Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Геополитика
17.01.2017 08:30

Бьют по Карабаху, чтобы попасть в Сирию

«Сирийское трио» может и должно стать «карабахским».

Режим прекращения огня в Сирии, введенный по результатам соглашения России, Ирана и Турции, несмотря на все провокации, подводные камни и сомнения все-таки действует. Большинство оппозиционных группировок поддерживают перемирие. Более того, несколько вооруженных отрядов из их числа высказали готовность принять участие в боевых действиях против запрещенной в России террористической организации ИГ, на которую перемирие не распространяется.

«При посредничестве российского Центра по примирению враждующих сторон с сирийскими властями достигнута договорённость об участии в боевых действиях против террористов ДАИШ отрядов оппозиции, находящихся в данных населённых пунктах, а также ранее присоединившихся к процессу примирения в городах Насирия и Рухейба», — цитирует «Интерфакс» сообщение Центра по примирения враждующих сторон в Сирии.

Следует отметить, что, помимо всего прочего, успех перемирия означает эффективность совместных действий Москвы, Тегерана и Анкары и открывает весьма значительные перспективы перед «сирийским трио», которое превращается в ведущую силу на Ближнем Востоке, способную решать самые сложные задачи, обладающую большим авторитетом и совокупной огромной военной мощью.

Такое развитие ситуации категорически не по нраву тем, кто сам стремился быть вершителем судеб стран региона и перекраивать их границы по собственному произволу, в соответствии со своими интересами. Эти силы, чтобы не допустить превращения «трио» в военно-политический союз, выступающий гарантом мира и стабильности в ближневосточном регионе, всеми силами стремятся спровоцировать разногласия между его членами.

Один из наиболее простых способов добиться этого – активизировать вооруженный конфликт в Карабахе. Ведь это одна из самых болевых точек Южного Кавказа, где пересекаются интересы Турции, стоящей за Азербайджаном, и России и Ирана, выступающих союзниками Армении. Ведь если получится спровоцировать неконтролируемое вооруженное столкновение, которое не удастся сразу же купировать, отношения стран «сирийского трио» могут быть сильно осложнены.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, при том что не исключает возможности новых попыток силового решения «карабахского вопроса», крайне не заинтересован в ухудшении отношений с Россией, которое угрожает разрывом или ослаблением экономических связей. Однако, ситуацию усугубляют достаточно сильные позиции в азербайджанском обществе радикалов, исключающих возможность компромисса. Впрочем, таких немало и в Армении.

К этому можно прибавить и то обстоятельство, что значительная часть высокопоставленных азербайджанских чиновников, в том числе и в силовых структурах республики, находятся под контролем иностранных структур. Достаточно сказать, что за последние 15 лет около 1000 азербайджанских граждан прошли в США подготовку по программе «по обмену молодыми лидерами» (FLEX). Почти все ее участники, ставшие американскими агентами влияния (а то и просто агентами спецслужб США) заняли достаточно высокие посты во властных структурах.

Подобным образом, через программы США и НАТО, пропущен практически весь старший командный состав Национальной армии Азербайджана. Кроме того, немало азербайджанских военных связанны с тайными ячейками сторонников Фетхуллаха Гюлена, действующего в интересах Израиля и США и выступающего против курса Анкары на сближение с Россией и Ираном.

Можно не сомневаться, что и «апрельская война» в Карабахе весной минувшего года была инспирирована при участии внешних сил. Причем, по мнению ряда экспертов, четырехдневный конфликт был «случайной акцией», поскольку ВС Азербайджана не вели приготовлений к настоящим широкомасштабным военным действиям. То есть решение о вооруженной провокации против сил обороны НКР принималось, скорее всего, не главой государства, а на уровне командования в зоне конфликта.

Цель очевидна – создать для России еще одну проблему, если получится, втянуть ее в этот конфликт, усилить ее противостояние с Турцией, и сделать невозможным примирение и сближение наших стран. Примечательно, что сторонник прозападного курса Турции Ахмет Давутоглу, тогда еще являвшийся премьером, сразу же после начала столкновений, высказал безусловную и полную поддержку Азербайджану, что в тот момент выглядело явным подстрекательством к эскалации насилия.

Усилиями Москвы конфликт был оперативно погашен, впрочем, с некоторыми репутационными потерями для нашей страны. Армянские радикалы обвинили Россию, выступившую в роли миротворца, в неисполнении союзнических обязанностей. Однако, прозападные агенты влияния в Азербайджане теперь пытаются с помощью очередного карабахского обострения расколоть зарождающийся союз России, Ирана и Турции.

Вскоре после визита Нетаньяху в Баку, произошел новый вооруженный инцидент – теперь уже не на карабахской, а на армянской границе.

Согласно сообщению пресс-службы МО Армении, 29 декабря на участке границы к юго-востоку от села Чинари Тавушской области Армении азербайджанские войска предприняли попытку диверсионного проникновения. ДРГ ВС Азербайджана была обнаружена, в ходе происшедшего боестолкновения и последовавших за ним перестрелок, были убиты армянские военнослужащие: старший лейтенант Шаварш Меликян, рядовые Эдгар Нараян и Эрик Абовян. Баку заявило, что в результате боев без вести пропал военнослужащий ВС Азербайджана Чингиз Салман оглу Гурбанов.

Следующая провокация произошла в ночь на 15 января на карабахско-азербайджанской границе. Согласно сообщению Минобороны, противник нарушил режим прекращения огня около 30 раз. В свою очередь, Азербайджан заявил о гибели в результате неприятельского обстрела своего военнослужащего Фикрета Баширова. Отмечается, что он посмертно награждён медалью «За отличие на военной службе» III степени.

К, счастью, происшедшее не привело к широкомасштабному противостоянию. Однако, каждый такой трагический эпизод усиливает «партию войны» в обеих странах, укрепляет позиции «ястребов», осложняет возможности мирного урегулирования, и повышает вероятность того, что следующий инцидент может спровоцировать настоящую войну, которую остановить уже не удастся, и которая может втянуть в свою орбиту соседние государства.

Исходя из этого, становится очевидным, что от политического урегулирования карабахского конфликта зависит стабильность и мир Южного Кавказа. Понятно, что возможности и авторитет «сирийского трио», а также наработанный им миротворческий опыт, позволяют надеяться на его успех и в Карабахе. Что, несомненно, соответствует долгосрочным интересам всех трех держав.

Борис Джерелиевский  

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"