Архив материалов
Глобализация
03.03.2016 10:15

Цифровой человек и формула Бога

Человек изобрёл колесо, чтобы оно помогло ему двигаться, а оно создало цивилизацию. Человек стал цивилизованным, чтобы изучать окружающий мир, а мир познакомил его с электричеством. Человек овладел электричеством, чтобы осветить своё жилище, а электричество вылилось в информационные технологии. Человек использовал информационные технологии, чтобы с удобством жить в материальном мире, а информационные технологии создали мир виртуальный. Человек использовал виртуальный мир, чтобы имитировать в нём реальность, а виртуальный мир вдруг сам стал реальностью. Человек считает, что живёт в физической реальности. Однако так ли это? Каким будет следующий шаг в цепочке бесконечного конфликта желаемого и действительного? И что может ожидать цивилизацию за горизонтом прогресса?

 

Электрифицированная цивилизация 

 

Последние десятки лет охарактеризовались небывалым всплеском интереса к информационным технологиям и к основным инструментам для работы с ними – компьютерам. Не нужно быть искушённым наблюдателем, чтобы заметить это. Ведь буквально одно поколение назад большинство людей на Земле легко обходились без ноутбуков, мобильных телефонов, планшетов и компьютеров, а средства коммуникации ограничивались стационарными телефонами, почтой и, наконец, личными встречами. В то время такое положение дел казалось незыблемым, и никто и не мог предположить, что через каких-то двадцать-тридцать лет основным инструментом деятельности человека станут электронные устройства. Сомнительно, что даже сами их будущие создатели, например, Билл Гейтс или Стивен Джобс образца, скажем, 1986 года, смогли бы предсказать, что через три десятка лет, человек будет проводить весь свой восьмичасовой рабочий день за компьютером, а дома смотреть на том же компьютере фильмы или играть в игры. Для людей образца 1986 года, привыкших работать руками или, в крайнем случае, копаться в бумагах, а отдыхать на семейных пикниках, такое положение вещей, пожалуй, вообще показалось бы массовым помешательством. Даже объясни им, что компьютер, мобильный телефон и прочие гаджеты – это всего лишь инструменты, созданные цивилизацией, чтобы ускорить своё развитие, вряд ли они смогут в полной мере осознать это.

В сравнении с любым человеком из прошлого – от Гая Юлия Цезаря до Леонида Ильича Брежнева, человек современный полностью погружён в мир электроники. Там он решает большинство своих задач и проблем. На производствах повсеместно внедряется автоматика, которой управляют операторы, стоя за электронным пультом-компьютером, в сельском хозяйстве используются трактора и комбайны, которые в своей современной ипостаси сплошь напичканы электроникой. А все управленческие, административные и научные сферы деятельности вообще целиком переведены в электронную форму.

В электронную форму переведён фактически весь цикл человеческой жизни – образование, работа, повышение квалификации, отдых, развлечение, общение с друзьями и родственниками. Иными словами, человек проводит всё своё время за компьютером или его электронным аналогом, отрываясь лишь на еду и на сон.

Такой образ жизни всерьёз изменил и самих людей, причём в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Человек современный способен ежедневно обрабатывать такое количество информации, которое человек из прошлого мог получить лишь за несколько лет свой жизни. Человек современный имеет фактически неограниченный доступ к науке и знаниям, о котором лет тридцать назад он не мог и помыслить в самых своих сокровенных мечтах. Однако пассивный образ жизни подорвал его здоровье, притупил реакцию, сделал его немощным. Человек стал гораздо умнее, амбициознее, но и вместе с тем слабее. А в связке получилась гремучая смесь, осознающая своё могущество, и одновременно чувствующая собственную слабость. И стоит признать, что это весьма взрывоопасный коктейль...

 

Виртуальная реальность на смену материальной: жизнь в альтернативном мире

 

Глобальная электрификация привела к развитию информационных технологий, которые в свою очередь, помимо выполнения возложенных на них коммуникативных задач, стали использоваться для создания альтернативного информационного пространства, которое на современном языке принято называть виртуальной реальностью. Именно виртуальная реальность позволила человеку на качественном уровне начать моделировать любые процессы – от работы заводского станка до поведения условного противника на поле боя с его последующим уничтожением. Разумеется, столь удобная технология быстро нашла применение во всех сферах деятельности. В частности, одной из первых технологиями виртуальной реальности вооружилась индустрия развлечений, создав целый сектор экономики, связанный с разработкой и реализацией компьютерных игр.

Компьютерные игры позволили человеку моделировать процессы просто ради развлечения – чтобы потешить своё самолюбие, проявить нераскрытые таланты и окунуться в альтернативную реальность. Они стали сродни книгам с миллионом вариантов сюжета и прекрасной графикой взамен воображения. У наших предков никогда не было возможности развлекаться на столь качественном уровне, как это могут делать современные люди. Как следствие, развлечениям сегодня стало уделяться гораздо больше времени и внимания, чем раньше. Причём, речь идёт именно о качественных развлечениях, созданных с помощью технологий виртуальной реальности: читать, пьянствовать или заниматься спортом больше не стали.

В азиатских странах уже давно выделилась целая категория людей, которая целиком посвятила себя компьютерным играм и социальным сетям, игнорируя все остальные сферы деятельности. В Японии таких людей называют «хикикомори», они годами не выходят из дома, существуя на иждивении родственников или зарабатывая в Интернете. Всё свободное время эти молодые проводят за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Согласно последним данным, в одной только Японии «хикикомори» составляют 10% от всего трудоспособного населения страны. То есть каждый десятый молодой японец отказался от всего мирского и добровольно стал затворником, чтобы жить в альтернативной реальности!

