Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
19.01.2016 14:39

Всеправославный Собор. Примирение или начало Апокалипсиса?

На этой неделе в Женеве должно состояться очередное собрание (синакс) Предстоятелей Поместных Православных Церквей в рамках подготовки к Всеправославному Собору. Складывается уникальная ситуация, когда до последнего момента остаются неизвестными точное место и время встречи церковных иерархов, да и среди самих первых лиц единодушия не наблюдается. Тем временем Собор, претендующий по составу участников на Восьмой Вселенский, продолжает порождать слухи и сомнения.

В день праздника Крещения Господня (Святого Богоявления) православным приходится не только радоваться и ощущать благодать, но и переживать за грядущие события. Все меньше времени остается до Всеправославного Собора, намеченного на май этого года, а его повестка дня и действующие лица до сих пор неизвестны. Главный инициатор встречи – Патриарх Константинопольский Варфоломей – демонстрирует чудеса дипломатии, но на синакс в Женеву все равно не приедут, как минимум, три предстоятеля – Архиепископ Элладский Иероним, Патриарх Антиохийский Иоанн X, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Под вопросом остается участие Патриарха Болгарского Неофита. 11 из 15 иерархов – слишком мало для того, чтобы вершить историю православия.

Но Варфоломея этот факт явно не смущает – он ратует за Всеправославный собор с момента воцарения на константинопольском церковном престоле. Примерные сроки были согласованы два года назад, и даже накаленная геополитическая обстановка и отсутствие элементарного контакта ряда владык с Константинополем делу не помеха. Первосвященники признаются, что темы собраний заблаговременно не сообщаются, фактически им предлагают сыграть в кота в мешке. Митрополит УПЦ МП Онуфрий по этому поводу откровенно заметил:

«Возникает вопрос – если мы, не имея подготовленных решений для собора, соберемся все на такой «собор», то не выльется ли он в перепалки и споры, которые лишь скомпрометируют Церковь. Если вопросы будут только предлагаться для обсуждения уже на самом соборе, это выльется в балаган, который станет позором для Вселенской Православной Церкви. Поэтому есть такое предложение (мы его еще будем обсуждать на Архиерейском Соборе) – отказаться от участия в этом соборе. Участие в нем может оказаться бОльшим злом, чем отказ от участия».

Впрочем, первоначальная повестка Собора все же была опубликована вполне официально. Она состоит из десяти пунктов:

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.

2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.

3. Процедура признания статуса церковной автономии.

4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.

5. Установление общего календаря праздников.

6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.

7. Вопрос поста в современном мире.

8. Связь с другими христианскими конфессиями.

9. Экуменическое движение.

10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

По просочившейся из руководства РПЦ информации, пока только по трем из них иерархи смогли прийти к подобию консенсуса. Честно говоря, даже такое согласие удивительно, ведь при внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что практически каждая тема чревата отходом от православных правил и канонов, утвержденных II Никейским Собором в 787 году. Переход на григорианский (католический) церковный календарь, разрешение на повторный брак для священника, признание главенства Константинопольского Патриархата над всеми поместными Церквями, братание с католиками и молитвы за здравие папы римского – это только малая часть тех «прелестей», которые могут утвердить предстоятели.

Поневоле вспоминаются пророчества святых старцев относительно Восьмого Вселенского Собора, призванного стать точкой невозврата, за которой начинаются роковые события. Так, преподобному Феодосию Киево-Печерскому приписывают следующие слова: «На Восьмом Вселенском-антихристовом Соборе произойдет не только объединение «церквей», но и всемирное отречение человечества от Бога Вседержителя…» Старец иеросхимонах Сампсон (Сиверс) предрек: «Умоляем милосердие Божие: Да не будет он! (Восьмой Вселенский Собор – прим. ред.). Так как будет нечестивый и реформы нас лишат святого храма, молиться будем в катакомбах…»

Наиболее апокалиптично, причем со 100% попаданием в повестку дня Собора, высказался преподобный Кукша Одесский:

«Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь»!

Преподобный Серафим Саровский считал, что Восьмой Собор всех Церквей позволит православным объединиться «под единый Покров Божией Матери» в преддверии прихода Антихриста. То есть на само собрание святой чудотворец смотрел позитивно, но в то же время оно являлось знамением наступления последних времен. Как видим, старцы сходятся в одном – это мероприятие точно не окажется заурядным, бюрократическим церковным действом.

***

«Колокол России» обратился к православной общественности с целью выяснить, чего ждать от Всеправославного Собора и имеет ли смысл Русской Православной Церкви принимать в нем участие.

Собор всех Церквей в Москве как альтернатива

Православный эксперт Кирилл Фролов уверен, что руководство РПЦ двигается в правильном направлении, и призывает не поддаваться на провокации.

«Всеправославный Собор – опасное мероприятие, курируемое Константинопольским патриархатом. Он, в свою очередь, ведет работу под руководством США. Задача – наделить Константинополь папистскими полномочиями, чтобы он имел право вмешиваться в канонические дела других поместных Церквей, в первую очередь – Украинской. Далее он постарается легитимировать раскольников и отторгнуть Украину как каноническую территорию Московского Патриархата. Любые подобные решения – ересь и нарушение канона. Папизма в православии нет, у Константинопольского Патриархата есть только первенство чести в православном мире среди прочих патриархов, но не первенство власти. Никакого права даровать автокефалии или автономии частям других поместных церквей у него нет.

Как только Украинская Церковь будет отделена от Русской, процесс трансформации Украины в антироссийское государство станет необратимым. Киевская хунта и ее заокеанские хозяева также стремятся к этому. Буквально на прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко заявил, что одобрит любые шаги по созданию украинской поместной церкви. Криминально-террористическая группировка под названием «Киевский Патриарх» ведет активные сепаратные переговоры с Константинополем.

Москва, в свою очередь, стоит на незыблемости церковных канонов и догматов, согласно которым в православной семье не может быть никакого папы. Все православные Церкви равны, потому что их глава – Иисус Христос. Поэтому позиция РПЦ является привлекательной для всех поместных православных Церквей, альтернативы ей быть не может. Если мы и примем участие в Соборе, то только для защиты всех догматов Церкви.

Самой лучшей альтернативой была бы идея покойного архиепископа Серафима (Соболева) о проведении Всеправославного собора в Москве, тем более что сейчас по Божьему промыслу у нас восстановлена великая святыня – Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Это величайший храм, основанный при патриархе Никоне, изначально строился для созыва Всеправославных Соборов.

Там есть престолы для всех православных патриархов. Сам Бог велел провести настоящий собор в этом монастыре, где была бы закреплена позиция РПЦ – что в православном мире нет никакого папы, что поместные Церкви должны вместе свидетельствовать об истине православия миру, который склоняется ко злу, воплощаемому Соединенными Штатами Антихриста. Напомню, США официально объявили дехристианизацию составляющей своей госполитики на внутренней и международной арене.

Архиерейский Собор, который состоится в Москве в начале февраля, будет Собором победителей, который утвердит авторитет Московского Патриархата. А митрополии Белорусской и Украинской Церкви – это духовный спецназ миссионерского контрнаступления православия «от Москвы до самых до окраин». Без развития православия Россию не укрепить и не спасти».

«Церковь – это не только клир, но еще и паства»

Сопредседатель общественного движения «Народный собор» Владимир Хомяков отмечает, что в истории Русской Церкви уже были попытки пойти навстречу униатам, но в итоге они неизбежно проваливались.

«Я с большим опасением отношусь к такого рода «Вселенским» телодвижениям. Не знаю, правы ли пророки, и будет ли этот Собор последним перед концом света, подойду к вопросу с позиции светского человека. Какова цель этого Собора? Объединение православных? Ну, это мягко говоря, проблематично. Уже были такие попытки – объединить православных под рукой папы римского. Они назывались униями, их было несколько, процесс шел длительное время. Поэтому я бы очень осторожно относился к собраниям с такими пафосными и красивыми названиями.

К сожалению, сегодня в РПЦ отсутствует информация собственно для членов церкви, то есть для мирян. Только верхушка клира определяет, что делать, куда идти и так далее. И это не совсем правильно, так как Церковь – это не только клир, но и паства, то есть мы с вами. Мы же тоже хотим знать, какие изменения планируют иерархи. На примере Украины мы видим, что определенные силы опять пытаются раздробить православие, свести его к унии. Словом, повторяют все то, что активно продвигалось на западно-русских землях в 13–17 веках. Надо понимать, что все фашистские бандеровские организации с боевиками на Украине формировались вокруг униатских приходов – это достоверный факт. Сейчас как вы знаете, там фактически идет отбор храмов, сильнейшее давление на УПЦ МП, при этом поддерживаются всякого рода раскольники.

Такая обстановка в мире в целом приводит к большим сомнениям в целесообразности проведения Всеправославного Собора. А если вдруг там от нашего имени примут какой-то спорный документ…

Я напомню один эпизод из истории России, который произошел во времена царствия Василия II Темного. Тогда наш митрополит, назначенный Константинопольским патриархатом, подписал унию и приехал на Русь в качестве кардинала Римской церкви. Он начал на службах поминать папу римского прежде патриарха. Затем объявил, что «где-то наверху порешали присоединить РПЦ к унии». К тому времени в Константинопольской патриархии фактически сидели раскольники, также поддержавшие униатство. И что же в итоге стало с тем иерархом? Великий князь Василий велел его арестовать и заточить в монастырь. Народ и клир единодушно поддержали правителя. Так что когда не советуются с паствой, это часто бывает чревато.

И я был бы очень признателен патриарху и Архиерейскому Собору, если они с максимальной гласностью подойдут к своему участию в этом мероприятии, чтобы мы знали, что они собираются там принимать от нашего имени. Вот, представьте себе такую ситуацию, когда президент РФ Владимир Путин заявляет народу: я еду в ООН определять статус России, но о чем мы там будем договариваться, я вам не скажу. Вот подпишу все бумаги, приеду, а потом мы будем все это выполнять. Это что, нормальный вариант? Нет, конечно, сразу встанут на дыбы не только оппозиционеры, но и Дума, и Совет Федерации, и патриотически настроенные граждане. Все спросят: а как это без нас всех женили? Поэтому президент никогда так не поступит. Я думаю, что и в Церкви должен быть такой подход – стратегические решения выносятся на всеобщее обсуждение. Сколько у нас уже лет не было поместного Собора? Да почти забыли о нем… А ведь нельзя забывать, что глава Церкви – Христос, а не патриарх. Патриарх не есть наместник Бога на земле, в отличие от доктрины тех же католиков. Конечно, последнее слово остается за Архиерейским собором, но пусть он вначале выслушает паству. Только так, и никак иначе.

История не даст соврать – вся ересь экуменизма, вся ересь униатства всегда шла через Константинополь. И не будем забывать, что сейчас Константинополь называется Стамбулом, это стамбульская патриархия, находящаяся в мусульманском государстве. Мне кажется, если бы местного иерарха именовали Стамбульским Патриархом, это бы несколько прояснило ситуацию и заставило бы иначе к нему относиться.

Мы выстрадали свою автокефальную митрополию, а потом – и свою патриархию. И что же, мы должны от всего этого отказаться ради некого абстрактного понимания, что все православные должны быть вместе? Разные бывают православные – есть догматические расхождения, есть вопросы подчиненности в церковной вертикали власти, есть еще масса вопросов. И обсуждать это в узком кругу десятка иерархов – как мне кажется, недопустимо. Надеюсь, что руководство РПЦ услышит мое мнение».

