Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Качество жизни
06.04.2016 09:36

Приватизация скорой помощи: бизнес на человеческих жизнях

Брутальные проявления капитализма в последние годы перестали трогать до глубины души наш народ. В самом деле, человек может адаптироваться ко многому, особенно если не видит света в конце тоннеля. Демонтаж государственных социальных гарантий, уничтожение последнего светлого наследия советской эпохи – качественной бесплатной медицины и образования – и его замена на услуги ангажированных «третьих лиц» ныне уже воспринимаются нами как должное. Тем более, что, если верить синоптикам из экономического блока правительства, экономика у нас «достигла дна» и находится где-то в районе «около нуля»…

И все-таки оставались еще на государственном уровне гарантии, имевшие негласный статус неприкасаемых. В том смысле, что стыдно было до поры бизнесменам-олигархам лезть своими загребущими лапами в эти сферы – ведь они касаются непосредственно жизнеобеспечения населения, затрагивают интересы абсолютно каждого гражданина. Поэтому даже стойкие духом впали в ступор, узнав о недавнем поручении президента Владимира Путина Минздраву, согласно которому ведомство должно до 10 июня рассмотреть вопрос о передачи функции перевозок скорой помощи негосударственным компаниям. Обсуждали-обсуждали мы будущую передачу стратегически значимых госпредприятий в частные руки вследствие новой волны приватизации, сокрушались по этому поводу, а тут на тебе – государство скоро вложит в эти самые руки ни много ни мало наши с вами жизни.

Рационализаторов и «безпаникеров», которые пытаются успокоить народ тезисами в духе «перевозки не есть сама скорая медицинская помощь», надо сразу опустить с небес на землю. Транспортировка больных, тяжело больных и находящихся при смерти людей как раз и является ключевой функцией неотложной помощи. Врачи скорой призваны, в первую очередь, максимально облегчить состояние здоровья больного и как можно скорее передать его в руки спецов ближайшей местной больницы. Навыки врачей, фельдшеров и медсестер, естественно, тоже являются значимым фактором, но когда счет идет на минуты, на первый план выходит опыт и оперативность водителя, а также наличие в машине скорой всего необходимого современного оборудования для поддержания жизни. Разумеется, оперативность реагирования на вызов также выходит на первое место. В результате очередной деструктивной «реформы» все эти элементы неизбежно попадут под удар, попадая в прямую зависимость от чаяний «господ кошелька».

Эксперименты по частичной приватизации «скорой» в России на региональном уровне ведутся с середины 2000-х годов. Периодически в СМИ просачивалась скупая информация: в том или ином регионе транспорт отдельных станций скорой медицинской помощи (ССМП) переведен на аутсорсинг. Иными словами, частные автоперевозчики заключали договоры с муниципалитетами и брали под контроль часть функций «скорой».

***

Наибольшую (и прямо скажем, скандальную) славу в этой сфере деятельности снискал молодой предприниматель из Перми Евгений Фридман, на методах и плодах работы которого следует остановиться поподробнее. Экс-руководитель регионального пермского отделения «Опоры России», владелец множества ООО и управляющих компаний (многие из которых, как водится, давно почили в бозе) 33-летний Фридман несколько лет назад начал удивительными образом побеждать во всех городских тендерах по предоставлению транспортных услуг. Позже юрлица этого дельца стали завсегдатаями судебных и прокурорских разборок. Фридману удавалось не платить по счетам никому – ни компаниям, которые поставляли ему автомобили, ни своим водителям, ни индивидуальным предпринимателям, услугами которых он пользовался.

При этом Фридман удивительным образом умудрялся сохранять статус фаворита местных властей. Его профилем стала работа со «скорыми». И в декабре 2010 года в Перми разразился скандал: 15 водителей экстренной медицинской службы не вышли на линию из-за двухмесячной задолженности по зарплате. Горздраву пришлось оперативно заделывать эту брешь, а Фридман начал терять кредит доверия пермской администрации. Тогда же выяснились некоторые особенности бизнеса по-фридмановски: опытным водителям ССМП было предложено переходить на пониженные ставки, либо работать две смены кряду (в нарушение принятых нормативов), либо подыскивать себе другое место. Естественно, у бизнесмена имелся собственный штат водителей, которые были зарегистрированы в других конторах. Они были оформлены в разных ООО, но денег за каторжный труд могли не видеть месяцами, хотя муниципалитет свою сумму по контракту платил Фридману исправно. 

