Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
27.05.2015 10:02

Филипп Грилль: Синтезировать добро и зло – идеологическая шизофрения

Министр культуры России Владимир Мединский, выступая 20 мая на встрече «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации», которая состоялась в Музее современной истории России, высказал ряд соображений, которые, по мнению чиновника, будут способствовать национальному примирению. Объективное изучение периода революции позволяет сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, сказал министр.

По мнению Мединского, «нельзя постоянно делить предков на однозначно правых и виноватых, ведь каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины». «И «красными», и «белыми» двигал патриотизм. Дань уважения предкам является лучшим стимулом для нового витка духовного развития», — уверен министр культуры России.

Владимир Мединский озвучил пять тезисов, которые предлагается использовать для общественного обсуждения при выработке единой платформы национального примирения: признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России; осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны; уважение к памяти героев обеих сторон («красных» и «белых»), искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях; осуждение идеологии революционного террора; понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.

Православный активист, по чьей инициативе в Москве построен Храм Святых Царственных Страстотерпцев, отбит у коммерсантов Храм Петра и Павла в Волоколамске и начата кампания по переименованию Войковского района Филипп Грилль, возражает министру культуры. По его мнению, синтез советских достижений, дореволюционных ценностей и новой России — невозможен, потому что вещи это противоположные. А если все-таки попытаться «примирить» эти противоположности, сплавить их в одно целое, то результат будет один — победят «красные». Таким образом, прекраснодушные «синтезаторные» идеи властей предержащих разбиваются о людей, обладающих подлинной исторической памятью.

Филипп Грилль на строительстве храма«Колокол России»: Министр культуры Мединский озвучил платформу национального примирения, которую он приурочил к 2017 году — к столетию революции. Каково твое отношение к этой очередной «синтезаторной» инициативе? 

Филипп Грилль: У меня возникает ряд очень серьезных сомнений по этому поводу. Что такое чтить героев с обеих сторон? Кто эти герои? Мы помним их по советскому периоду: латышские стрелки — герои, Дзержинский — герой, чекисты — тоже герои, всевозможные «интернационалисты», про которых мы давно уже знаем, что это были каратели. Такие люди не церемонились, применяли так называемую революционную законность. При них геноциду подверглись целые слои российского общества. Например, казачество в 1919 году, духовенство, дворянство, купечество. То есть не очень понятен «героизм» этих героев, и как их собираются примерять с «белыми» героями. Все это отдает какой-то идеологической шизофренией. Видишь ли, каждый из этих героев был на своей стороне и не считал героями тех, кто воевал за противную сторону во время Гражданской войны. А нам предлагается все в «одном флаконе», такой «пакет почитания» — чтите, мол, и тех, и других!

КР: Ты считаешь, что это не шаг к примирению в обществе? Я вот, например, считаю, что проблема «красных» и «белых» сегодня вообще не стоит. Российская история если не примирила общество, то переварила эту проблему. Точнее, эта проблема была расплавлена в пожарище Великой Отечественной войны.

Ф. Г.: Я считаю, что это не получится. Потому что не дается никаких моральных оценок, а главное, мы отказываемся различать добро и зло, а это для русской жизни очень важно! Это важно для российской традиции — давать глубинные, нравственные оценки. А тут все поверхностно: одни Бастилию защищали, а другие ее брали, и все — герои. Давай чтить всех. Но мы не французы. У нас это не пройдет.

КР: Может быть, за этой инициативой кроется что-то еще, неочевидное на первый взгляд?     

Ф. Г.: Мне тоже так кажется. При этом я к Мединскому отношусь очень хорошо. Но он озвучивает некую «линию партии», некую официозную точку зрения, как мыслит у нас власть. Я думаю, что поставлена простая задача — чтобы все остались красными! Вот и все.

КР: А почему именно красными?

Ф. Г.: А потому, что нужно разбираться в этих событиях, нужно хотя бы сказать обществу, сколько погибло людей в гражданской войне. У нас всегда с этим были проблемы. Возьмем Великую Отечественную. Сталин назвал 7 миллионов погибших, Хрущев — 20, в постсоветское время появилась цифра 27 миллионов погибших. Но никто, никогда (обрати внимание) не называл цифры погибших в Гражданскую. Ни в советское время не называли, ни в постсоветское. И сейчас эта тема остается за кадром. Нам не говорят правду. Сколько из страны уехало людей, сколько погибло в результате террора, голода, то есть опять получается полуправда. То есть опять получается какое-то замалчивание. И это замалчивание выглядит как оправдание большевизма.

КР: А, может быть, это как раз тот случай (это я тебя провоцирую), когда надо забыть войну. Гражданскую войну. Все-таки 100 лет прошло.

Ф. Г.: Сто лет в исторической перспективе — это очень небольшой период. Например, Францию с ее революциями трясло очень долго. Давай вспомним, какое событие в истории Франции революционного толка было самым последним. Это Парижская коммуна. Давайте посчитаем, сколько прошло от 1789 года, со времен Rеvolution fran

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"