А ведь качество виртуальных миров с каждым годом лишь возрастает. В начале минувшей недели Марк Цукерберг торжественно анонсировал стратегическое сотрудничество Facebook с доступной широким слоям населения реализацией технологии виртуальной реальности от компаний Samsung и Oculus Rift.

«Уже скоро мы с вами будем жить в мире, где у каждого будет возможность жить виртуальной жизнью и делиться своими переживаниями с другими людьми, причем они смогут оказаться прямо в центре событий. Представьте, что вы получили возможность посидеть у огня с друзьями немедленно, когда только захотите, или посмотреть вместе кино в своем собственном кинотеатре. Представьте себе встречи в любой точке мира, какой только пожелаете. Все эти вещи станут возможными», – пообещал публике основатель крупнейшей социальной сети.

Технология, которую презентовал Цукерберг, позволяет создавать модели виртуальной реальности с углом обзора в 360 градусов, имитируя полное погружение в альтернативный мир или создавая эффект присутствия. Иными словами, уже в ближайшем будущем человеку не потребуется выходить из дома, чтобы встретиться с другим человеком – любую встречу можно будет провести прямо за рабочим столом, не потеряв при этом, её качества. Совещания директоров, совместная прогулка по лесу или дружеские посиделки с кружкой пива – всё это станет искусственным, но будет почти неотличимо от настоящего. Добавьте сюда виртуальные полёты в космос, рыцарские турниры в средневековой Франции и путешествия по Средиземью в компании хоббитов и вы начнёте, наконец, понимать современного человека. И даже сделаете один шаг в будущее. Вы поймёте, что имея перед собой такие возможности, человек просто не захочет тратить свободное время на материальный мир. Он уже не хочет.

 

Виртуальная реальность как формула Бога – дар или проклятие?

 

Выходит, виртуальная реальность позволяет расширять горизонт человеческих возможностей до бесконечности. Хочешь – стань героем средневековый баллады, хочешь – погуляй  с друзьями по Нарнии, а хочешь, построй собственное королевство и управляй им по своему разумению. Единственный ресурс, который всё ещё ограничивает человека в виртуальном мире – это время. В материальном мире человеку необходимо спать и есть, следить за здоровьем и рано или поздно умирать. Однако и эту проблему может решить виртуальная реальность. Именно компьютеры позволят человеку обрести бессмертие. Об этом уже не раз заявляли учёные в разных частях земного шара.

Так, по мнению нейробиолога Ханны Критчлоу из Кембриджского университета, рано или поздно человек просто научится загружать своё сознание в компьютер. Такое заявление она сделал в мае 2015 года в интервью британской газете The Telegraph.

По мнению учёного, для загрузки личности в машину необходимо, чтобы компьютер смог воссоздать все связи, которые установлены внутри человеческого мозга. Правда для той цели потребуется компьютер, который сможет воссоздать 100 триллионов перекрёстных соединений – только тогда он сможет поддерживать то, что делает людей людьми, считает Ханна Критчлоу.

На первый взгляд, такая гипотеза выглядит чересчур фантастично, однако не исключено, что это вполне вероятное будущее человечества. Ведь что-то такое человек? Это в первую очередь, его сознание и его мысли.

«Cogito, ergo sum» («Я мыслю, значит, я существую»), – считал в своё время французский философ Рене Декарт. Собственно, человек воспринимает всю окружающую его действительность исключительно посредством сознания – то есть мыслями, если быть более точным. Все наши органы чувств – всего лишь костыли для беспомощного мозга, иначе говоря – инструменты восприятия. То, что мы называем «увидел», «услышал», «почувствовал» – есть поток импульсов в нашем мозгу, как и любая мысль вообще. Всё разумное сознание человека – это всего лишь поток импульсов, живущих внутри черепной коробки. А мозг – вычислительное устройство, способное расшифровывать и частично контролировать эти импульсы. Так почему бы человеку не создать искусственное устройство и не перенести в него свою сущность? В таком случае он ведь станет полновластным хозяином своего нового облика и всех прилагающихся ему инструментов восприятия. Не нравится близорукость – покрути настройки и увеличь резкость. Хочешь видеть в темноте – включи инфракрасный спектр восприятия. Не нравится боль – просто выключи эту функцию или уменьши чувствительность.

Однако бескрайние возможности электронного тела и даже бессмертие станет не самым значимым достижением виртуальной реальности. Главное, что обретёт человек в новом мире – это неограниченный потенциал творчества. В его распоряжении окажется «вечность времени, помноженная на бесконечность возможностей». А в их фундаменте будут лежать все знания, накопленные человеческой цивилизацией за всё время её существования. И тогда человек возьмёт на себя роль Творца. Он начнёт создавать из абсолютного «ничего» – из тех самых электрических импульсов и токов, из которых состоит его сознание, из мыслей и образов, из пустоты знаний. Будут ли это огромные вселенные, населённые множеством разумных рас или маленькие безжизненные мирки с дворцом для одного лишь хозяина? Сколько их будет создано – тысячи, миллиарды или бесконечное множество? Фантазировать можно до бесконечности, и ничто не мешает начать уже сейчас. А в виртуальном мире у человека уже просто не будет выбора. Ведь что ещё остаётся абсолютно всемогущему и бессмертному существу, кроме того, что Творить? Думаю, это и есть формула Бога – не имея другого выбора из ничего создавать нечто, из пустоты сшивать материю реальности, сеять жизнь, не обладая ей самому…

Иван Чимбулатов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"