Бизнесмен Евгений Фридман - король госконтрактов на перевозки скорой помощи

В декабре 2012 года этот делец объявляется уже в Волгограде, выигрывая тендер на перевозки больных со своим проектом «Новая скорая помощь». С 1 января 2013 года все имущество муниципальных учреждений здравоохранения стало переводится в региональное, и услуги аутсорсинга начинают в буквальном смысле навязываться сверху крупным городам в регионах. Прекрасная почва для процветания Фридмана, сотоварищи!

Показательны слова председателя комитета Волгоградской городской думы по здравоохранению и жилищной политике Валентина Кляузова, сказанные им после ознакомления с предложением Фридмана:

«Любая коммерческая структура всегда нацелена на то, чтобы заработать побольше денег, и будет использовать для осуществления своих планов любые способы: урезать зарплаты, повышать ставки и так далее. И в итоге я не удивлюсь, если правительство региона будет отдавать баснословные суммы за услуги скорой помощи. Весь этот аутсорсинг – ошибка государства».

Однако депутат оказался бессилен против влияния молодого Фридмана, и вскоре его машины и его водители стали выдавливать десятилетиями работающих в Волгограде сотрудников ССМП. Кстати, экс-муниципальные машины также пошли в расход с легкой руки бизнесмена – не простаивать же добру. Вот что он сам заметил по поводу оборудования на скорой:

«А давай возьмем старые машины и переделаем… У меня же есть хорошие, новые автомобили, но только без медоборудования…»

И здесь мы видим явное несоответствие действительности и заявлений руководства ряда регионов. По словам чиновников, денег на обновление материально-технической базы скорой у регионов нет. Но на примере с Фридманом мы видим, что и частники не собираются вкладываться в это дело. Им бы дай Бог рассчитаться со своими поставщиками автомобилей, а что до спецоборудования – никто не помешает разжиться им за госсчет, демонтировав его с государственного транспорта.

Вот вам и обратная сторона планируемой приватизации – в заключенном с городом договоре необходимый инвентарь в частной машине вообще не указывался. Так что Фридману надо было раскошелиться только на сами «Газели» и носилки. Между прочим, сейчас в госавтопарках достаточно абсолютно новых машин скорой и современных реанимобилей. Ох и повезет тому дельцу, в чьи руки все это будет передано фактически на халяву! Это же просто золотой стартап! Хочешь – разделывай на запчасти и перепродавай частным клиникам, хочешь – переставляй оборудование на свои машины, а хочешь – организуй самое скорое (разумеется, нелегальное) городское такси, внешне неотличимое от «неотложки». Потому чиновники до сих пор тщательно обходят и будут далее замалчивать важнейший вопрос – кому-таки перепадет весь автопарк с приватизированных станций?

И заметьте, никто во власти как бы и не задается вопросом – чем такое посредничество «третьих лиц» с использованием бывшего госимущества принципиально лучше традиционной скорой? Понятно, что ничем, за исключением обогащения частников и исчезновения очередного обязательства у государства.

***

Активность Евгения Фридмана в этой сфере, как и ее последствия, весьма показательны, так что осветим еще один факт. В 2015 году он заявляется в очередной регион, где обкатывается частная «скорая», – республику Башкортостан. Компания Фридмана по «счастливой случайности» оказывается единственным участником тендера и забирает его безо всякой конкуренции. Профсоюзные организации работников ССМП Уфы были шокированы тем, что с 1 января 2016 года их ждало сокращение 183 ставок (хотя по закону их должны были уведомить об этом за три месяца!). Опытные водители, воспринимающие свою работу на скорой не как временный заработок, а как призвание, знающие каждый закоулок и поворот в жилых районах, которые позволят им сэкономить драгоценное время для спасения больного, оказываются выброшенными на улицу.

О том, насколько приватизация скорой помощи будет способствовать ее модернизации, можно узнать из открытого письма профсоюзов работников ССМП Уфы в федеральные органы власти:

«Выезд комиссии Общественной палаты РБ с участием представителей МПРЗ «Действие» 24 и 25 октября на Демскую и Сипайловскую подстанцию г. Уфы показал, что

на работающих здесь по аутсорсингу автомобилях отсутствует полный комплект необходимой медицинской аппаратуры, а та, что установлена, является старым оборудованием, снятым с собственных автомобилей ССМП. Согласно условиям договора, предусмотренным документацией «аутсорсинговых» аукционов, исполнитель обязан предоставить ССМП лишь транспортное средство с экипажем. Собственно медицинское оборудование, за исключением носилок, не предусмотрено. По словам Фридмана и должностных лиц ССМП, оборудование для оснащения частных автомобилей будет сниматься с собственных автомобилей станции. Таким образом, транспортный аутсорсинг не решает, а лишь отодвигает на задний план проблему замены неисправного и устаревшего оборудования, его некомплектности.

