Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
19.12.2016 09:00

Духовно-светский путь выведет русский народ из сумрака

Член Изборского клуба Александр Нотин рассказал «Колоколу России» о всходящих ростках новой русской цивилизации.

На протяжении всего XX века Россия претерпевала тяжелейшие испытания, не раз была на грани выживания. Крушение самодержавия, революция 1917 года, две мировые и Гражданская войны, либеральный реванш 1990-х – все это противоречивое наследие продолжает оказывать влияние на политическую и социальную повестку дня в нашей стране. Сейчас становится очевидно, что западная либеральная цивилизационная модель, в орбиту которой серьезно втянута Россия, близка к распаду. О том, откуда нашей стране черпать силы в это непростое время, «Колоколу России» рассказал член Изборского клуба, историк, руководитель общественного объединения «Переправа» Александр Нотин.  

«Колокол России»: Александр Иванович, в последнее время мы много рассуждаем о правильной идеологии для России. Вроде бы ее должны формировать политические силы, имеющие поддержку граждан, но внятных предложений от известных политиков что-то не слышно…

Александр Нотин: Неудивительно, потому что нынешняя партийная система страны не в состоянии генерировать новые смыслы, на которых будет строиться наше будущее. Сейчас у власти находятся беспартийные неолибералы, либо партии, которые я отношу к разряду «старой политики»: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» – деятельность этих структур уходит своими корнями в эпоху КПСС, и потому совершенно безнадежна. Сейчас все они выполняют роль придворных шутов, напрочь оторванных от народа.

Из уст действующих публичных политиков мы давно не слышим здравых идей о будущем России, не говоря уже о целостном видении путей и смыслов развития страны. Они далеки от понимания сути событий, потому что забыли о правилах духовной жизни, о моральных законах русского национального самосознания. Это даже не ошибка властей, а вполне закономерный результат пережитых нами социальных потрясений.

Я убежден, что пора оценивать происходящее в России и мире с православных позиций – именно это поможет нам решить 1000-летние исторические проблемы и уверенно смотреть вперед. Мы в «Переправе», которую можно назвать межприходским сообществом верующих мирян, уже десять лет разрабатываем эту самую национальную идею, причем делаем это вдали от «столбовых дорог» госполитики, не подвергаясь давлению извне. У нас сформировался определенный круг близких по духу мыслителей – от философа Виктора Аксючица до экономиста Валентина Катасонова.

Вместе мы мучительно пробираемся сквозь пелену неолиберального гвалта, сквозь искаженное медийное пространство, вырабатываем программу духовно-светского пути. Это направление будет важнейшим для всего человечества и спасет нашу страну от полного разорения. Тезисно наши выводы изложены в брошюре «Народ Божий в судьбах России и мира». Это не столько законченное руководство к действию, сколько приглашение к дискуссии.

КР: Как вы намерены нести идею в массы, если сложившаяся политическая система вас игнорирует или даже отторгает?

А.Н.: Любая политическая система – это надстройка, а субъект исторического действия – народ. На сегодня возникла такая ситуация, что надстройка разорвала почти все связи с народом. Практически по всем линиям – очень болезненные разрывы между верхами и низами. Подавляющее большинство россиян, например, придерживаются державно-патриотических настроений. А в государственном и частном медийном пространстве для этих настроений выделен максимум 1% времени и информации. Все основные радио- и теледиапазоны, печатные СМИ буквально забиты неолиберальной или псевдопатриотической тематикой, враждебной по отношению к патриотам-державникам.

Получается картина кипящего котла, у которого очень узкий выпускной клапан. И эти пары недовольства, неудовлетворенного запроса на настоящий патриотизм накапливаются в обществе. Мы их прекрасно ощущаем, потому что находимся ближе к народу. Это касается и людей с постсоветским, и с монархическим, и даже частично с либеральным мировоззрением. Естественно, этот дефицит остро чувствует все православно-патриотическое сообщество. А когда власть имущие долго не дают выпустить пар – мы знаем, чем кончаются такие истории…

Так что все наши официальные политические силы давно потеряли субъектность и идентичность – они слились в монолитный безликий блок с «Единой Россией», которая сама себя высекла, не протестуя против навязанного американцами Конституции, навязанной американцами – о запрете собственной идеологии. Следовательно, пытаться заявить о себе на этом поле – дело бесполезное.

КР: И все-таки, каким образом ваши идеи станут актуальны в коридорах власти?

А.Н.: Это произойдет естественным образом, эволюционным путем. Как мы видим, геополитическое кольцо вокруг России продолжает сжиматься. Сейчас у нас модно надеяться на потепление отношений с США, на дружественную политику их нового президента Дональда Трампа. Но вскоре наступит осознание: для Запада с его цивилизационным кодом мы по-прежнему – враг номер один.    

