финансовых экспертов тогда указывали на накопление регионами долгов по выполнению социальных обязательств в сумме порядка 2 трлн. рублей. Понятно, что майские указы еще больше усугубили их положение и вынудили выкручиваться ради хорошей статистики – далеко не всегда красивыми и законными методами.
Ожидание и реальность
Каково истинное положение дел с майскими указами можно понять благодаря усилиям центра ОНФ «Народная экспертиза». На прошлой неделе в нем представили интерактивную карту исполнения поручений Путина по регионам и стране в целом, составленную по итогам опросов более 16 тыс. экспертов. Изучив ее, оптимизма у вас вряд ли прибавится.
«Мы подтвердили целесообразность снятия с контроля только по 24 поручениям (вместо 154 у правительства! – прим. авт.), то есть на сегодня выполнено около 15% майских указов. Остальные поручения в той или иной степени не выполнены», – пояснил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
Примечательно, что даже по наиболее успешным направлениям, где граждане отметили позитивные перемены, работа не доведена до конца. Так, в актив чиновников можно занести предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме одного окна, повышение доступности дошкольного образования, также есть прогресс в расселении граждан из ветхого и аварийного жилья.
Например, по словам Александра Бречалова, практически все регионы отчитались о стопроцентном выполнении поручения по доступности дошкольного образования, но почти везде существует проблема переполненности групп. Вот одна из типичных историй, приведенных на сайте «Народной экспертизы»:
«Жительница г. Пермь смогла получить место в детском саду только после обращения в суд, так как мест в детских садах на самом деле не хватает. Суд обязал органы местного самоуправления предоставить место, но на этом трудности для мамы не закончились. Устроив ребенка в детский сад выяснилось, что ее ребенок – 38-ой в группе, что на детей не хватает шкафчиков, кроватей, посадочных мест для приема пищи и занятий. В связи с этим ее ребенок не будет обеспечен ни собственным спальным местом, ни местом за обеденным столом. Более того, площадь игровой комнаты группы, в которую определили ребенка, составляла только 44,2 кв. м, что согласно законодательству позволяет разместить в группе только 22 ребенка. То есть норматив превышен почти в 2 раза».
Та же история и с расселением из аварийного жилья. По итогам 2015 г. по России исполнение годового целевого показателя составило 87%, тем не менее, 12 регионов выполнили план менее чем на 50%. «Бывает такое, что построили, сдали, приняли, но жить там невозможно по разным причинам», – отмечает Александр Бречалов.
Стоит ли снимать с контроля хотя бы эти, самые выполняемые, казалось бы, поручения? Очевидно, наше правительство уже это сделало и накладывать вето на его решение никто не собирается. Если же оценить реализацию других важнейших майских указов, на душе станет совсем тошно. Так, президент требовал увеличить долю инвестиций в ВВП до 25% к 2015 г. и до 27% – к 2018-му. По данным Росстата, этот показатель в прошлом году недотягивал до 21%, причем продолжал снижаться.
Что касается повышения зарплат бюджетникам, на бумаге они, быть может, и росли, но с учетом уровня инфляции покупательская способность граждан откатилась на несколько лет назад, так что вряд ли кто-то заметил это повышение. Кроме того, если в одном месте прибавили, в другом обязательно убрали стимулирующие надбавки, добавили ставку и т.д. Потому реальное материальное положение школьных учителей, преподавателей ВУЗов и врачей в настоящее время значительно ухудшилось.
Оставленные без федеральных денег регионы во имя исполнения майских указов и благостных отчетов были вынуждены пойти на крайние меры – массовые сокращения врачей, педагогов, а также оптимизацию/реорганизацию (читай – закрытие – прим. авт.) социально значимых учреждений.
«Было заявлено о росте заработной платы врачей до 47,9 тыс. руб. в месяц в среднем по стране. Но эта цифра включает все переработки и высокую заработную плату руководителей лечебных учреждений, которая в ряде регионов доходит до 1–1,5 млн руб. в месяц. На деле же, согласно результатам опросов ОНФ, у 70% врачей оплата труда не превышает 20–25 тыс. руб. в месяц», – рассказывает эксперт ОНФ Гузель Улумбекова.
И так – где ни копни, чего уж говорить про мега-проект по созданию в стране 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Начинание, конечно, прекрасное, но оно никак не вяжется с последней «горячей линией» президента с народом, где одной из основных тем стали многомесячные задержки зарплаты на предприятиях.
Мастера отчетности
Но наши чиновники – ребята не промах, по изворотливости и способности создавать видимость грандиозной работы им нет равных. Существует множество способов подогнать показатели под требуемые в майских указах, причем очень похоже, что делается это на федеральном уровне и абсолютно сознательно. Если нужно нарисовать повышение зарплат бюджетников – нет проблем, нарисуем. Для этого в конце 2015 года среднюю зарплату в отдельно взятом российском регионе решили рассчитывать по новой методике:
«Центр сравнил опубликованные 15 апреля 2016 г. данные о средних зарплатах в субъектах, рассчитанные по новой методике, с данными о средних зарплатах в регионах по состоянию на третий квартал 2015 г. (то есть, рассчитанными по старой методике) и выявил, что во всех 85 регионах уровень средней зарплаты, рассчитанный по новой методике ниже, чем рассчитанный по старой. В среднем по России данный показатель снизился на 7%. Таким образом, показатель отношения зарплаты конкретной категории бюджетных работников к средней зарплате в субъекте (а именно на основании данного показателя оценивается степень исполнения указа) окажется завышенным на 7%», – отмечают в «Народной экспертизе».
