Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Геополитика
22.12.2015 09:21

Россия рискует остаться без валютных резервов

Отказ правительства Украины вернуть 3-миллиардный суверенный долг России создал опасный прецедент, который может стать примером и для других стран, не желающих возвращать российский долг. Кроме того, обвал цен на сырьевые товары и непредсказуемая военно-политическая обстановка в мире могут привести к краху мирового долгового рынка. В связи с этим Центробанку и правительству РФ следует срочно избавляться от долговых бумаг иностранных государств и полученные средства вернуть на родину.

Цинизм и несостоятельность Украины и двуличие МВФ

Наконец-то на прошлой неделе выяснилась судьба 3-миллиардного официального долга Украины перед Россией. Как и ожидалось, 18 декабря правительство Украины ввело мораторий на выплату России 3,075 миллиарда долларов долга (3 миллиарда долларов – основная сумма долга и еще 75 миллионов долларов – проценты за второе полугодие 2015 года). Кроме того, под мораторий попали и 507 миллионов долларов долга двух украинских компаний – КБ «Южное» и «Укравтодор» российским банкам. Срок погашения украинских евробондов, выкупленных Россией 24 декабря 2013 года, истек в минувшее воскресенье, 20 декабря. По международному праву, включая регламентацию Международного валютного фонда (МВФ), объявленный Киевом мораторий на выплату долга России, означает объявление фактического дефолта Украины.

В том, что Киев отказался вернуть российский долг, в первую очередь, виноват МВФ, снявший 4 декабря запрет на продолжение программы финансирования даже в случае дефолта по суверенном долгу. Это решение МВФ позволил Киеву игнорировать свой долг перед Москвой. Чтобы не вызвать гнев Москвы, МВФ в тот же день подтвердил приоритет погашения суверенного долга перед коммерческим, а 16 декабря Совет директоров МВФ признал долг Украины перед РФ в размере 3 миллиарда долларов официальным, так как еврооблигации были приобретены российским Фондом национального благосостояния по решению и от имени правительства РФ.

Еще в ноябре Москва предлагала Киеву реструктурировать долг с условием, что в 2016–2018 годах Украина погасит задолженность в 1 миллиард долларов в год при наличии гарантий по долгу со стороны США, Евросоюза или одного из международных финансовых институтов. Однако западные покровители киевских властей отказались дать таких гарантий, понимая, что Украина, внешний долг которой по итогам третьего квартала 2015 года достиг 127,53 миллиарда долларов (более 120% ВВП и 10 раз больше международных резервов Украины в размере 13,15 миллиарда долларов), расплатиться не сможет. Но Киев требовал от Москвы реструктурировать долг на тех же условиях, на которые согласились частные кредиторы, то есть списать 20% от общей суммы и продлить срок погашения.

У России есть полное право подать на Украину в Лондонский международный арбитражный суд, так как согласно проспекту эмиссии (пункт Governing Law and Submission to Jurisdiction – применяемый закон и подчинение юрисдикции) все разногласия должны рассматриваться с точки зрения английского права. То, что РФ в этом суде одержит победу, ни у кого нет сомнений. Суд Лондона не встанет на сторону Киева, так как это будет означать фактическим нарушением норм английского права, что чревато дестабилизацией всей мировой финансовой системы.

Ведь большинство выпусков облигаций в мире регулируется именно английским правом и ради интересов Украины никто не будет подрывать доверие к судебной системе и долговому рынку. Решения международного арбитражного суда являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Кроме того, Россия одновременно с обращением в суд имеет право начать процедуру ареста имущества Украины для обеспечения возврата денег. Но это сделать будет нелегко, так как, во-первых, арестованные активы должны принадлежать исключительно государственной компании без частного капитала (исключение составляют дипломатические активы и военное имущество), во-вторых, даже имея в руках решение суда в пользу России в западных странах будут уклоняться от ареста имущества Украины.