Тут есть такой парадокс, в котором я лично угадываю Божий промысел. С одной стороны, мы видим, что Россия отстает от цивилизационного поезда развитых капиталистических стран. Но с другой стороны, наблюдаем, как этот поезд несется под откос. Так что по поводу нашего отставания сильно убиваться не надо. Да, в американоцентричной модели мира влияние России измеряется единицами процентов. Но когда эта модель лопнет, мы все захлопаем в ладоши и скажем: «Слава Богу, что мы в этом не сильно участвовали, и нас почти не забрызгало пеной от этого огромного лопнувшего пузыря».

Учитывая ухудшающееся экономическое положение в стране, Владимиру Путину в трудную минуту потребуются для опоры настоящие державники. Он не может более опираться на насквозь коррумпированный, безликий правящий слой чиновников. А смена им уже зреет – мы посылаем президенту соответствующие сигналы.

Эта смена – Народ Божий – новая молодая сила, поднимавшаяся с 1990-х годов, вместе с возрождением Церкви. Я условно называю этих людей верующими профессионалами. Они всегда будут действовать в согласии со своим правителем, с самодержцем. Державники выражают волю снизу, а государь делает это сверху. Должна произойти скрепа – как это было в 1612, когда Земский собор («Совет всей земли») всенародно избрал новую царствующую династию.

Тогда возникает симбиоз, живая связь между правителем и народом, которая всегда отличала Русское Царство. Народ делегирует царю право принятия решений и проявления своей воли, заповеданной Богом, а царь советуется с народом по вопросам управления страной.

Пока же мы все разбросаны маленькими островками православного благочестия, постепенно налаживаем взаимодействие. Когда будет подан сигнал о согласии государства с волей народа, начнутся особые мобилизационные процедуры.

КР: Мобилизация у меня ассоциируется прежде всего с готовностью к боевым действиям. Новое ополчение планируете собирать?

А.Н.: Нет, речь идет об отборе и подготовке новых кадров, которые должны вытеснить прежних некомпетентных, коррумпированных чиновников. Для этой задачи надо учредить новые государственные институты, и священство, безусловно, тоже должно оказывать помощь.

Одновременно надо отбирать молодежь, в которой есть и духовное, и светское начало. Бездуховные люди нас не интересуют. Какими силами нам восстанавливать государство, которое фактически морально раздавлено, обездвижено, окружено врагами, поражено изнутри ворами-коррупционерами? Опять силами людей, которые не верят в Бога, не имеют страха Божьего? Или все же нам пора понять, что в 1917 году страну круто снесло с рельсов и ни к чему хорошему это не привело? Естественно, новые люди придут к власти без революции. Новую революцию Россия просто не переживет, вообще все революции – от лукавого.

Постепенно, шаг за шагом, будет расти наш авангард – Народ Божий. Верующих профессионалов уже сейчас очень много – десятки, если не сотни тысяч людей. Я лично знаю очень многих из них – это достойнейшие представители страны. Пока им тяжело пробиться наверх, потому что все теплые места заняты членами олигархических кланов.

Мы уже сейчас видим, что по мере усложнения внешней и внутренней ситуации в России президент просто вынужден вводить в систему госуправления людей верующих – таких, как министр образования Ольга Васильева или детский омбудсмен Анна Кузнецова. И эта православно-патриотическая группа будет расширяться, производя «эволюционный переворот» в среде власть придержащих.

Когда Путин объявит массовый призыв таких людей – а необходимость в этом неизбежно появится – они возьмут на себя эту ношу и пойдут в главы администраций, в министры, чтобы служить Богу и своему народу, а не собственному карману.

КР: То есть вера в Бога и боязнь греха – самое эффективное средство самоконтроля для чиновника?

А.Н.: Конечно. Если человек верит в загробную жизнь, в личную ответственность перед Богом – только тогда он будет порядочным чиновником. Все остальное – все эти посадки, борьба с коррупцией – это иллюзия, внешний фон, показуха, которая в итоге ни к чему не приведет.

Поколение чиновников-верующих профессионалов поставит себе цель не набивать брюхо или карман, а служить народу, стране. И при таком подходе, кстати, сложно будет найти желающих на пост министра, губернатора, президента и т.д. Ведь тот человек, который ощущает себя на земле странником и грешником, боится власти. Он прекрасно знает, что за каждый свой грех ему придется отвечать по всей строгости духовных законов, которые ничего общего с законами земными не имеют.

