Архив материалов
Дух истории
05.12.2017 09:00

Как в Башкирии делают героев из нацистов-предателей

С завидной регулярностью возмущают нашу общественность названия улиц в честь нацистских военных преступников на Украине, в Прибалтике, в Европе, в постсоветском Ближнем Зарубежье. А между тем в центре России процветает, по сути, культ нацистского пособника Ахмета-Заки Валиди Тограна. Его имя носят в Башкортостане национальная библиотека, школа в г. Ишембай. А в 2008 году в Уфе его имя дали улице… Фрунзе. Перед нами очередной пример того, как «некоторые элиты национальных республик» под видом «возрождения национальной культуры» ведут беззастенчивую пропаганду нацистской идеологии.

Сторонник Османской империи, противник женского образования

Ахмет-Заки Валиди Тогран – сегодня превозносимый в Башкортостане как  «создатель Башкирской автономии» был выходцем из семьи зажиточного духовенства. Причём предки его относили себя к тептярям (этно-социальной группы, этническая принадлежность которой до конца не установлена, – прим. авт.). А вот сам Ахмет-Заки Валиди, в угоду политической деятельности, «переписал» себя и своих предков в башкиры.  Но об этом – немного позднее.

По настоянию родителей будущий политический деятель получил исключительно религиозное образование, обучаясь сначала в медресе деревни Утяково (которым руководил его дядя), а затем – медресе Марджани и Касимия в Казани. Уже тогда проявились его… своеобразные взгляды. Когда в 1908 году он  Ахмет-Заки начал работать над исторической работой посвящённой истории народов Поволжья и их жизни в государствах Чингизидов, он назвал свою работу «История тюрков». (Салихов А. Г. Научная деятельность А. Валидова в России. – Уфа: Гилем, 2001, С.68-69). На попытки  даже такого авторитета, как Галимжан Ибрагимов, убедить Валиди в том, что в название работы следует включить указание татарского народа, об истории которого, собственно, и повествует большая часть работы, Валиди ответил категорическим отказом. Уже тогда он принял идею пантюркизма – подчинения всех тюркских народов вокруг Османской империи и включение их (с территорией проживания) в её состав.

Взгляды Ахмета-Заки Валиди были далеки от каких-либо идей «свободы, равенства, братства». Так в 1913 году он выступает в печати против организации в Казани женской гимназии. (Салихов А. Г. Научная и общественно-политическая деятельность А. Валидова в 1908-1920 гг.: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02. – Уфа, 2003, С.137).

Башкирский «патриотизм» проявился у Ахмета-Заки Валиди лишь в 1917 году, когда он принял участие в выборах во Временное центральное бюро российских мусульман и в депутаты Учредительного собрания. Тептяри не представляли собой какой-либо политической силы. Вот татары и башкиры – да. Но с татарской интеллигенцией у Ахмета-Заки Валиди «горшки побиты» были со времён его «Истории тюрков»… Так теперь Валиди и стал башкиром. И членом Временного центрального бюро российских мусульман.

Здесь нужно остановиться подробнее. «Временное центральное бюро российских мусульман» (ВЦБРМ) - организация очень интересная. Кроме пантюркиста Валиди туда входили следующие персонажи:

         · Ильяс Алкин, призывавший в ноябре 1918 года к отделению Поволжья от России;
         ·  Муса Биги – член азербайджанской мусавитской организации, промышляющей терроризмом и шпионажем в пользу Османской империи, а ещё позже и – гитлеровской Германии);
         ·  Садри Максуди – до 1917 года русский патриот из партии кадетов , с 1917 года «переобувшийся в полёте» – идеолог отделения от России штата «Идель-Урал», сбежавший впоследствии в Турцию (через Францию) и «подставивший» своих единомышленников.

Словом, даже учитывая наличие в составе ВЦБРМ таких деятелей, как меньшевик Ахмед-бек Темирбулатович Цаликов и Шакир Мухамедьяров, становится понятно, что Бюро стояло на откровенно сепаратистских позициях, причём большинство его членов беззастенчиво смотрели в сторону Турции. Но вернёмся непосредственно к Валиди.