Нам будет трудно что-то делать и с самим МВФ, который в российско-украинском долговом споре фактически поддержал сторону Киева. После того, как 18 декабря Конгресс США одобрил изменение системы квот и голосов в МВФ, документы о реформировании этой организации вступили в силу. После реформы Россия в «табели о рангах» МВФ переместилась с 10-го на 9-е место, а ее квота увеличилась до 2,7% от общего числа голосов. Но этого явно недостаточно для того, чтобы повлиять на политику МВФ. Противостояние с этой организацией нам просто не под силу.

Реформы МВФ по изменению квот и голосов были одобрены в самом фонде в 2010 году, однако их принятие до сих пор блокировалось американскими законодателями, так как США являются главным акционером организации, имеющим в ней блокирующий пакет голосов. Несмотря на включение России и других развивающихся стран из группы БРИКС (Бразилия, Китай, Индия) в состав ведущих акционеров МВФ, соотношение квот в фонде кардинальным образом не поменялось. Общее соотношение голосов между развитыми и развивающимися странами в МВФ изменилось лишь незначительно: если раньше оно составляло 60,5% к 39,5%, то теперь эта пропорция изменилась до 57,7% к 42,3%. После реформ общие ресурсы МВФ увеличатся с нынешних 329,83 миллиардов до 659,67 миллиардов долларов, а в Совете директоров МВФ все директора будут выборными. Ранее их назначали правительства пяти стран с крупнейшими квотами.

Путин не теряет надежды улучшить отношения с Западом

Невозвращение Украиной российского долга опасно тем, что оно создало некий прецедент в условиях нынешней санкционной войны между Россией и Западом. Теперь западные страны, вводившие санкции против России, также могут отказаться возвращать российские деньги, вложенные в их государственные облигации. При этом самую большую тревогу вызывает судьба российских инвестиций, вложенных в долговые бумаги США. Если внимательно анализировать, то мы увидим, что 90 миллиардов долларов, вложенные сегодня Россией в американские гособлигации, является некой «временной взяткой» Вашингтону для улучшения российско-американских отношений. Косвенным доказательством этой версии является то, что объем этих буман в составе международных резервов России вновь начал расти после небольшого потепления в российско-американских отношениях, которое произошло после встречи президента России Владимира Путина с госсекретарем США Джоном Керри в мае 2015 года в Сочи. Как известно, в ходе нее российский президент угостил американского госсекретаря крымским вином, и, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, «Керри в беседе с Путиным не упомянул Крым, что является косвенным доказательством того, что США уже де-факто признали присоединение этого полуострова к России». После этой знаковый встречи тон заявлений США в отношении России стал более «мягким», а к вмешательству Москвы в сирийский конфликт на стороне законного президента Сирии Башара Асада Вашингтон отнеся без особого возражения.

В результате отток российских инвестиций из гособлигаций США, которые после начала санкционной войны между Россией и Западом постепенно сокращались с пиковых 123 миллиардов долларов до начала украинских событий до 70 миллиардов долларов в апреле 2015 года, в мае-июне прекратился, а с июля они вновь начали расти, достигнув к 1 сентябрю текущего года 90 миллиардов долларов и только на днях сократила эту величину на 7 миллиардов долларов, что может быть связано с чисто внутренними финансовыми потребностями.

Кстати, существует вполне убедительная версия о том, что покупка Китаем долговых обязательств США на сумму более 1,24 триллиона долларов также является «взяткой» Пекина Вашингтону за то, что последний не закрыл американский рынок для китайских товаров. Поэтому по мере роста китайского экспорта в США увеличивались и объемы купленных Китаем американских гособлигаций. Но китайские инвестиции в американские долговые бумаги возврату не подлежат и могут уменьшиться только в пределах 100 миллиардов долларов. В противном случае США просто закроют американский рынок для КНР, резко повысив импортные пошлины на китайские товары, что чревато крахом экономики Поднебесной.