Это не значит, что представители Народа Божьего должны иметь монополию во власти. Но на самых ответственных, узловых участках социально-экономического блока – в правительстве, государственном банке и т.д., являющихся у нас в стране главными источниками воровства и коррупции – должны быть именно они. Этими структурами должны управлять люди, которые по личным убеждениям не могут воровать ни при каких обстоятельствах. Кроме того, они, разумеется, должны быть профессионалами в своем деле. Иначе наш бюджет всегда будет дуршлагом.

КР: В одном из недавних выступлений со своей программой вы говорили: «Теперь мы все имеем иммунитет ко всякого рода –измам, в т.ч. коммунизму, либерализму и глобализму (сатано-нигилизму)». Тем не менее, если сейчас провести опрос среди молодежи и представителей старшего поколения, идейно православных людей среди них наверняка окажется меньше, чем левых того или иного толка. Хотя все они при этом, скорее всего, назовут себя патриотами-державниками. Как вы соотносите свою позицию с общественным мнением?

А.Н.: Очень важно учитывать, что спектр современных политических и идейных предпочтений в России очень пестрый. Он находится в постоянном движении, при этом около 40% населения живут мысленно еще в советском времени. И каждый из нас, кто родился и вырос при советах, испытывает определенную ностальгию. Это неудивительно, ведь при СССР была создана лучшая в мире модель государства социальной справедливости. Конечно, она была прикрыта безбожной идеологической доктриной. И вот в этом заключалась самая большая ошибка – исключи из этой доктрины богоборчество, и мы бы создали самое устойчивое, величайшее государство в мире.

Отсюда и социалистические настроения у определенной части общества. Протестные настроения по отношению к нынешнему «чиновничьему олигархизму» со всеми его пороками тоже никуда не деть. Также имеются и монархические ожидания, что отражает общественный запрос на принципиально иную форму правления – где не будет партийной борьбы за бюджетный пирог, где не будет лживых заявлений и партий вождистского толка.

Если же говорить о социальных замерах среди молодежи, они демонстрируют растерянность и нарастающее невежество. В стране резко падает уровень общей образованности – отсюда высокая турбулентность общественного сознания. Когда я сталкиваюсь с молодежными аудиториями, вижу, что молодые сейчас просто боятся жить. В советское время они чувствовали себя, возможно, не в самой комфортной и свободной конструкции, но это был дом с каменными стенами. Тогда молодежь ясно видела перспективу, чувствовала твердую почву под ногами. Сейчас же ничего этого нет, каждый предоставлен всем ветрам – государство подростков не защищает и ничего им не гарантирует.

Всем плевать, что будет с молодым человеком с неустоявшимся мировоззрением – это называется «свободой личности», «правами человека», «толерантностью» и прочими блудливыми идеологиями. И поэтому молодежь мечется, как во время наводнения. Каждый стремится занять более выгодную позицию, просто чтобы выжить, спастись.

Но то же самое в принципе относится и к старшему поколению. Огромная часть населения оказалась за бортом либеральной России, успеха и достатка меньшинства – и это все возбуждает умы.

Поэтому для России характерно наличие двух ярких противостоящих друг другу флангов. По мне так державно-патриотическое направление довольно пестрое, но у него есть определенные берега – это те, кому «за державу обидно», кто готов немного потерпеть, но двигаться вперед, не лобызать руку власть придержащим и не бросаться на каждого, кто имеет чуть отличные взгляды. 

КР: При формировании своей доктрины вы как-то учитываете положительный опыт СССР и других эпох?

А.Н.: Мы не отбрасываем советский социализм как таковой. Кстати, и нынешняя власть постоянно возвращается к отдельным его элементам – то вводит ГТО, то создает юнармию как всероссийское патриотическое движение молодежи. Но это неуклюжие действия, потому что все начинания сверху в итоге коррумпируются, обюрокрачиваются и существуют лишь в виде симулякров. Сейчас общественное поле в России просто усеяно такими симулякрами. Это огромные мыльные пузыри – движения, объединения, те же партии, в том числе и ура-патриотического толка, которые издалека кажутся гигантскими, а внутри – пустота.

Я считаю, что нам надо основывать новую идеологию на синтезе традиционного и современного, взять лучшее из всех эпох – дореволюционной, советской и даже либеральной. Потому что в том же СССР было много бюрократии и странных решений. Например, ограничить выписываемые народу дачные участки 6 сотками в самой большой стране мира, где пустуют миллионы гектаров – это идиотизм. Или долго имевшийся у нас фактический запрет на свободный выезд за границу – это тоже абсурд.

Надо взять из СССР социальную защищенность, организацию системы общественного контроля, народного хозяйства. Вместо 1000 банков оставить несколько ведущих, в том числе, возможно, и два-три коммерческих. Но ипотеку должны предоставлять только государственные банки и стоить она должна под 1-2% годовых на 30 лет. Ведь сейчас у нас банки наживаются, люди страдают, а государство беднеет. Кому такая система выгодна? Конечно же, ростовщикам.

