Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Идеология
05.04.2017 08:30

Сарказмом ударим по Западу!

Древнегреческий философ Платон был абсолютно прав, полагая, что смех является не менее смертоносным оружием, чем разящий меч и колкий кинжал

1 апреля российский МИД (учреждение во всём мире ортодоксально строе, официозное и деловое) позволил себе «недопустимую» роскошь и вольность - пошутить над иностранными «партнёрами», в высшей степени предвзято относящимся к России. Что вызвало на макартистски запуганном «русскими ведьмами» Западе нервную реакцию.

Министерство разметило в Facebook «пилотную аудиозапись автоответчика для российских дипломатических миссий за рубежом», на которой человек с серьёзным, почти дикторским голосом на двух языках доводит до звонящего информацию о том, что  если он хочет «заказать звонок» российского дипломата своим политическим конкурентам, то «нажмите один». В этих словах сквозит явная отсылка к ситуации в Соединённых Штатах, где продолжает набирать обороты шумиха по поводу встреч российского посла Сергея Кисляка с представителями американских правящих кругов.

«Чтобы воспользоваться услугами русских хакеров» тот же голос предлагает нажать «два». В этой фразе уже недвусмысленный намёк на продолжающиеся в тех же Штатах самые разные «расследования» по поводу прошедшей там избирательной кампании по выборам президента страны, в которой якобы активно поучаствовали «русские хакеры», из-за чего, собственно, и победил Дональд Трамп.

Для тех же, кому очень нужно вмешаться в выборы, голос советует нажать «три» и дожидаться начала избирательной кампании.

«Обращаем внимание: в целях повышения качества услуг все разговоры записываются», – говорит автоответчик по-русски, затем дублируя своё сообщение по-английски.
Официальный представитель МИДа Мария Захарова сообщила на своей странице в Facebook, что корреспонденты Associated Press обратились в департамент информации и печати МИД России с просьбой «официально подтвердить, что запись автоответчика является шуткой».

***

На днях такое же серьёзное скудоумие проявили американские законодатели.
Сенатор от штата Огайо Шеррод Браун  представил резолюцию, призывающую Трампа ужесточить действующие экономические ограничения в связи с трёхлетней годовщиной воссоединения Крыма с Россией и, как он выразился, «растущей агрессией РФ». Один из аргументов автора инициативы – шутка Владимира Путина о «не заканчивающихся границах России», которую конгрессмен, похоже, не понял. Мало того, не поняли и его коллеги, поддержавшие документ. В резолюции Конгресса обращенной к Трампу говорится: «Президент Путин сделал тревожные заявления о своих взглядах на российскую территорию, сказав, что граница России «нигде не заканчивается».

Напомним, «заявление» российский президент сделал во время награждения лауреатов премии Русского географического общества. В ходе церемонии он неожиданно спросил девятилетнего знатока географии Мирослава Оскирко, где заканчивается граница России, на что тот совершенно правильно ответил – в Беринговом проливе. Путин же, рассмеявшись, заметил, что «граница России нигде не заканчивается». Впрочем, президент сразу оговорился, что это всего лишь шутка.

***

То ли прав известный российский писатель-сатирик Михаил Задорнов, из концерта в концерт повторяющий фразу о «тупых американцах», то ли заокеанские жители настолько больны самими же придуманными стереотипами о нас, как о никогда не улыбающихся, железных людях типа боксёра Ивана Драго – персонажа художественного фильма «Рокки 4», – но всё, что исходит из России, они воспринимают нервно и тревожно-санкционно. Даже в шутках они видят тайную угрозу.

Уже на следующий день после МИДовской «потешки», 2 апреля, начали появляться растерянно-озабоченные комментарии западных экспертов о том, что Россия начинает активно запускать в оборот, ни много ни мало, «новое оружие гибридной войны» – политическую сатиру и острые, убийственные шутки с намёком.

Напомним, в марте Центр стратегических коммуникаций НАТО Stratcom пришел к выводу, что программы КВН, «Прожекторперисхилтон», «Вечерний Ургант» и «МаксимМаксим» являются «тайным оружием» Кремля. По мнению аналитиков, с помощью шуток и едких острот эти программы оказывают мощное антизападное влияние на общественность. Причём не только на российскую, но и русскоговорящую по всему миру! А это и есть «гибридная война». Сначала, мол, русские всё наше, от ценностей до власти, высмеют до такой степени, что это начнёт казаться даже местным обитателям «отстоем», а потом придут «зелёные человечки», и их встретят как освободителей от надоевших дегенератов и навязанного ими образа жизни.

И надо сказать, разрастающаяся в рядах наших «партнёров» паника относительно эффективности воздействия на массы «разящего пера сатиры» небезосновательна. Ведь англосаксы сами изобрели и первыми начали применять против своих оппонентов по всему миру это «колющее» и «режущее» оружие.

***

«Отечество карикатуры и пародии» – аттестовал Англию так называемой Георгианской эпохи (время правления британских монархов Георга III и Георга IV 1760-1830гг.) ещё Александр Сергеевич Пушкин. И по праву, ибо именно здесь, на берегах Туманного Альбиона, вошло в практику и было де-факто поставлено на государственную службу искусство оперативно и остроумно давать отклик на все текущие события на внешнеполитической арене. Причём давать его, находя и умело высмеивая слабые стороны и недостатки своих политических противников, разворачивая общественное мировое мнение в нужном себе ключе и подрывая моральные силы народов – объектов критического воздействия. Использовалась при этом широчайшая палитра смехотворных искусств – от рисованной карикатуры до политической эпиграммы, литературного анекдота и стилизованного фольклора. Выпускалось всё это опять же на самых разных носителях, от печатных периодических газет и сатирических листков, выставлявшихся в витринах издательских магазинов на центральных лондонских улицах, до специально адаптированных под ухо и разум простолюдина баек и куплетов, транслировавшихся в массы при помощи «устного народного творчества».