С 2013 года положительное сальдо в китайско-американской торговле в пользу КНР уже достигло 300 миллиардов долларов в год. В последние 10 лет США от Китая требовали укрепления курса китайской валюты юань на 40%. Но Пекин вместо этого увеличивал объемы покупок гособлигаций США, таким образом отдавая часть своей прибыли от экспорта американскому бюджету. Поэтому он свои средства из американских долговых бумаг может вывести только в случае резкого ухудшения китайско-американских отношений. Но тогда китайские деньги, вложенные в гособлигации США, будут заморожены Вашингтоном  а затем списаны в качестве компенсации ущерба, нанесенного Соединенным Штатам в ходе китайско-американской войны.

Поэтому российские инвестиции, вложенные в долговые бумаги США, нельзя сравнивать с покупкой Китаем американских гособлигаций. Нам не за что давать «взятку» США. А ради улучшения отношений с Америкой без полной отмены антироссийских санкций Запада рисковать с таким объемом денег для России является абсолютно неоправданным поступком. За эту авантюру ответственность несет, прежде всего, председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, без указания которой такие крупные финансовые операции не совершаются.

Восстановить добрые отношения с Западом Владимира Путина вынуждает неблагонадежность «номинальных» союзников и экономических партнеров России. Война санкций показала, что РФ в противостоянии с Западом нельзя положиться на своих союзников и партнеров ни по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и БРИКС, ни по другим проектам. Наши союзники по ЕАЭС – Белоруссия и Казахстан – пытаются извлекать максимальные выгоды от ухудшения отношений России с Западом, другие члены ЕАЭС – Армения и Киргизия – экономически несостоятельные иждивенцы. В свою очередь, Китай ведет двойную игру и негласно работает против нас, Бразилия и ЮАР сами погрузились в экономический кризис, а Индия из-за России не намерена портить отношения с США и Великобританией. Дели в лучшем случае будет, как и прежде, проявлять свой нейтралитет. А Турция, с которой Путин надеялся реализовать крупные энергетические проекты, оказался циничным и подлым предателем, «ударившим в спину» РФ в угоду американцам.

Надо сказать, что переменчивыми стали не только союзники и экономические партнеры России, но и весь мир. Сегодня в глобальном масштабе развернулась негласная война всех против всех. Друг друга надежно и последовательно поддерживают только страны члены англосаксонской мегаимперии – США, Великобритания, Канада и Австралия. Остальные мировые и региональные союзы и коалиции находятся в состоянии полукризиса и неопределенности. Пользуясь этим, мегаимперия сохраняет однополярный мир.

Надежды Путина на улучшение отношений с Западом оправдаются только в том случае, если в президентских выборах в США, намеченных на ноябрь этого года, победу одержит миллиардер-республиканец Дональд Трамп, который очень хорошо относятся к российскому президенту. Все остальные кандидаты, в том числе и главный конкурент Трампа Хиллари Клинтон, в отношении нашей страны настроены недружелюбно. Поэтому в случае победы Клинтон или Джеба Буша России следует немедленно вывести свои деньги из американских гособлигаций.

Однако без улучшения отношений с США невозможно восстановить прежние политические и торгово-экономические связи с Евросоюзом, внешний курс которого определяют кураторы из Вашингтона. И тут есть подозрения, что США с Россией ведут двойную игру. То, что американцы с нами заигрывают, подтверждают расхождения в заявлениях первых лиц США. Так, госсекретарь США Джон Керри в интервью программе «Вести в субботу» заявляет, что Вашингтон не пытается сменить режим президента Башара Асада в Сирии. «Очень важно, чтобы граждане России понимали позицию Соединенных Штатов. Мы не пытаемся поменять режим правления. Мы не вовлечены в «цветную революцию». Мы не вмешиваемся в дела другой страны», — отметил Керрри. Он высоко оценил роль России в выработке единогласно принятой  Совбезом ООН резолюции по Сирии, которая расширила сотрудничество России и США. «Обе стороны (российская и американская – ред.) внесли колоссальный вклад в выработку того проекта резолюции, который потом был принят в Совете Безопасности ООН», – заявил Керри. Но президент США Барак Обама, в свою очередь, выступая на пресс-конференции 18 декабря, заявил, что «Асаду придется уйти, для того чтобы остановить кровопролитие и обеспечить возможность для всех сторон двигаться вперед. Он потерял легитимность».

Но как только испарятся надежды Путина на улучшение отношений с Западом, и он почувствует себя обманутым Соединенными Штатами, то тут же начнется новое обострение в российско-американских отношениях. Тогда под «горячую руку» разгневанного Путина, в первую очередь, попадут российские либералы и западники, выступающие за улучшение отношений России с Западом «любой ценой», и для них начнутся очень тяжелые времена. Путин терпелив, но не прощает своих обидчиков. Его долготерпение связано с тем, что он тщательно раздумывает, как более эффективно нанести ответный удар своему обидчику. Российский президент не из тех людей, которые готовы рассчитаться со своими неприятелями «обычной пощечиной». Путин по характеру боец и он предпочитает с «приличным» ударом отправить своего обидчика в «нокаут». Поэтому ответный удар-возмездия Путина как по внутренним, так и по внешним врагам России будет очень сокрушительным.

Россия рискует остаться без валютных резервов

Если не изменится нынешняя политика ЦБ РФ, то за короткое время могут испариться валютные резервы России. Так, по состоянию на 11 декабря Международные резервы РФ (МРР) составили 371,2 миллиарда долларов. Они складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР – special drawing rights, расчетная денежная единица, используемая Международным валютным фондом), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. Из МРР более 200 миллиардов долларов инвестированы в государственные облигации стран Запада (из них 82 миллиардов долларов вложены в долговые бумаги США).

Во-первых, существуют опасения, что в ходе очередных антироссийских санкций могут быть заморожены финансовые средства государственных структур и компаний России, размещенные в западных банках и вложенные гособлигации западных стран, а также может быть введено нефтяное эмбарго против нашей страны. Известно, что после резкого обострения отношений Запада с Ираном, Ливией и Сирией все финансовые средства этих государств, размещенные в банках и государственных облигациях стран Евросоюза, США, Канады и Австралии, были заморожены. Поэтому Россия первым делом может лишиться 200 миллиардов, вложенных в долговые бумаги стран Запада.

Во-вторых, МРР сократятся за счет снижения цены на золото. Динамика укрепления курса доллара США, снижение цен на нефть, газ и другие сырьевые товары говорят о том, что цена на золото в течение ближайших двух лет может снизиться до 600 долларов за одну тройскую унцию. По данным Банка России, к 1 декабря 2015 года запасы монетарного золота в составе МРР достигли 44,8 миллионов унций (1393,4 тонны), что в долларовом выражении составляет около 48 миллиардов (по курсу одна тройская унция около 1070 долларов). Если цены на золото снизятся до 600 долларов за унцию, то стоимость нынешнего золотого запаса России сократится до 27 миллиардов долларов, то есть МРР сократятся еще на 21 миллиард долларов.

В-третьих, доля евро в валютных резервах РФ (323 миллиардов долларов с вычетом стоимости золотого запаса) составляет 45%, что равно 145 миллиардам долларов. В связи с тем, что Федеральная резервная система (ФРС) США базовую процентную ставку по доллару повышает, а Европейский центральный банк, наоборот, ставки по евро снижает и увеличивает объемы программы количественного смягчения, то ожидается, что в течение ближайших 1,5–2 лет курс европейской валюты по отношению к американской снизится до 0,8 доллара за 1 евро (минус 26,6%). Если российский Центробанк нынешнюю долю евро в МРР будет сохранять и дальше, то валютные резервы нашей страны в долларовом выражении сократятся еще на 26,6 миллиарда.

В-четвертых, сегодня около 6 миллиардов долларов из МРР находится в резервах МВФ. Россия не может вывести эти деньги по двум причинам: во-первых, в случае вывода этих средств из МВФ Россия потеряет право голоса в этой организации. Во-вторых, у МВФ нет свободных средств, чтобы сразу рассчитаться с Россией. Цифры, которые сегодня отражены на балансе МВФ, – это долги экономически слабых государств, многие из которых не в состоянии вернуть кредиты главной международной финансовой организации мира. Кроме того, в связи с тем, что квота России в МВФ после реформирования этой организации повышается до 2,7% от общего числа голосов, а общие ресурсы МВФ увеличиваются в 2 раза, то наша страна свои финансовые резервы в этой организации также должна дважды увеличить.

