Офшорная амнистия: всех впускать или никого не выпускать?
Российское правительство смотрит в сторону офшорной амнистии. Как сообщили в четверг «Известия», по этому поводу прошло уже несколько совещаний экономического блока кабмина с привлечением к обсуждению вопроса представителей бизнес-сообщества. Все эти телодвижения правительства осуществляются в рамках объявленного президентом курса на деофшоризацию экономики страны, стремлением удержать капитал в России и вернуть те деньги, которые «убежали». Инициатива правительства появилась спустя неделю, после предложений об удержании капитала в стране, которые озвучил Сергей Глазьев, и может считаться вызовом президентскому советнику. Основная идея Глазьева состоит в том, что принять довольно жесткие меры, цель которых максимально затруднить вывод капитала за рубеж, а не ждать и надеется, что уже утекшие активы олигархов добровольно вернуться в страну. Нет препятствий для ограничений «Никто нам не мешает ввести ограничения на вывоз капитала, если мы увидим утечку капитала в нелегальных формах с уклонением от налогов, или последовать также примеру многих стран, которые ввели налог на вывоз капитала для того, чтобы создать необходимый барьер для перетока капиталов за рубеж, и таким образом обезопасить нашу финансовую систему от валютных спекуляций», — сказал Глазьев на конгрессе «Модернизация промышленности России: приоритеты развития», который состоялся 7 октября в Москве. Позиция же кабинета министров противоположна, если не сказать противопоставлена, глазьевской во всем. Правительство намерено именно ждать, когда деньги олигархов слетаться как мухи на мед в Россию, где собирается создать благоприятные условия для этого. Кабинет министров склоняется к бесплатной амнистии, то есть отказу от первичного налога при возвращении денег в страну. Кроме того, план правительства предусматривает в ряде случаев отказ от уголовного преследования бизнесменов, если возвращаемые деньги были заработаны преступным путем. По некоторым данным, не будут судить даже тех предпринимателей, которые выручили средства в результате коррупционных схем и от продажи наркотиков. Впрочем, неназванный источник «Известий» из Минэкономразвития пояснил, что «проект устанавливает барьер для легализации средств, заработанных откровенно преступным способом». Вот только где проходит водораздел между просто преступлением и «откровенным преступлением», пока не ясно. В целом, меры, которые сейчас обсуждают в Белом доме, по мнению собеседника газеты должны «поспособствовать значительному возвращению капитала в Россию, а юридические и физические лица получат гарантии сохранности и свободного распоряжения своими деньгами». Разумеется, тут же нашелся депутат, который заранее внес в Госдуму проект именно правительственного, бесплатного (и «безответственного» для не совсем чистых на руку бизнесменов), варианта амнистии. Депутатская инициатива «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из офшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья», предусматривает введение на протяжении всего 2015 года особых условий для граждан, которые пожелали вернуть заработанные деньги из офшоров в Россию. Примерно тот же взгляд имеет на офшорную амнистию и Минфин, правда, там уверены, что от небольшого налога за возвращение капитала на родину отказываться не стоит. По мнению специалистов, выступающих за амнистию, сейчас самое время для таких мер. Несмотря на геополитическую размолвку между Россией и Западом, они, тем не менее, единодушны во мнении, что офшоры — зло. Как предполагается, предприниматели захотят вернуть деньги в Россию в том числе потому, что могут подвергнуться преследованиям со стороны зарубежных властей. Впрочем, на новые инициативы правительства есть и иная точка зрения, которую озвучил для «Колокола России» наш осведомленный источник, который выразил сомнение, что готовящиеся меры поощрят бизнесменов вернуть деньги в страну. «Не для того они выводились, чтобы обратно возвращать: они и так хранятся в офшоре без налогов, без уголовного преследования, кроме того, они там будут сохраннее, чем в России. Думаю, не вернуться. Преимущества не очевидны», — прокомментировал наш источник близкий к ЦБ. Возвращать или не пущать? Какая точка зрения победит в этом заочном споре советника президента Глазьева (а значит, условно, Путина), который предлагает не выпускать деньги из страны; или кабмина, на чьей стороне Центробанк и Минфин, которые предлагают ждать у моря погоды — покажет время. Химическая реакция, которая началась между двумя точками зрения еще не закончилась, что влечет за собой странные события. Например, еще 30 сентября прошла информация агентства Bloomberg о том, что Банк России не исключает введение ограничений на движение капиталов в случае взрывного оттока денег из России. Центробанк тут же опроверг эту информацию и даже объявил, что назначит расследование для обнаружения источника этой дезинформации. Даже президенту пришлось гасить последствия этой дезы, он заявил 2 октября, что никаких ограничений не планируется. Но уже 7-го числа звучит предложение советника Путина Глазьева, а на этой неделе становится известен взгляд правительства. Вывод из этого один: вопрос не закрыт, и является предметом борьбы политических и финансовых элит. Журавль против синицы И тут возникает вопрос: а могут ли эти меры — глазьевские и правительственные — работать вместе? До какой степени они друг другу противоречат? Сработает ли схема «всех впускать, никого не выпускать», которая может отпугнуть и добросовестных предпринимателей, держащих деньги в офшорах, перспективой увязнуть в нестабильной российской экономике. Или это взаимоисключающие вещи — работать может либо то, либо другое? Если допустить, что они противоречат друг другу, то возникает вопрос, какой из них выбрать? С одной стороны, правительство и Дума, не раз предлагали проекты офшорной амнистии, ни один из которых не заработал. И это неудивительно, если учесть, что эти ведомства часто занимаются, мягко говоря, странными законодательными инициативам. Недавно, например, через первое чтение Госдумы прошел так называемый «закон о компенсациях за санкции», воспринятый прессой и общественностью как способ защиты иностранной собственности и активов олигархов, в случае, если по каким-то причинам они будут отняты по решению иностранных судов. Пока прецедентов не было, но наше правительство, видимо решило перестраховаться — трогательная забота о десятке-другом граждан, которые потенциально могут быть обижены иностранными судами. С другой стороны — Сергей Глазьев, особа приближенная к президенту, много лет не дающий остыть проблеме утечки капитала из России. По его словам из страны ежегодно уходит 100 млрд долларов. Для преодоления этой проблемы, Глазьев предлагает «введение ограничений на валютную позицию коммерческих банков, прекращение сомнительных банковских операций, используемых для вывоза капитала без уплаты налогов, а также упомянутое выше введение налога на вывоз капитала». У Глазьева, судя по всему, давно готов целый план. Однако ЦБ РФ, давним оппонентом которого, кстати, является Сергей Глазьев, пока исключил введение таких мер. Что же остается в «сухом остатке»? Есть предложение правительства, которое может быть сработает, может быть вернет часть капиталов уже убежавших из России. А может быть не сработает, как не сработали многие инициативы кабмина по спасению российской экономики. На другой чаше весов предложения Сергея Глазьева — фигуры неоднозначно воспринимаемой в экономических кругах. Тем не менее, эта фигура предлагает сохранить то, что еще осталось в России, а не надеяться на то, что бизнесмены добровольно приведут в Россию, только создай им хорошие условия. На фоне этого «нелиберальная» позиция Сергея Глазьева, которая выражается русской поговоркой «лучше синица в руке, чем журавль в небе» выглядит предпочтительнее. «Колокол России» следит за развитием ситуации.
Михаил Николаев