Вообще, действующая экономическая модель у нас в стране – сугубо ростовщическая. Ростовщики всегда наживались и будут наживаться на труде и страданиях других людей, создавая новые формы виртуального денежного обращения. То есть и далее надувать этот мыльный пузырь, чтобы деньги делали деньги. В этом смысле они – антиподы нормальной созидательной жизни на земле. Откуда у нас сейчас взялся процент для фермерского кредита под 25%, когда власти хвалятся, что инфляция в этом году не превысит 6%? Откуда взялась такая прибавочная стоимость в сельском хозяйстве? Во всем мире эта сфера дотируется, а у нас – обратная ситуация.

Из периода Российской Империи я бы взял самодержавие, беспартийность и земства. И, разумеется, православие как духовную опору, народосбережение – как стратегическую цель и катехонизм (принцип «удерживающего») во внутренней и внешней политике как доктрину русского будущего. На этих столпах люди снова увидятся осмысленность жизни, прекратится вся эта турбулентность сознания. Но эту масштабную работу может проделать только державно-патриотический дискурс.

КР: Сейчас в среде патриотов весьма актуально объединять понятия, кажущиеся на первый взгляд несовместимыми. Разрабатываются такие направления, как православный социализм, православный коммунизм, православный сталинизм, имперский советизм и т.д. Можно ли найти истину среди таких конструктов и какое отношение они имеют к нашим реалиям?

А.Н.: Думаю, что если православие займет господствующее место в умах людей как духовная практика, социализм утвердится сам собой. Если человек живет по принципам здравомыслия, ответственности перед Богом и людьми, разумной достаточности, стремления служить обществу на любом посту – остальное приложится. В противном случае будет постоянно воспроизводиться иная модель, которая продолжит культивировать ложь, воровство, насилие.

Ведь все в конечном счете происходит внутри человека. Мы же постоянно хотим вторичное поставить на место первичного. Кажется – вот сейчас придумаем новый термин, издадим кучу литературы на эту тему, создадим конструкцию из неких общественных и государственных структур – и тогда все изменится. Но на самом деле изменения могут произойти тогда, когда люди сознательно захотят изменений в своей душе и, следовательно, вокруг себя.

Мы видим, что без этого создать рай, Царство Божие на земле невозможно – это показал и пример СССР, и провал «американской мечты». На бумаге все вроде бы хорошо и гладко, но начинаешь реализовывать на практике – и постепенно все рушится.

Если же человека не заботит духовная сторона, выходит, что он становится проводником зла – ведь никакого промежуточного состояния, никакой нейтральной полосы между Богом и дьяволом нет. Даже если ты называешь себя атеистом и говоришь, что «соблюдаешь нейтралитет» – ты уже являешься заложником своих страстей и, следовательно, работаешь на темные силы.

КР: Сейчас, в преддверии 100-летия революции 1917 года и на старте очередной президентской выборной кампании оппозиция наверняка постарается использовать протестный потенциал по максимуму – в том числе и среди патриотов различных взглядов. Каков, по-вашему, должен быть ответ на попытки дестабилизировать ситуацию в стране?

А.Н.: Верующий человек, да и вообще любой патриот, не должен участвовать в каких-либо оппозиционных митингах, надо избегать всяческих провокаций. Понятно, что нас будут стараться втянуть в какую-то чужую борьбу за власть, в очередную гражданскую мясорубку. Надо научиться давать правильную оценку событиям, не позволять собой манипулировать. При этом мы можем больше общаться друг с другом лично, адресно, расширять круг верующих профессионалов.

Какие бы формы власти ни существовали, если человек ставит себе задачу не измениться самому, а изменить власть, режим, определенный набор руководящих лиц в стране – от этого по сути ничего не измениться. Ведь цель любой революции, по сути – изменить картинку. Сама по себе революция – абсолютное зло, оно загоняет духовную сущность человека в еще больший тупик.

И напротив, если каждый задастся целью личного совершенствования, жизни по Божеским законам, сразу станет очевиден абсурд любой революции. Когда такой принцип заработает во власти – и население будет довольно, и страна начнет процветать.

Я убежден, что мы неслучайно оказались в отцепленном от «цивилизованных, развитых» западных стран вагончике. Запад уже не сорвется с либерального, сатано-нигилистского крючка – он обречен. А Россия выйдет из глобального кризиса с потрепанной социалкой и экономикой, но крепкой морально и идеологически. Для того, чтобы явить миру особую цивилизацию, своего рода «ковчег спасения», который встанет на духовно-светский путь развития.

Беседу вел Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"