Общественное бесконтролье
На прошлой неделе в окружной администрации города Омска прошел показательный разбор полетов между Обществом защиты прав потребителей им. Каштанова и местной прокуратурой. Копья ломались вокруг прав граждан на общественный контроль и их полномочий в этом вопросе. Хороший повод поразмышлять о том, как на практике работает Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ», и находят ли активные представители российского народа общий язык с чиновниками и бизнесменами, которые так и напрашиваются на проверку.
В конкретной омской истории виновными в итоге были признаны члены Общества защиты прав потребителей – прокуратура подала на них в суд, и в результате обвинительного приговора по административной статье «самоуправство» председателя общества Лариса Моисеева оштрафовали на 50 тысяч рублей. А фабула такова – Моисеева с коллегой давно были крайне недовольны качеством работы закусочной, принадлежащей ИП Абдуалиновой. Но Роспотребнадзор, несмотря на обращения пенсионерок, свою проверку осуществлять не спешил. Тогда дамы решили полностью войти в роль общественных контролеров, даже немного переиграли. Они потребовали у управляющей заведения документы на кассовую машину, договоры с прачечной, медкнижки работников, трудовые договоры с ними, а также сертификаты качества на продукты питания и товар.
Взяв работниц общепита на абордаж, женщины тут же составили акты своей «контрольной инспекции», а затем направили их в тот же Роспотребнадзор, Росздравнадзор и налоговую полицию. Составили они и судебный иск – в надежде пресечь деятельность Абдуалиновой и компенсировать моральный и физический ущерб от некачественной пищи. Но в итоге хозяйка закусочной написала ответное заявление в прокуратуру и праздновала победу – по букве закона защитницы прав потребителей превысили свои полномочия, проведя «под видом общественного контроля полноценное проверочное мероприятие, подменив тем самым ряд контролирующих органов власти и нарушив ряд статей ФЗ «О защите субъектов предпринимательской деятельности».
Этот, казалось бы, справедливый итог региональной разборки оставляет грустный осадок. Кто-то скажет: а в самом деле, что эти дамы разбушевались, наезжают на несчастных предпринимателей?! И так уже более года действует закон «Об основах общественного контроля в РФ», а еще ранее начали активно создаваться федеральные и региональные общественные палаты, общественные советы при всех крупных органах власти. Приняты законы о противодействии коррупции, о раскрытии информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления. Вот она – прозрачность, контролируй – не хочу. Но, увы, в реальности за скобками всех этих ярких вывесок-маркеров гражданского общества по-прежнему царит первозданный хаос.
Автору материала довелось несколько лет заниматься гражданской журналистикой в Сибирском федеральном округе. Тогда все вышеописанные институты уже были созданы, а законопроекты – приняты. Тем не менее, когда я вспоминаю хождения по районным и верховным судам, сотни переписок отдельных активистов и общественных организаций с контролирующими органами, душещипательные истории без вины виноватых граждан, убогие попытки чиновников перейти в контрнаступление на круглых столах и общественных слушаниях, мне приходит в голову единственная мысль, которую сейчас любят повторять православные священники: «Бог создал нас не для этого мира, а потому – справедливости на Земле нет, и искать ее бессмысленно».
Слабое утешение, но с другой стороны – какого еще качества работы ожидать от Общественных палат, костяк которых назначается главами регионов? А интернет-выборы в нашу федеральную Общественную палату в прошлом году, если кто забыл, прошли с чередой громких скандалов, заставивших многих усомниться в непогрешимости системы «электронной демократии».
За пару недель до окончания голосования все кандидаты, близкие партии власти и движению «Наши!», начали загадочным образом набирать по несколько тысяч голосов в день и в итоге финишировали в лидерах. А кандидатов в общественные советы при министерствах отбирает та же самая Общественная палата и работники тех же министерств.
Потому, наверное, там частенько можно встретить их коллег-пенсионеров, решивших на досуге «поконтролировать» молодую поросль.