Таким образом, только по этим четырем вышеперечисленным пунктам, даже без учета двукратного увеличения финансовых ресурсов РФ в доли МВФ, МРР могут сократиться до 117 миллиардов долларов. Но эти средства также могут за пару лет полностью испариться в результате поддержки курса российского рубля из-за резкого снижения цен на нефть, которая может подешеветь до 18–20 долларов за баррель. Тогда ЦБ РФ окажется перед дилеммой: либо регулярно вмешиваться в ход валютных торгов, чтобы не допустить резкого обвала курса рубля и таким образом истратить оставшиеся валютные резервы, либо отпустить рубль на «свободное падение», чтобы беречь валютные резервы. Тогда рубль может обесцениться уже не на проценты, а в разы.

Нового нефтяного шока не избежать

Как минимум, есть шесть причин, по которым резкое снижение цен на нефть в ближайшие месяцы становится неизбежным. Это связано с тем, что, во-первых, в результате повышения процентных ставок американская валюта продолжит укрепляться. ФРС 16 декабря впервые за последние 9 лет повысил базовую процентную ставку по доллару США, доводя ее до 0,5% годовых. Ожидается, что в 2016 году ФРС продолжит ужесточение монетарной политики и процентная ставка по доллару повысится до 1,5% годовых. В результате по мере роста курса доллара будут снижаться и цены на нефть.

Во-вторых, 18 декабря президент США Барак Обама подписал закон о государственном бюджете страны на 2016 финансовый год, одним из важнейших пунктов которого является отмена запрета на экспорт сырой нефти из США впервые за последние 42 года. Напомню, запрет на экспорт сырой нефти из США был введен в 1973 году во время «нефтяного кризиса», когда все арабские страны-члены Организации арабских стран-экспортеров нефти (англ. OAPEC, Organization of Arab Petroleum Exporting Countries – ред.) отказались поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в ходе его конфликта (война «Судного дня») с Сирией и Египтом. Это касалось, прежде всего, США и их союзников в Западной Европе. После этого эмбарго цена на нефть поднялась в четыре раза – с 3 до 12 долларов за баррель. Оставшись без сырья, США решили использовать добытую в стране нефть только для внутренних нужд и запретили ее продажу за рубеж. Арабские страны свои санкции сняли еще в 1974 году, но американское эмбарго действовало до сих пор.

В-третьих, ожидается, что уже в конце января 2016 года санкции с Ирана будут сняты и иранская нефть вольется на мировой рынок, что еще больше увеличит переизбыток черного золота на рынке. На днях госсекретарь США Джон Керри заявил, что Тегеран полностью выполняет условия соглашения по иранской ядерной программе и Вашингтон )а вслед за ним и другие западные страны) готовы отменить санкции против Ирана.

В-четвертых, из-за глобального перепроизводства нефти и замедления экономики основного потребителя черного золота – Китая – на мировом нефтяном рынке наблюдается переизбыток. В-пятых, запасы сырой нефти в американских хранилищах продолжают устанавливать новые исторические максимумы, превышая 490 миллионов баррелей нефти. В-шестых, в крупнейших странах-потребителях нефти – в европейских странах и США – зима оказалась необычно теплой, что снижает потребность в энергоносителях.

Такие мрачные перспективы цен на нефть, опасный прецедент с украинским долгом и нынешняя очень напряженная и непредсказуемая обстановка в мире говорят о том, что Москве следует срочно избавляться от долговых бумаг западных стран и все полученные средства срочно вернуть в Россию. В противном случае мы рискуем остаться без валютных резервов.

Мехман Гафарлы, политолог, специально для «Колокола России»

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"