Как «цветок» в проруби

Во время гражданской войны Ахмет-Заки Валиди болтался между политическими силами, как «цветок» в проруби, предавая союзников, как только для них наступали тяжёлые времена.
В то, что Советская Власть – это надолго, поначалу никто не верил. Потому-то, почуяв возможность урвать кусок от многострадальной Российской империи, в 1918 году оживились националисты. Сепаратистские идеи и, особенно, идеи пантюркизма большевикам почему-то не понравились. Когда же в Уфе образовалось Башкирское правительство, претендующее на создание независимого государства, терпение большевиков лопнуло, и в январе 1918 года членов правительства, включая Ахмета-Заки, арестовали в Уфе. Освободили Валиди и его товарищей части оренбургских казаков с башкирскими ополченцами. Валиди присоединяется к Чехословацкому корпусу, а затем закономерно переходит и на сторону армии Колчака.
Но в когда весеннее наступление колчаковской армии 1919 года захлебнулось и войско «Верховного правителя России» начало драпать обратно на Восток, Ахмет-Заки Валиди понял, что быть командиром в армии, обречённой на поражение ему как-то не очень нравится. После чего в начале 1919 года вместе со своими людьми переходит на сторону Красной Армии (Ганин А. В. Антибольшевицкое движение в Оренбургском казачьем войске // Белая гвардия: Альманах. – М.: Посев, 2005. – Т. 8. – С. 180-185.). Вообще принцип «переходить на сторону сильного» был одним из основных принципов Валиди всю его жизнь.

С марта 1919 по май 1920 Ахмет-Заки Валиди был председателем Ревкома Автономной Башкирской Советской Республики. Однако 28 мая 1920 года выходит Постановление ВЦИК от 28.05.1920 «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики».

Этот короткий документ вызвал в Валиди откровенную ярость.

Во-первых, согласно «Постановлению» все государственные учреждения Автономной Башкирской Советской Республики подчинялись аналогичным учреждениям РСФСР «с обязательством исполнения инструкций и распоряжения последних».

Во-вторых, ст. 2 «Постановления» чётко относила вопросы внешней политики и внешней торговли к компетенции РСФСР, запрещая прямые контакты правительства Валиди с зарубежными государствами;

В-третьих, ст. 5 «Постановления» гласила: «Необходимыми финансовыми и техническими средствами Автономная Советская Башкирская Республика снабжается из общих средств Р.С.Ф.С.Р.».

В Автономной Башкирской Советской Республике это постановление общество приняло спокойно: настрадавшееся от гражданской войны население было заинтересовано в «твёрдой власти», а уж учитывая, что тяжёлой и машиностроительной промышленностью на тот момент регион был небогат, обязательства Москвы обеспечить Башкирскую Республику технически воспринимались с большим энтузиазмом. Но только не Ахметом Заки Валиди и его правительством.

Ахмет-Заки Валиди был в бешенстве: «Постановление» поставило жирный крест на его пантюркистских планах. По идее можно было бы попробовать поднять восстание против большевиков, но… 1920 год – не 1918. Стало очевидно, что Советская власть – всерьёз и надолго. Уже говорили об отмене продразвёрстки, а хлебнувшее «прелестей» колчаковской оккупации население не собиралось поддерживать политические амбиции «политического флюгера» Ахмета- Заки Валиди.

Единственное, на что хватило Валиди – на демонстративную отставку и выезд на южные окраины бывшей Российской империи. Оставив своих сторонников в Башкирии на произвол судьбы. Впрочем, дважды предателя Ахмета-Заки Валиди такие мелочи уже не беспокоили.

Турецкий «патриот» на английские и польские деньги

После того, как Ахмет-Заки Валиди бросил своих соратников в Уфе, он приезжает в Туркестан, где его идеи пантюркизма наконец-то находят своих сторонников. Он становится членом Туркестанского национального совета. Здесь-то к нему и присоединился идеолог и практик пантюркизма османский офицер Исмаил Энвер, более известный, как Энвер-паша. Напомним несведущим, что Энвер-паша известен, как идеолог геноцида армян, участник геноцида ассирийцев, организатор геноцида греков Османской империи. Милейший в общем человек… Недаром военный трибунал самой Турции признал Исмаила Энвера военным преступником.

Вместе с Энвер-пашой Ахмет-Заки Валиди выступает организатором басмаческого движения Бухары, Хивы и Туркестана, действовавшего на южных границах Советской России. Однако, быстро понимает, что не имея никакого военного образования, он бледно выглядит на фоне профессионального офицера Исмаила Энвера. И… устраняет конкурента. Причём устраняет хоть и предательски, но изящно!

Дело в том, что Энвера-пашу активно поддерживал афганский правитель Амнулла-хан. Афганистан стоял на жёстко антибританских позициях (именно англо-саксы превратили цветущий Гюлистан-Афганистан в нищую вечно воюющую страну, которую мы знаем сегодня).
Пикантность ситуации в том, что антисоветская и пантюркистская деятельность как Ахмета-Заки Валиди, так и Энвера-паши, Турцией не поддерживалась. В Турции к власти пришёл Мустафа Кемаль, который предпочитал с РСФСР и СССР договариваться, а не воевать. Так кто же финансировал басмачей? Согласно недавно рассекреченным данным архивов отечественных спецслужб, деятельность пантюркистов финансировалась… Англией и Польшей! Об английских-то связях Энвера-паши и узнал «случайно» Амнулла-хан. Помощь Энверу-паше немедленно прекратилась.

