Перемирие с отточием
Часть I Зыбкое затишье в гражданской войне на Украине лишь условно можно назвать перемирием. Договоренности о прекращении огня, как и ожидалось, не соблюдаются обеими сторонами. Особенно усердствуют вооруженные силы Украины (ВСУ). И днем и ночью продолжаются обстрелы городов, попытки прорыва из окружения. При этом армия Новороссии за сутки сумела освободить 14 населенных пунктов и сужает кольцо вокруг Мариуполя. Но и ВСУ не сидит сложа руки. Некоторые поселки, как например Новоайдар и Северодонецк они оставили сами, но эти населенные пункты находятся в их тылу на севере от Луганска, при этом стягивают войска на юг к Счастью, куда вклинились силы ополчения и где может произойти локальное, но важное для обороны Луганска сражение. В результате затишье дало возможность украинской армии перегруппировываться и подтягивать войска к своим опорным пунктам - помимо Счастья, к Дебальцево (еще один стратегически важный укрепрайон ВСУ) и др. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сообщил, что к Мариуполю подведены дополнительные войска и что город просто так не сдадут. Это наглядно говорит о том, что украинские власти и не подчиняющиеся им воинские образования перемирия не хотят и копят силы, чтобы контратаковать. Все случится, по моим прогнозам, за одну-две недели до дня голосования в Верховную Раду, то есть в начале октября. Если нагнетание обстановки на фронтах не приведет к раннему срыву договоренностей. Разведка ополченцев докладывает, что каратели, предположительно, из состава батальон «Айдар» готовят провокацию - обстрел артиллерией своего же подразделения, чтобы обвинить в этом повстанцев. Это может стать предлогом для атаки на том направлении, где украинская армия соберет больше всего сил. Также один из лидеров ДНР Денис Пушилин предупреждает, что «если перемирие не будет соблюдаться, мы продолжим наступление». В результате от перемирия проигрывает Новороссия. Сорвано наступление ее армии, она резко остановилась на полном ходу и теперь будет готовиться к обороне. Сами не признанные республики, с гуманитарной точки зрения, следует признать, получили некоторую передышку, чтобы заняться ликвидацией разрухи и подготовкой к зиме. Впрочем, это могло бы произойти и в случае успешного наступления, когда ополченцы оттеснили бы врага за пределы досягаемости их ракет республиканских центров. В патриотических СМИ и блогосфере много обсуждают, зачем Кремль повелся на перемирие и принудил к этому ДНР и ЛНР. Во-первых, очевидно, что это на руку украинским властям. Во-вторых, доверять им нельзя - они неоднократно нарушали договоренности и, несомненно, и дальше будут их нарушать. Президент Украины и его правительство недоговороспособны, а сам Петр Порошенко не может быть рукопожатым. Тем более с ним не о чем разговаривать, так как он выполняет волю своих американских хозяев. Впрочем, противная сторона в том же обвиняет и власти непризнанных республик - с ними не о чем договариваться, потому что ими управляет Владимир Путин. Такая вот полемика. *** Так кому же выгоден договор о прекращении огня? Российский президент, предлагая план по урегулированию конфликта, не так наивен, чтобы запросто все вернуть назад и сдать Новороссию хунте. В соглашении о перемирии заложены русские хитрости, которые сразу не видны. Главная проблема реализации договоренностей - запутанность и нечеткость многих формулировок, которые позволяют каждой из сторон их трактовать в свою пользу. Прежде всего, в протоколе фигурирует неконкретизированное размытое понятие «особый статус» ДНР и ЛНР. Украинские власти это понимают, как временный статус сепаратистского образования, который после внутренних выборов должен прекратиться, непризнанные республики самораспуститься и вернуться в состав Украины как области с большими полномочиями в самоуправлении. Но что это за полномочия опять же не проговаривается. Власти же ДНР и ЛНР «особый статус» трактуют иначе. Вот как объясняет его глава Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий: «Закон об особом статусе не означает отказа от независимости ЛНР и ДНР… Народ сам решит, кто должен управлять Донецкой и Луганской землей. Решит независимо от военного и информационного давления Киева. Мы будем внимательно изучать и этот закон - об особом статусе наших территорий. Этот закон должен не только дать свободу народному самоуправлению, но и закрепить право жителей наших республик самостоятельно формировать народные отряды вооруженных граждан для охраны общественного порядка. Этот закон должен предусмотреть возможность строить отношения с Украиной на договорных началах. В нем должны быть зафиксированы статус русского языка и обязательства Украины не препятствовать свободным экономическим связям наших республик с Россией». Вторит ему и представитель другой непризнанной республики - вице-премьер ДНР Андрей Пургин. «Каждая сторона может трактовать понятие общего статуса по-своему. Мы под этим