Есть и иные варианты выслужиться перед главой государства: в Росстате могут внезапно начать по-иному понимать формулировки из майских указов, вроде «высокопроизводительные рабочие места», или составлять огромный перечень ведомств, согласующих итоговые данные. О иных, более жестких подтасовках, при которых страдают бюджетные соцработники и население, уже писалось выше.
Печальные пророчества
По-видимому, исполнители майских указов решили перестраховаться на случай выведения на чистую воду. Иначе как объяснить, что несмотря на радужную статистику от правительства в конце прошлой недели мы услышали несколько откровенно пессимистических заявлений.
«Указы рискуют быть невыполненными по многим показателям. Так, недостижим плановый показатель по производительности труда и отношения объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП. Не удалось достичь целевых показателей по оплате труда. Средняя зарплата воспитателей детских садов должна была в 2015 году составлять 94,4% от средней по региону, средняя зарплата учителей – 100%, а преподавателей среднеспециальных учебных заведений – 85%. Однако эти показатели так и не достигнуты.
То же касается и уровня зарплат медицинского персонала и социальных работников, показателей по снижению смертности, доступности детских садов. Кроме того, усиливается риск недостижения показателя «создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году», – отметила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
«Конечно, к 2018-2020 годам экономика скорее не сможет обеспечить рост реальных заработных плат бюджетников в полтора раза по отношению к 2011 году», – сказал министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
А президент при этом как будто подчеркнуто игнорирует слова своих министров и счетоводов и словно не видит, в каких экономических реалиях мы сейчас находимся, продолжая требовать безусловного исполнения в срок всех своих поручений: «Четыре года назад мы взяли на себя большую ответственность перед гражданами и должны работать без ссылок на сложности и внешние ограничения», – подчеркивает Владимир Путин.
Саботаж или пиар-акция?
Объяснять текущую ситуацию с майскими указами президента можно двояко. Первый вариант – вся эта история с поручениями, охватывающими ключевые, самые проблемные сферы жизнедеятельности России – была просто хорошим пред- и пост-выборным пиар-ходом, отвечать за который вполне мог Владислав Сурков (кстати, до мая 2013 г. он занимал должность зампредседателя правительства и как раз отслеживал работу по майским указам – прим.авт.). Но тогда выходит, что этот пиар-ход ныне принял титанический масштаб: спустя четыре года от него никто не отказывается, тысячи общественников из ОНФ и других организаций призваны следить за его выполнением, президент постоянно собирает совещания, возвращаясь к уровню выполнения его поручений. При всем желании, сложно воспринимать эти страсти по майским указам как срежиссированный спектакль, в котором все или большинство участников – отличные актеры.
Тогда остается второй вариант – президент верил и продолжает верить в реальность исполнения своих поручений, команда наверняка неоднократно убеждала его в этом, вот только исполнители с самого начала решили их саботировать. И здесь мы возвращаемся к ключевому вопросу – к вопросу суверенитета нашей экономики. Уже в год подписания указов у российского бюджета были серьезные проблемы с их исполнением, хотя экономическая ситуация в целом была вполне благоприятной. А далее начался самый откровенный либерально-гайдаровский саботаж со стороны финансового блока правительства и ЦБ и наша экономика начала стагнировать, плавно переходя в рецессию. После событий 2014 года и последующего падения цен на нефть мы окончательно «достигли дна» (с), но ведь всего этого вполне можно было избежать.
У объективных аналитиков не было никаких сомнений еще в 2013 году – коллектив Медведева-Улюкаева-Силуанова-Набиуллиной продолжит вести страну прежним курсом – прямо на рифы. И невыполнение майских указов (а это вскоре станет очевидным всем и каждому) – базиса избирательной кампании победившего президента – исходя из всяческой логики и здравого смысла, должно-таки будет стать приговором для нынешнего правительства. Каким именно и когда? Это решать только самому Владимиру Путину, в конституционных полномочиях которого, напомним, при всей мнимой бесправности все же имеется возможность в любой момент разогнать незадачливый кабмин.
P.S. Но похоже, что президент окончательно определился и решил идти по старому пути в экономике, вытащив из колоды проверенный «гайдаровский козырь» – Алексея Кудрина. Так совпало, что в конце прошлой недели экс-министр финансов, недавно назначенный Путиным председателем Центра стратегических разработок и зампредседателя экономического совета при президенте, озвучил свою концепцию развития экономики, исключающую рублевую эмиссию и валютный контроль. Программа Кудрина предполагает в ближайшие годы рост ВВП на уровне 1%, а инфляцию – на уровне 4%. Пусть читатель сам сделает выводы, какое будущее в таком случае ждет майские указы.
Иван Ваганов