Страница из рассекреченного досье  А. З. Валидова. Согласно рассекреченным агентурным данным сам Ахмет-Заки Валиди получал за свой пантюркизм и «башкирский патриотизм» зарплату от спецслужб Польши и Великобритании

16 июня 1922 года. Энвер-паша писал военному министру Афганистана Мухаммаду Надир-хану: «Мой дорогой Надир! Вчера после сражения я ушел с моими войсками в Карлук. Главная причина в том, что мои солдаты израсходовали все патроны... Если Вы не сможете дать благоприятного ответа на мою просьбу о подкреплении, я отправлюсь в Джиликул и Курган-тепе. Пожалуйста, пришлите мне русских патронов. Ваш Энвер».

Энвер-паша ничего не получил, и 4 августа 1922 года около кишлака Обдара погиб (по мнению свидетелей – покончил с собой, подставившись под пули).

Правда, выгоды  от своего очередного предательства Ахмет-Заки Валиди так и не увидел: басмаческое движение было разгромлено Красной Армией, а ему самому пришлось удирать в Турцию.

От «на все пригодного» до гитлеровского пособника

О жизни Ахмета-Заки Валиди в 20-30 годы можно сказать одно. Работал он на разведку. Причём – не на одну и сразу. Судите сами:

       · Завербован в качестве агента польской разведкой, и в декабре 1929 года в экспозитуре на него заводится личная карточка, с присвоением Валидову оперативного псевдонима «Zew». Куратор – шеф экспозитуры №2 капитан Э. Харашкевич. Функции – вербовка русскоговорящих тюрков, для их заброски в СССР с целью нелегальной разведывательно-подрывной работы.
       · Есть данные, что за плату выполнял поручения и советской разведки по сбору данных.
То есть объявить Валиди «борцом с большевизмом» не получится: «идейный» Ахмет-Заки Валиди работал на всех, кто готов был платить.

Карточки на Валидова, заведенные Польской разведкой в 1929 году, которые попали в 1939 году в фашистскую Германию, а затем в 1945 году были вывезены в СССР. В настоящее время хранятся в Российском государственном военном архиве (РГВА) в г. Москве

В 1935 году Валиди умудрился испортить отношения с президентом Турецкой Республики Ататюрком, раскритиковав ряд его работ. После этого ему пришлось уехать в Германию.
Тогда же начался «роман» Ахмета-Заки Валиди» и с гитлеровской разведкой – абвером. Правда здесь вышла осечка. Абвер работал аккуратно, поэтому факты работы Валиди на польскую разведку были обнаружены, а после захвата архива польской разведки в 1939 году Валиди оказался в совсем щекотливой ситуации. Сотрудничество с поляками бросило тень на репутацию Валиди в гитлеровской Германии и он вынужден был очередной раз бежать. Опять – в Стамбул, благо Ататюрк-Мустафа Кемаль скончался в 1938 году.

А это собственноручный «отчет» А. З. Валиди в польскую разведку и предложения по вербовке агентов из числа русскоговорящих тюрков, с последующей их заброской на территорию СССР

В начале Великой Отечественной войны Ахмет-Заки Валиди оказывается никому не нужен: Польша перестала существовать, в Германии ему не верили, Турция – как союзница Германии – тоже «учёного» не жаловала. По своему обыкновению Валиди пытается перейти на сторону сильного и уже в июле 1941 года пытается выехать в Германию. Это ему не удаётся: «польский след» в биографии мешает. Впрочем, совсем со счетов Валиди не списывали: в августе 1941 г. Валиди встречался с высокопоставленным чиновником ведомства А. Розенберга ученым-востоковедом Г. фон Менде, с которым также говорил о месте эмиграции и роли ее кадров в грядущих событиях.

Но уже к началу 1943 года в гитлеровской Германии принято решение о максимальном привлечении коллаборационистов в войска СС и вермахта. Тут-то о потугах Ахмета-Заки Валиди и вспомнил некто обергруппенфюрер СС Артур Флепс.

Артур Флепс – один из создателей «мусульманского проекта рейха». На его совести  создание «мусульманских батальонов СС». Для организации вербовки среди мусульман и был привлечён в числе других Ахмет-Заки Валиди Тогран.