Предоставляемые по аутсорсингу автомобили – это, по сути, лишь грузовое такси. Они не оборудованы ничем, кроме носилок. Вся аппаратура берется с автомобилей ССМП. Данная аппаратура находится в плачевном состоянии. Не хватает дефибрилляторов, ЭКГ-аппаратов. Почему сегодня в условиях дефицита средств вместо приобретения жизненно необходимого оборудования закупаются транспортные услуги? В прошлом году, несмотря на протесты профсоюза «Действия», существенные средства были вложены в перевод имеющегося автопарка на газ. Получается, данные средства были потрачены впустую? О какой тогда экономической эффективности идет речь?».

Осенью 2015 года Контрольно-счетная палата Башкортостана провела проверку, которая выявила убыточность перевода двух подстанций уфимской ССМП на аутсорсинг. Согласно докладу, по итогам проверки «закупка учреждением транспортных услуг для двух подстанций у сторонних организаций не привело к экономии средств». Напротив, расходы по статье «транспортные услуги» оказались запланированы с увеличением на 23,8 млн. рублей (или на 178,81%).

Частная "скорая" - скоро во всех регионах России

Можно с большой долей вероятности предположить, что сокращение частниками бригад скорой во имя «экономической эффективности» прямым образом повлияет на сроки их реагирования на вызовы. Федеральный норматив 20-минутного прибытия на вызов сознательно исключается властями из договоров с транспортными компаниями. В Уфе уже отмечались случаи, когда для дежурства на крупных частных спортивных или корпоративных мероприятиях от исполнения прямых обязанностей отвлекались бригады, вышедшие на линию по программе госгарантий, в основное рабочее время. Ничего личного, только бизнес. А в случае чего, все стрелки будут переводиться на врачей СМП, а не на водителей-частников. Страдать от этого будем мы с вами, а привлечь кого-либо к ответственности, очевидно, будет почти невозможно.

Между прочим, нехватка оборудования у ССМП Уфы уже приводит к трагическим исходам. Недавно приехавший на вызов фельдшер не смог надлежащим образом поставить диагноз пожилой женщине из-за неисправности переносного кардиографа. Спустя шесть часов она скончалась.

***

Этот случай прекрасно вписывается в общие печальные последствия «реформирования» нашего здравоохранения. По данным Общероссийского народного фронта, в первом полугодии 2015 года умерло на 27 тысяч человек больше, чем за аналогичный период 2014 года. По уровню смертности на 1000 жителей Россия обогнала европейские страны в 1,5–2 раза. По данным Счетной палаты, количество умерших в больницах в прошлом году на 18 тысяч превысило этот показатель 2013 года. В 14 регионах выросло и количество умерших на дому. И при этом в Минздраве продолжают талдычить об очень высоком проценте необоснованных вызовов скорой. Так если вызовы не обоснованы, то почему умирают люди?

Итак, мы видим, что коммерциализация скорой помощи – один из заключительных этапов уподобления нашей системы здравоохранения американской, где ежегодно десятки тысяч людей умирают из-за недоступности полноценных медицинских услуг. Но проводящее эту линию правительство забывает, что античеловеческий капитализм и индивидуализм всегда был чужд российскому обществу, для которого приоритетными являлись коллективизм и социальное государство как отражение чаяний большинства, как гарантия истинного соблюдения прав и свобод человека.

Если бы в стране действительно не было денег на скорую, если бы бенефициарами всех этих «оптимизаций» и «передач в частные руки» не была близкая к власти элита, можно было бы говорить о каких-то компромиссах. Но на приведенных выше примерах отчетливо видно, что благополучие народа находится в схемах чиновников на последнем месте.

Наши власти словно не понимают или старательно делают вид, что не понимают – уничтожение базовых социальных гарантий в здравоохранении и неизбежно следующий за ним рост смертности населения является серьезнейшим вызовом национальной безопасности России. Пока еще не поздно одуматься…

Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"