понимаем сохранение независимости с общим культурным, экономическим пространством с Украиной, - пояснил Пургин. - В протоколе нет формулировки, которая гласила бы необходимость возвращения в состав Украины. К тому же вопрос статуса отдельно на переговорах практически не обсуждался». В этом-то и хитрость: сепаратисты соглашаются на «особый статус», на выборы на своей территории, но при этом сразу обозначают, что останутся независимыми от Украины, взаимодействуя с нею некими договорными «культурно-торговыми» отношениями. По сути эти две республики получают тот же статус, что и Приднестровье. Эта республика, формально входящая в состав Молдавии, фактически от нее не зависит. Только вот ДНР и ЛНР это не совсем то же, что Приднестровская республика. Они вооружением и экономикой значительно мощнее, к тому же имеют протяженную границу с Россией для различных коммуникаций. Но оставаясь формально частью Украины ДНР и ЛНР получают стратегически важные политические, а дальнейшем при необходимости и военные преимущества. Во-первых, проведенные там местные выборы легитимизируют власти этих республик. Их уже украинским властям и Западу нельзя будет назвать террористами, а их силы незаконными формированиями. «Особый статус» позволит территории юго-востока принять участие в выборах Верховной Рады. Это значит, что республики могут ввести в украинский парламент своих депутатов. А исходя из того, что на этой территории проживает около 15% избирателей Украины и участие в выборах можно организовать максимальным для того, чтобы прошло в Раду больше депутатов, представительство в ней Новороссии с учетом других независимых от властей депутатов восточных и южных областей может быть весомым. Это создание неофициальной фракции Новороссии в парламенте, это политическая площадка для убеждения и агитации, это возможность так или иначе выступать в украинских СМИ. По меньшей мере, этих депутатов услышат жители областей исторической Новороссии. Вкупе с хорошо поставленной политтехнологической работой все это позволит начать внутреннее разрушение правящего режима из Киева. Экономический кризис, холод в домах, безработица - все это играет в пользу Новороссии. Потому что там, думается, не будет особых проблем с газоснабжением. А быстрая нормализация социальной обстановки, гуманитарная и тайная финансовая помощь России покажут жителям остальной Украины, что жизнь в хотя и разрушенном регионе лучше, чем у них. Это подготовит почву для дальнейшего освободительного движения, которое может приобрести как мирный характер, так и военизированный, если в восточных и южных областях начнутся митинги и демонстрации переходящие в восстания и партизанщину. *** Это, конечно, в теории. Украинский режим должен понимать опасность проведения в ДНР и ЛНР неподконтрольных им выборов, а контроля за ними местные власти не позволят, хотя пустят сколь угодно наблюдателей - им нечего опасаться итогов голосования при тотальной поддержке населения. Значит, Киев не признает выборы всех уровней на этой территории и никаких депутатов Новороссии в Раду не пустит. Что опять же выведет ситуацию на круги своя - к боевым действиям. Русскую хитрость в соглашении о перемирии раскусила искушенная в политических интригах Юля Тимошенко. «Я хочу сказать, что эти подписанные протоколы являются крайне опасными для целостности территории Украины и для нашего суверенитета, - заявила она. - Я считаю, что эти протоколы являются угрожающими для Украины, потому что в этих протоколах признаны неизвестные формирования ЛНР и ДНР как официальная сторона, которая их подписала. Все сегодня в нашей стране хотят убедиться, что за этим протоколом не стоит превращение части Украины в Приднестровье, что за этими протоколами не стоит сдача территории Донбасса». Женщина с косой также считает, что подписанный протокол - это факт признания Киевом гражданской войны. Но и не внедрившись в парламент, новоросские республики осложнят путь Украины к европеизации и атлантизму. Оставаясь в составе Украины, ДНР и ЛНР сдержат принятие решений о вхождении этой страны в ЕС и НАТО. Потому «особый статус» не нужен, прежде всего, самому Порощенко и его американским кураторам. Но нужен России. Она могла бы ограничиться вычленением из Украины двух крупных областей. И потом начать долгую борьбу за другие территории исторической Новороссии. И со временем США могут даже предложить тайный сепаратный договор по разделу Украины. Эти планы у атлантистов сформировались много лет назад. У них не получилось забрать Незалежную всю сразу, потому они могут с Россией поделиться. Но этот значит, что центральную и западную Украину мы окончательно потеряем. Российской державе не нужна частичка Украины. Она готова немного потерпеть и подождать, даже, казалось бы, пойдя на уступки, с тем, чтобы со временем вернуть ее полностью. Но, возможно, без западных областей, которые, по большому счету, ей будут только обузой как территории сепаратизма.