Отдельная песня в регионах – должности омбудсменов. По идее ими должны становиться авторитетные, «не прогибающиеся под изменчивый мир» личности, яро защищающие права человека, детей, а с некоторых пор еще и предпринимателей и малых коренных народов. Однако в большинстве случаев на этом месте мы увидим родственников тех же персон из правительств и заксобраний, получивших личную обслугу, кабинет и автомобиль, вся деятельность которых сводится к перенаправлению жалоб населения в полицию и прокуратуру. Зачем России нужна очередная дутая прокладка, жирующая за счет налогоплательщиков, понять очень сложно.
Добавим сюда прямо-таки постмодернистскую неоднозначность наших законов, которые можно не только крутить, как хочешь, но в случае крайней необходимости просто закрывать на них глаза. Помимо «субъектов контроля», в тексте ФЗ упоминаются также «организаторы и инициаторы общественного мониторинга». Не нужно быть профессиональным юристом, чтобы заметить явные несостыковки при раскрытии этих формулировок в разных статьях и пунктах документа.
Для сомневающихся – еще один пример: в законе «Об основах общественного контроля в РФ» отдельной статьей №20 прописан ключевой механизм контроля – «общественная проверка». Так вот, инициировать проверку могут исключительно омбудсмены и председатели Общественной палаты, что прямо противоречит ряду пунктов предыдущей статьи – №19.
В конечном счете функции отдельно взятого гражданина либо некоммерческой организации в рамках осуществления общественного контроля ограничиваются схемой: «пришел – увидел нарушения – сообщил в органы власти». Эх, кто бы объяснил сакральный смысл всех этих «гражданских реформ»… Видимо, он заключается исключительно в справедливой необходимости штрафовать на 50 тысяч рублей омских пенсионерок, возомнивших себя «народными контролерами». Кстати, закон не устанавливает штрафы и взыскания в случае негативных результатов мониторинга или отказа проверяемого учитывать общественное мнение.
Есть в истории с общественным контролем и светлые пятна. Одно из них – деятельность Общероссийского народного фронта. Имеются там неравнодушные люди, пусть порой это такие же выходцы из Общественной палаты или «Единой России». Эта организация, подкрепленная влиянием лидера – президента России Владимира Путина, сожгла уже немало нервных клеток любителям роскоши за бюджетные деньги, смогла возбудить прокуратуру и Следственный комитет на реальные действия, приведшие в ряде случаев к посадкам фигурантов. Но эксперты ОНФ работают в основном на общественных и «полубюджетных» началах, и если бы не авторитет, а также моральная и материальная поддержка от первого лица страны, быть им рядовыми бесправными защитниками прав потребителей. Сейчас идут разговоры о преобразовании ОНФ в официальную контролирующую государственно-общественную структуру, подобную советскому Комитету народного контроля. Интересно, каков будет ответный ход любителей красивой жизни.
Определенные надежды я возлагаю и на моих коллег, которые не оставляют тему гражданского контроля – проявляют себя как настоящая четвертая власть, фактически замещая функции прокуроров, следователей и даже судей, выражая свои личные оценочные суждения в тех вопиющих случаях, когда органы власти продолжают хранить молчание. Действовать приходится на свой страх и риск, потому что в том же Федеральном законе «О СМИ», к примеру, никак не прописаны правовые отношения журналистов и частного бизнеса. А интересы бизнесменов при подлинном общественном контроле затрагиваются частенько… Будем надеяться, что и этот пробел в российском законодательстве когда-нибудь исчезнет.
Но самые приятные эмоции я испытываю, когда вспоминаю об общении с отдельными гражданами, уже избавившимися от правового нигилизма. Подавая бесконечные апелляции в суды и закалившись в «кабинетных боях», они стали звездами районного масштаба, получили свою «минуту славы» в региональных СМИ и теперь преобразовывают мир вокруг себя: обучают грамоте соседей, организуются в ТСЖ и ТОСы, обустраивают дороги, детские сады и площадки, заставляя муниципалитеты считаться со своим мнением. Пусть для субъектов во власти, ищущих любую возможность набить свой карман, они всего лишь «городские сумасшедшие» – именно благодаря усилиям снизу от таких людей, а вовсе не после назначения сверху «карманных» общественных советов, Россия рано или поздно придет к реальному общественному контролю.
Иван Ваганов