Москва заберет у регионов самостоятельность при катастрофе или войне
Правительство хочет временно лишать регионы части полномочий в целях безопасности государства или чрезвычайных ситуаций.
Министерство юстиции РФ подготовило законопроект, который устанавливает так называемые универсальные основания для изъятия у регионов части полномочий. Документ, который уже поступил в Госдуму, предусматривает, что полномочия могут быть изъяты у отдельных субъектов не только в случае их неисполнения, но и в случаях, если это необходимо в целях безопасности государства, в связи с катастрофой или другой чрезвычайной ситуацией, на срок не более чем два года.
Как следует из законопроекта, он регулирует и менее масштабные события. Например, когда на территории субъекта федеральными органами власти осуществляются аналогичные полномочия и их изъятие у региона позволит сократить расходы бюджетов. И если финансирование переданных полномочий осуществляется через федеральные субвенции, то, в случае изъятия полномочий, регион должен будет вернуть неиспользованный остаток обратно в бюджет.
Как сообщается на сайте Госдумы РФ, закон не окажет влияния на доходы и не потребует осуществления расходов из бюджетов России. Более того, как уточняется в законопроекте, если будет решено изъять полномочия у субъекта, то имущество, необходимое для обеспечения осуществления переданных полномочий, передается безвозмездно в собственность государства.
Скорее всего, большая часть передачи полномочий будет касаться финансовой стороны вопроса, а именно налоговых поступлений и бюджетного распределения, пояснил газете «Колокол России» политолог Вячеслав Смирнов. По его словам, речь не идет о передаче федеральному центру функций силовых структур, потому что они и так сегодня централизованы, при этом Росгвардия забрала себе все что можно, а «полиция не подчиняется априори местным властям».
«Предложение временно передавать часть полномочий федеральному центру может быть связана с желанием упорядочить систему, которая должна стать более централизованной и управляемой, в том числе, и с упорядочиванием финансовой и силовой систем. Есть все основания говорить, что в последнее время ослабла управляемость, и если раньше финансовые рычаги из центра во многом помогали поддерживать ее, то с учетом кризиса местные власти пытаются перехватывать финансовые потоки, что порой идет в ущерб централизации общей структуре. Поэтому в сегодняшних условиях проще некоторые вопросы решать непосредственно через Москву», - пояснил эксперт.
В Кремле отказались комментировать насколько серьезно инициатива правительства может ограничить полномочия регионов. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, вопрос об ограничении полномочий регионов РФ нужно адресовать в правительство.
В реальной ситуации передача части полномочий федеральному центу никак не затронет простых жителей того или иного региона, уверен Вячеслав Смирнов. По его словам, людей мало интересует, кто конкретно не учитывает их интересы, местные или московские чиновники; при этом федеральный центр может ошибаться, а муниципалитеты могут работать на свой интерес.
«В случае принятия закона о временной передаче части полномочий региональными властями федеральному центру, нельзя говорить, что произойдет значительная централизация власти, учитывая масштабы нашей страны. При этом необходимо разделять понятие – декларированная централизация, где все решает Москва, и как на самом деле происходит сегодня на местах. В России существует поместная федерация, а полномочия федерального центра – чисто распределительные. Об усилении централизации речь может идти только в том случае, если губернатор на совещании боится выступить с проблемой без согласования этой темы с Москвой», - отметил собеседник газеты.
В свою очередь, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников уверен, что специальный закон о лишении регионов переданных полномочий не нужен. По его мнению, скорее можно корректировать действующие правила в рамках Конституции. Боле того, отдельный закон не нужен, потому что на случай чрезвычайной ситуации в РФ существует закон о чрезвычайном положении, «там многие вещи уже урегулированы», а значит один закон будет дублировать другой.
Причин, по которым полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, по мнению главы российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Игоря Минтусова, может быть предостаточно, одной из которых может послужить то, что губернатор не справляется с какой-то проблемой. Еще одной из причин, по мнению собеседника газеты «Колокол России», может стать желание федерального бюджета, по разным причинам закрыть какую-то финансовую дыру за счет регионального бюджета.
«В передаче части полномочий для регионов есть как свои плюсы, так и негативные факторы. Если центр забирает у региона какой-то финансовый инструмент, то это отрицательно в итоге может отразиться на какой-то части местной экономики, ведь, как правило, лучше на местах распределять финансовые потоки, чем получать средства из Москвы. При этом если будут забраны некоторые функции, и федеральный центр возьмет на себя финансовое обеспечение их, тогда это будет в некоторых регионах воспринято позитивно. Однако, как правило, регионы крайне болезненно реагируют, когда у них забирают полномочия по распределению бюджета, касающегося своего локального ресурса», - пояснил Игорь Минтусов.
Стоит отметить, что между республикой Татарстан и федеральным центром ранее существовал договор о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстаном. Договор о разграничении полномочий в новой редакции был утвержден в июле 2007 года федеральным законом, который подписал президент России Владимир Путин, и действовал в течение 10 лет. До сих пор Татарстан оставался единственным субъектом РФ, имеющим такой договор с Российской Федерацией. В настоящее время договор не продлен. В Кремле воздерживаются от высказываний относительно возможности перезаключения нового договора.
Ранее газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Администрации президента сообщала, что в Кремле согласны сохранить пост президента Татарстана до того момента, пока республику возглавляет Рустам Минниханов, поскольку «народ республики голосовал на выборах именно за президента».
Анатолий Молчанов