В январе 1943 года Валиди был приглашён в Германию, где ему был поручен «кадровый отбор» в 13-ю горную дивизию СС «Ханджар», составляющуюся из боснийцев-мусульман. Дело в том, что боснийские мусульманские лидеры трижды выносили решение не участвовать в подобных проектах.  Нужен был кто-то, кто объяснил новобранцам необходимость воевать за «великую Германию». Таковыми стали иерусалимский муфтий Мухаммад Амин аль-Хусейни и… Ахмет-Заки Валиди Тогран.

Отрывок из письма Валиди, где он размышляет о правильности применения национал-социалистской «расовой теории»

Затем было участие в создании таких частей СС, как «Туркестанский легион», Волжско-татарский легион «Идель-Урал», «Азербайджанский легион», боевая группа «Крым». Идеология всех этих подразделений была одна – пантюркизм. Тот самый, который проповедовал с подачи своих гитлеровских хозяев Ахмет-Заки Валиди.

В 1944 году Валиди окончательно заигрался: возглавляемое им пантюркистское сообщество спровоцировало массовые студенческие беспорядки в… Турции. (Киреев Н. Г. «История Турции ХХ век.  Ответственный редактор тома A. 3. Егорин. – 1-е. – Москва: Крафт, 2007). Этого турецкие власти стерпеть не могли: одно дело, когда человек работает против потенциального противника, другое – когда гадит в «руку кормящую». Против Валиди и его соратников был организован судебный процесс, в результате которого Валиди был приговорён к 10 годам тюремного заключения. В тюрьме он и пересидел «горячее время», но как только Черчилль разразился Фултонской речью, начавшей Холодную войну, Валиди немедленно амнистировали и выпустили на свободу.

Под маской «возрождения национальной культуры»

Из рассказанного выше можно сделать однозначный вывод: Ахмет-Заки Валиди Тогран представляет собой распространённый в ХХ годы тип беспринципно-продажного политического авантюриста, менявшего хозяев в соответствии с сиюминутной выгодой.

1. Ни о какой «борьбе с большевиками» речи идти не может – он им служил, пока это было ему выгодно.

2. О борьбе за «суверенный Башкортостан» тоже говорить смешно: в пантюркистских планах Ахмета-Заки Валиди Тограна Башкортостан должен был стать лишь составной частью пантюркистского государственного образования, главенствующую роль в котором должна была играть Турция.

3. Во время Великой Отечественной войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.Во время Великой Отечественной войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.

Как после этого объяснить маниакальное стремление элит Башкортостана к возвеличиванию этого существа – для порядочного человека решительно непонятно.

Но очень хорошо понятно для этих самых элит. Когда в Уфе улица Фрунзе была переименована в улицу А. З. Валиди, это вызвало справедливое возмущение общественности, которое руководство Башкортостана спокойно проигнорировало. Улица имени нацистского пособника Валиди в Уфе присутствует до сих пор.

Возмущение уже российской общественности вызвало то, что на территории восточного факультета Петербургского государственного университета в 2008 году пособнику фашистов и идеологу пантюркизма Ахмет-Заки Валиди установлен памятник.  А воз и ныне там. Более того, в прессе и Интеренете часто мелькают истерические панегирики Валиди с общей фабулой «Валиди не нацистский преступник, а национальный герой!». Простите, но насколько ущербным на голову нужно быть, чтоб называть национальным героем человека, который, по сути, всю свою жизнь торговал свободой своего народа?

В конце ноября в Башкирии проводилась конференция «1917 год в судьбах народов России», где участники заново переоценить роль изменений, которые произошли во время революции и которые позволили башкирскому народу обрести все возможности для поддержки и развития собственных традиций, укладов и культуры. И, на первый взгляд, все вроде теперь хорошо и правильно. Но откуда тогда появляются попытки, причем иногда успешные, продвинуть идеи и память Валиди?  Попытки вернуть башкиров не только в полное подчинение Турции, но и заведомое стремление уничтожить сам народ, сделав его просто турками. Полную теорию для этого как раз и создал тот самый «символ», «научно» обосновав, что нет никаких башкир, а есть «чистая нация» турок.

А пока ломаются копья на научных конференциях, руководству Российской Федерации пора бы задать себе вопрос: не слишком ли часто под маской «возрождения национальной культуры» в «некоторых республиках» РФ ведётся целенаправленная деятельность по героизации нацистских преступников? Не пора ли сделать выбор – либо принимаемые меры, либо – растущие группы «Коль с Уренгоя» и «навальновцев» на наших улицах…

Источник

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"