«Константинополь защищает интересы глобализма»

Православный активист Филипп Грилль присоединяется к опасениям своих братьев по вере относительно целесообразности Всеправославного Собора.

«Зачинщиками этого дела была Константинопольская патриархия и те силы, которые за ней стоят. Естественно, этот Собор вызывает у православных очень много вопросов и сомнений. Многие опасаются, что на нем будут приняты экуменистские реформы, упраздняющие наши традиции и наши догматы. Тем более что были пророчества различных святых о не очень приятных событиях в мире в контексте подобного собрания. Так что это, прямо скажем, неоднозначное мероприятие для большинства православных, как мне кажется, скорее, со знаком «минус».

У нас было уже семь Вселенских Соборов, которые утвердили все догматы и каноны, а различные плановые вопросы мы вполне можем решать нашими Архиерейскими Соборами. Зачем нам такое странное мероприятие, тем более проталкиваемое Константинополем? И едва ли сейчас после сбитого самолета представители РПЦ захотят лететь в Стамбул.

Давно уже известно, что Константинопольский Патриарх действует не в интересах православного мира, а в интересах глобализма. Конечно, решение об участии в Соборе будет приниматься на высшем уровне, но как мирянин, постоянный прихожанин Церкви в течение 25 лет, я высказываю большую тревогу. Пока не вижу никаких оснований для участия в этом мероприятии. Тем более, уже заколебались главы других православных церквей – Элладской, Болгарской, митрополит Украинский Онуфрий… Если нет консенсуса по самому факту необходимости такого собора, зачем его проводить? Это только спровоцирует кривотолки, смуту…»

Скорее, конференция, чем Вселенский Собор

Специалист по духовной безопасности, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер как представитель духовенства отмечает, что ореол тайны вокруг организации этого мероприятия сам по себе наталкивает на неприятные мысли.

«Слишком много неоднозначности вокруг этого Всеправославного Собора. Многие детали его подготовки скрыты от общественности, поэтому мы можем судить о нем только по косвенным признакам. Без сомнения, в процессы, связанные с Собором, вмешаны и натовские структуры, и США, и представители тех религиозных культов, которые реально руководят всем Западным миром. Сейчас идет очень жесткая подковерная борьба. Все официальные новости по этой теме очень компактны и не соответствуют масштабам готовящегося мероприятия. Вся процедура его подготовки вызывает у меня большую озабоченность.

Попытки перевести богослужение на григорианский календарь делались неоднократно и, с моей точки зрения, они абсолютно недопустимы. Это противоречит Священному Преданию. Мы понимаем, что наша Церковь официально является воинствующей. Сейчас идет настоящая война с использованием всех возможных ресурсов. В церковной иерархии есть разные течения. Естественно, имеются и сторонники обновленчества, примирения вместо воинствующей борьбы, которые сами стоят на этой позиции или выполняют чужую волю. Если вспомнить всю историю Церкви – великие ереси, малые ереси – такая борьба была всегда. И сейчас мы находимся в той же самой ситуации, ничего не изменилось. Для меня лично очевидно, что изменение канонов, принятых и одобренных предыдущими Вселенскими соборами – это путь в пропасть.

Многие предрекают, что именно Восьмой Вселенский собор будет последним – ну, Господу видней. Сейчас христианство является самой гонимой общемировой религией, перед нами стоит много проблем и вызовов. Конечно, иерархи могут собраться и все это обсудить в формате конференции или круглого стола, но называть такую встречу Вселенским Собором – для этого надо иметь очень серьезные основания. Ход подготовки и скрытость всех решений, неоднозначность реакции в самой Церкви, в разных патриархиях – как со стороны верхов, так и с самого низа – это все внушает опасения. Отсутствие достоверной информации само по себе является информацией, поводом насторожиться. Если мы выходим на Собор с истинными целями, истинными задачами, в Духе Святом – то чего нам, собственно, скрывать?».

Иван Ваганов

P.S. Редакция «Колокола России» будет следить за дальнейшим развитием событий.

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"