Надо отдать должное оригинальности воздействия на светское общество. Ведь оно во многом было интернациональным. Графы, бароны, князья и султаны тусовались в светских гостиных Лондона так же легко, как у себя на родине или в любой другой столице Европы. Поэтому через эти гостиные и салоны фактически можно было воздействовать на политические классы и элиты практически всего тогдашнего цивилизованного мира. И для этого воздействия был придуман оригинальный ход – внедрена мода на аренду для развлечения гостей специализированных альбомов карикатур и эпиграмм.

Работа оказалась не напрасной. Известно, что Наполеон Бонапарт был взбешен английскими «пасквилянтами» и при заключении Амьенского мира с Англией в 1802 году потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни.

Уже тогда продукты, как сейчас говорится, «гибридной войны» начинают доходить до далёкой России. Например, у Пушкина граф Нулин возвращается из-за границы «с тетрадью злых карикатур». На этих злых карикатурах Александр Васильевич Суворов представал в образе не то Карабаса-Барабаса – толстого черноусого злого генерала с огромной саблей, волочащейся по земле, не то пирата, поскольку в дополнение ко всему этому набору на голове у него была мохнатая шапка с черепом и костями. От души доставалось и российским самодержцам. Император Павел I на этих «пасквилях» представал в образе безумца, Екатерина II – в образе похотливой властолюбицы, Николай I сразу же после победной Русско-турецкой войны (1828-1829гг.) получает особую кличку Old Nick (Старый Ник) – английское прозвище дьявола, и соответствующий образ жуткого монстра с кнутом и виселицей. Россия как страна и собирательный ассоциативный персонаж получает образ внешне отвратительного кровожадного медведя. Следует отметить, что свирепый русский медведь упоминается ещё в шекспировских пьесах, а некоторое время спустя появляется в качестве символического русского животного на голландских аллегорических гравюрах.

Надо сказать, что как образ медведя (символа свирепой дикости, тупой силы и варварства), так и методика очернительства успешно были пронесены нашими «партнёрами» через века. И Владимир Семёнович Высоцкий в одной из своих песен это очень верно, не без иронии, подметил:

«Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью,

Чем-то щёлкал, в чём был спрятан инфракрасный объектив.

А потом в нормальном свете представало в чёрном цвете

То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив».

Со всем этим накопленным веками багажом, но с гораздо большим, чем в отношении императорской России усердием и изобретательством, подрывался советский строй и разрушался СССР. Кто сочинял и умело запускал к нам через диссиденствующих «кухонных мечтателей» «мудрые» афоризмы типа: «вобла – это кит, доживший до коммунизма», анекдоты про дряхлого и безумного Леонида Ильича и прочие «шутки юмора» о том, как у нас всё плохо, а там всё хорошо?

Кто всеми видами саркастического жанра создавал и продолжает создавать в мире образ русского исключительно в виде небритого, плохо одетого, вечно пьяного, тупого и ленивого мужика, увальня и хулигана, в лучшем случае – с балалайкой, в худшем – с дубиной или топором?

То же относится и к нашей второй половине. Русские женщины представали и предстают в западных комиксах, шутках и фильмах (в особенности туристки на курортах и в отелях) либо как объедающиеся на халяву коровы и хамки, либо как вечно озабоченные флиртом со всеми окружающими гостями и персоналом девушки и дамы вульгарной наружности и поведения. Дети – как исключительно шумные, беспокойные, навязчивые и не умеющие вести себя в общественных местах.

Объектами осмеяния были и остаются даже наша мимика и жестикуляция. Тамошнему населению усиленно внушалась и внушается мысль о том, что русский – это представитель не «нашей» цивилизации. Он по определению не может быть нормальным человеком, тем более равным нам.

***
Но вот россияне приняли вызов и начали не менее успешно высмеивать представителей «высшей расы». И те оскорбились. Вы что себе позволяете! Как смеете?! Это оружие, это война!

Их почитать и послушать, так прямо какой-то Змей Горыныч, получается, о трёх головах: «Газпром», «русские хакеры» и «русские пересмешники»!

Это ведь русских царей и русский народ можно было безобразить, как вздумается. Это ведь советский строй и советских людей можно было высмеивать, разлагать и разваливать СССР, беззастенчиво вторгаясь в его внутренние дела, пороча ценности, личные качества населения и саму их жизнь. А мы ничего подобного делать не можем.

Оказывается, можем.

Русские, как известно, долго запрягают, но быстро ездят. В 1941-42 годах западные «учителя» во главе с немцами жестоко учили советских людей воевать и ненавидеть. Начиная с 1943 года «ученики» начали показывать «учителям» свои успехи в «учёбе». Экзамен сдали в Берлине и на Эльбе.

Возможно, сегодня Запад и не зря так нервничает. Видит, что его «уроки» не прошли для нас даром, и скоро придётся принимать экзамен. Вопрос только где.

Вадим Бондарь

P.S. Когда редакция готовила материал для публикации Сергей Лавров в очередной раз сыронизировал. На сей раз в отношении госсекретаря США  Рекса Тиллерсона. Тот в воскресенье на Совете НАТО пошутил, что с Лавровым «танцевать танго» невозможно, так как ему вообще «не позволено танцевать». На это российский министр съязвил: «Мне мама тоже запрещала с мальчиками танцевать». И добавил: «Если Рекс Тиллерсон чувствует, что еще не со всеми может танцевать, то мы готовы помочь»… Кто сильнее в юморе, тот сильнее психологически. А дипломатия – это борьба интеллектов и психики.

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика